Урок-презентация на тему "За семью печатями"

Разделы: Русский язык


Лексика. Словообразование. Любовь к бессмертному поэтическому слову в стихотворении С.Я. Маршака “Словарь”.

Цель:

  • Повторить, систематизировать, проверить знания по теме “Лексика. Словообразование” через мультимедиа-игру “За семью печатями”.
  • Развивать орфографическую зоркость, обогащать речь, коммуникативные способности.
  • Раскрыть особую образность и ёмкость, палитру чувств поэта, научить находить средства художественной изобразительности.
  • Прививать интерес к исследовательской деятельности.
  • Форма организации познавательной деятельности: групповая работа, проектная деятельность,
  • Поисково-исследовательская деятельность.

 Оборудование:

  • Портреты В.И. Даля, С.Я. Маршака, маршрутные листы, опорные рисунки, схемы, ОК,
  • мультимедиа проекты, тестовые задания,
  • индивидуальные задания, творческие работы,
  • словари, музыкальное оформление.

Ход урока

Объяснение темы и цели урока.

Урок-презентация знаний “За семью печатями”

Условия игры.

Каждая группа получила маршрутный лист и лист заданий.

В игре-презентации 7 этапов – 7 печатей, которые нужно открыть, работая в группах и индивидуально. На каждом этапе через самоконтроль, взаимопроверку, оценку учителя группа будет получать баллы. Побеждает та команда, которая откроет все печати, кодовое слово – ключ знаний – и наберет наибольшее количество баллов.

“За семью печатями”.

Русский язык – один из самых сложных и интересных предметов. Это тайна за семью печатями, она раскрывается самым целеустремленным, трудолюбивым, любознательным и творческим.

Давайте вместе войдем в мир знаний.

Эпиграфом к уроку будут слова Л.Успенской

Если в мире есть вещи, достойные названия “чуда”,
то слово,бесспорно, первая и самая чудесная из них.

- Как вы понимаете эпиграф?

1 печать Тест.

Решите тесты, обсудите в группе, объясните (каждая группа решает свой тест по номеру группы)

Тест.

1. Укажите слова с буквой а в корне:

а) пр...сить

б) ж...леть

в) хл...потать

г) охр...нят

2. Укажите слова с буквой т:

а) радос...ный

б) небес...ный

в) мес...ный

г) опас...ный

3. Укажите слова с буквой ь:

а) туч...

б) шалаш...

в) говориш...

г) доч...

4. Укажите слова с буквой ъ:

а) заш...ем

б) под...ем

в) сер...езный

г) лист...я

5. Укажите слова с удвоенной согласной:

а) арти (л.лл) ерия

б) бе ( с,сс) еда

в) Ро (с,сс) ия

г) ю ( н,нн) ый

Ответы:

1. Б,Г

2. А,В

3. В,Г

4. Б

5. А,В

2 печать Лексика

Знаете ли вы?

1. О лексике

2. В.Даль

3. Индивидуальное задание - 266

Блиц-опрос

- Что изучает лексика?

- Что обозначает это слово?

4. Мультимедиа презентация

“Сколько лексических значений имеет слово?”

“Лексическое значение слова”

- Способы объяснения лексического значения слова.

5. Лексический диктант.

3 печать Фразеологизмы

Что называют фразеологизмами?

Почему мы так говорим?

1. Ариаднина нить.

2. Ахиллесова пята.

3. Гордиев узел.

4. Бить баклуши.

5. Во всю ивановскую

4 печать Поисково-исследовательская

В гостях у Маршака. Мультимедиа презентация.

Выставка книг С.Я. Маршака.

Какие детские произведения Маршака знаете?

  • Загадки, “Усатый- полосатый”, “Теремок”,
  • “Пожар”, “Человек рассеянный с улицы Бассейной”,
  • “Кошкин дом”, “Сказка о глупом мышонке”.

Что вы узнали о С.Я. Маршаке?

  • Поэт-переводчик. В.Шекспир “Ромео и Джульетта”

Как он относился к слову? Что значило для него слово?

(Зачитать из статьи В. Смирновой “Поэт, драматург, переводчик” ).

Выразительно прочитайте стихотворение “Словарь”

- О каком искусстве вспоминает поэт? ( О литературе, о поэзии)

Аналитическое задание.

Как вы понимаете последние две строчки первого и последнего четверостишия?

Мультимедиа презентация.

“Средства художественной изобразительности”

Групповая работа.

Анализ стихотворения С.Я. Маршака “Словарь”.

  • 1 гр. Объясните лексическое значение слова век, от века вековать?
  • 2 гр. Объясните лексическое значение словосочетаний век доживать, бог не дал сыну века, век зедать, век заживать чужой?
  • 3 гр. Эпитеты (“потайной фонарь”)
  • 4 гр. Олицетворения ( “мерцают искры чувств”, “сойдет искусство”)
  • 5 гр. Метафоры (“в подвалы слов”, “древняя рассыпанная повесть”).

5 печать Иноязычно-заимствованный этап

Назовите способы пополнения словарного запаса русского языка

Упражнение 274

Определите в каждой паре слов, какое из них иноязычное, а какое исконно- русское. Объясните, почему вы так считаете?

Проверьте по словарю.

6 печать Словообразовательная

Мультимедиа презентация

“Способы образования слов”

Рейтинговая работа.

Словообразовательный и морфемный разбор.

  • “ 3” - 3 слова
  • “ 2” - 4 слова
  • “ 5” - 5 слов

7 печать “Тёмная лошадка”

“Темная лошадка”

Кроссворд

Назовите способ образования слова обучение?

2. Гиппопотам и бегемот: как называются эти слова?

3. Корень слова, корень дерева, корень зуба, математический корень, корень зла. Какое по значению это слово?

4 .Как называются словосочетания белая ворона, делать из мухи слона, стреляный воробей?

5. Назовите слово, в переводе с греческого обозначающее “слово, выражение”?

6. Труд ? безделье, разговорчивый ? молчаливый, друг ? враг.

Как называются эти слова?

Ответы

1. Суффиксальный

2. Синонимы

3. Многозначные

4. Фразеологизмы

5. Лексика

6. Антонимы

Кодовое слово: УМНИКИ.

Подведение итогов игры – презентации “За семью печатями”.

Награждение победителей

Домашнее задание

1 уровень – параграфы 36-36, упр. 293 + 3 слова морфемный разбор

 2 уровень - параграфы 25-36. Творческие задания по выбору.

Карта страны “Лексика. Словообразование”

2. Сочинение-миниатюра “В мире слов”

3. Грамматическая сказка “В государстве Лексика”.

“За семью печатями”

Маршрутный лист___________________________

1 группа

Этапы Задание Самооценка Взаимооценка Оценка учителя Баллы
1. Орфографический Тест        
2. Лексический Защита мультипроектов

Лексический диктант

       
3. Фразеологический Знаете ли вы?        
4. Поисково-исследовательский Защита

мультипроектов

Анализ

стихотворения

       
5. Иноязычно-заимствованный Узнай в лицо        
6.Словообразовательный Защита мультипроектов

Способы образования

       
“Темная лошадка”