Лексика. Словообразование. Любовь к бессмертному поэтическому слову в стихотворении С.Я. Маршака “Словарь”.
Цель:
- Повторить, систематизировать, проверить знания по теме “Лексика. Словообразование” через мультимедиа-игру “За семью печатями”.
- Развивать орфографическую зоркость, обогащать речь, коммуникативные способности.
- Раскрыть особую образность и ёмкость, палитру чувств поэта, научить находить средства художественной изобразительности.
- Прививать интерес к исследовательской деятельности.
- Форма организации познавательной деятельности: групповая работа, проектная деятельность,
- Поисково-исследовательская деятельность.
Оборудование:
- Портреты В.И. Даля, С.Я. Маршака, маршрутные листы, опорные рисунки, схемы, ОК,
- мультимедиа проекты, тестовые задания,
- индивидуальные задания, творческие работы,
- словари, музыкальное оформление.
Ход урока
Объяснение темы и цели урока.
Урок-презентация знаний “За семью печатями”
Условия игры.
Каждая группа получила маршрутный лист и лист заданий.
В игре-презентации 7 этапов – 7 печатей, которые нужно открыть, работая в группах и индивидуально. На каждом этапе через самоконтроль, взаимопроверку, оценку учителя группа будет получать баллы. Побеждает та команда, которая откроет все печати, кодовое слово – ключ знаний – и наберет наибольшее количество баллов.
“За семью печатями”.
Русский язык – один из самых сложных и интересных предметов. Это тайна за семью печатями, она раскрывается самым целеустремленным, трудолюбивым, любознательным и творческим.
Давайте вместе войдем в мир знаний.
Эпиграфом к уроку будут слова Л.Успенской
Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”,
то слово,бесспорно, первая и самая чудесная из них.
- Как вы понимаете эпиграф?
1 печать Тест.
Решите тесты, обсудите в группе, объясните (каждая группа решает свой тест по номеру группы)
Тест.
1. Укажите слова с буквой а в корне:
а) пр...сить
б) ж...леть
в) хл...потать
г) охр...нят
2. Укажите слова с буквой т:
а) радос...ный
б) небес...ный
в) мес...ный
г) опас...ный
3. Укажите слова с буквой ь:
а) туч...
б) шалаш...
в) говориш...
г) доч...
4. Укажите слова с буквой ъ:
а) заш...ем
б) под...ем
в) сер...езный
г) лист...я
5. Укажите слова с удвоенной согласной:
а) арти (л.лл) ерия
б) бе ( с,сс) еда
в) Ро (с,сс) ия
г) ю ( н,нн) ый
Ответы:
1. Б,Г
2. А,В
3. В,Г
4. Б
5. А,В
2 печать Лексика
Знаете ли вы?
1. О лексике
2. В.Даль
3. Индивидуальное задание - 266
Блиц-опрос
- Что изучает лексика?
- Что обозначает это слово?
4. Мультимедиа презентация
“Сколько лексических значений имеет слово?”
“Лексическое значение слова”
- Способы объяснения лексического значения слова.
5. Лексический диктант.
3 печать Фразеологизмы
Что называют фразеологизмами?
Почему мы так говорим?
1. Ариаднина нить.
2. Ахиллесова пята.
3. Гордиев узел.
4. Бить баклуши.
5. Во всю ивановскую
4 печать Поисково-исследовательская
В гостях у Маршака. Мультимедиа презентация.
Выставка книг С.Я. Маршака.
Какие детские произведения Маршака знаете?
- Загадки, “Усатый- полосатый”, “Теремок”,
- “Пожар”, “Человек рассеянный с улицы Бассейной”,
- “Кошкин дом”, “Сказка о глупом мышонке”.
Что вы узнали о С.Я. Маршаке?
- Поэт-переводчик. В.Шекспир “Ромео и Джульетта”
Как он относился к слову? Что значило для него слово?
(Зачитать из статьи В. Смирновой “Поэт, драматург, переводчик” ).
Выразительно прочитайте стихотворение “Словарь”
- О каком искусстве вспоминает поэт? ( О литературе, о поэзии)
Аналитическое задание.
Как вы понимаете последние две строчки первого и последнего четверостишия?
Мультимедиа презентация.
“Средства художественной изобразительности”
Групповая работа.
Анализ стихотворения С.Я. Маршака “Словарь”.
- 1 гр. Объясните лексическое значение слова век, от века вековать?
- 2 гр. Объясните лексическое значение словосочетаний век доживать, бог не дал сыну века, век зедать, век заживать чужой?
- 3 гр. Эпитеты (“потайной фонарь”)
- 4 гр. Олицетворения ( “мерцают искры чувств”, “сойдет искусство”)
- 5 гр. Метафоры (“в подвалы слов”, “древняя рассыпанная повесть”).
5 печать Иноязычно-заимствованный этап
Назовите способы пополнения словарного запаса русского языка
Упражнение 274
Определите в каждой паре слов, какое из них иноязычное, а какое исконно- русское. Объясните, почему вы так считаете?
Проверьте по словарю.
6 печать Словообразовательная
Мультимедиа презентация
“Способы образования слов”
Рейтинговая работа.
Словообразовательный и морфемный разбор.
- “ 3” - 3 слова
- “ 2” - 4 слова
- “ 5” - 5 слов
7 печать “Тёмная лошадка”
“Темная лошадка”
Кроссворд
Назовите способ образования слова обучение?
2. Гиппопотам и бегемот: как называются эти слова?
3. Корень слова, корень дерева, корень зуба, математический корень, корень зла. Какое по значению это слово?
4 .Как называются словосочетания белая ворона, делать из мухи слона, стреляный воробей?
5. Назовите слово, в переводе с греческого обозначающее “слово, выражение”?
6. Труд ? безделье, разговорчивый ? молчаливый, друг ? враг.
Как называются эти слова?
Ответы
1. Суффиксальный
2. Синонимы
3. Многозначные
4. Фразеологизмы
5. Лексика
6. Антонимы
Кодовое слово: УМНИКИ.
Подведение итогов игры – презентации “За семью печатями”.
Награждение победителей
Домашнее задание
1 уровень – параграфы 36-36, упр. 293 + 3 слова морфемный разбор
2 уровень - параграфы 25-36. Творческие задания по выбору.
Карта страны “Лексика. Словообразование”
2. Сочинение-миниатюра “В мире слов”
3. Грамматическая сказка “В государстве Лексика”.
“За семью печатями”
Маршрутный лист___________________________
1 группа
Этапы | Задание | Самооценка | Взаимооценка | Оценка учителя | Баллы |
1. Орфографический | Тест | ||||
2. Лексический | Защита мультипроектов Лексический диктант |
||||
3. Фразеологический | Знаете ли вы? | ||||
4. Поисково-исследовательский | Защита мультипроектов Анализ стихотворения |
||||
5. Иноязычно-заимствованный | Узнай в лицо | ||||
6.Словообразовательный | Защита мультипроектов Способы образования |
||||
“Темная лошадка” |