Предлагаем вашему вниманию педагогический проект по работе со сказками, который включает в себя методику организации деятельности с детьми раннего возраста по сказкам. Представленная система работы с детьми способствует гармонизации их развития, содействует психологическому благополучию, разработана с учетом ФГОС дошкольного образования.
Исходными теоретическими позициями проекта является концепция генезиса общения ребенка М.И.Лисиной, развивающая положения культурно исторической теории Л.С.Выготского, теория ведущей деятельности А.Н. Леонтьева и периодизации психического развития Д.Б. Эльконина.
Информационная карта проекта (см. Приложение 5)
Данный проект адресован педагогам дошкольных образовательных учреждений, работающих с детьми раннего возраста и их родителям.
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность проекта: ноябрь-апрель
Участники проекта:
- дети групп раннего возраста №4 “Цветные ладошки” и №3 “Барбарики”;
- Воспитатели Нестерова С. И., Перова В.А., Ралько Т. Н., Халиуллина А. В.; педагог-психолог Липина В. В.; музыкальный руководитель Катульская С. И.; родители детей.
Возраст детей: 2-3 года.
Актуальность проекта: Третий год жизни характеризуется противоречием между стремлением ребёнка к самостоятельности, которое быстро возрастает, желанием принимать участие в деятельности взрослых и реальными возможностями малыша. Решить эту проблему возможно с помощью игры. Поскольку в этом возрасте самостоятельной игры у детей еще нет, организуется игра со взрослыми вместе. Взрослый дает образец действий, их проговаривает, а ребенок подключается к игровому процессу по мере своих возможностей, с постепенным возрастанием самостоятельности и творчества ребенка в игре.
Ценность раннего детства заключается в том, что оно позволяет ребенку в индивидуальных и совместных со взрослыми занятиях осуществлять разные виды свободной деятельности - играть, рисовать, слушать сказки и рассказы, экспериментировать, конструировать, помогать взрослым.
Эти виды деятельности, не предполагающие выполнения каких-либо жестких правил и норм, ребенок осуществляет по собственному желанию, сам процесс их выполнения и их итоги радуют детей. Но вместе с тем, многообразие этих видов дает детям достаточно много знаний, умений и навыков, а главное - развивает их чувства, мышление, воображение, память, внимание, волю, нравственные качества, тягу к общению со сверстниками и взрослыми.
Многочисленные исследования показали, что при адекватном общении ребенка со взрослыми и обеспечении условий для успешного развития игровой деятельности в этом возрасте закладываются наиболее важные и фундаментальные человеческие способности, и личностные качества – познавательные способности, любознательность, творческое воображение, целенаправленность и настойчивость, доверие к другим людям, уверенность в себе и другие.
Занятия театрализованной деятельностью помогают развивать интересы и способности ребенка, способствуют его общему развитию, проявлению любознательности, усвоению новой информации и новых способов действий, развитию мышления. В тесном практическом взаимодействии, подражая взрослому, дети осваивают предметные действия, правила поведения и общения. Организация театрализовано-игровой деятельности будет способствовать интеграции развития всех сфер духовной жизни ребенка: эмоциональной, волевой, познавательной
Из сказок дети берут много различных знаний: первые представления об окружающем мире, о взаимосвязи человека и природы, сказки позволяют увидеть добро и зло. Персонажи сказок хорошо знакомы детям, их черты характера ярко выражены, мотивы поступков понятны. Язык сказок очень выразителен, богат образными сравнениями, имеет несложные формы прямой речи. Все это способствует формированию желанию принимать участие в играх-хороводах, играх-имитациях. Также у детей развивается умение откликаться на общее эмоциональное состояние: радоваться совместным действиям, танцам, играм, музыке.
Проблема: Почему надо читать детям сказки? Каждый родитель знает, что сказки читать и рассказывать ребенку НАДО. Но не каждый знает, ПОЧЕМУ НАДО.
До сих пор многие родители и педагоги рассматривают ранние этапы жизни ребенка как период преимущественно физиологического созревания Эмоциональная и социальная сфера ребенка, его собственная активность не связываются с понятием “развитие”, что является глубоким заблуждением.
Рассказывание сказок необходимо для жизни ребенка, для его развития, формирования важнейших навыков, для его адаптации в социальном мире, для его последующей духовной самореализации (Т.Грабенко “Зачем детям читать сказки”).
При разработке проекта мы стремились использовать богатое наследие народной педагогики, опыт отечественных и зарубежных педагогов в области воспитания детей раннего возраста, предполагающего признание само ценности раннего периода жизни человека, уважение к личности ребенка, создание условий для развития его активности, инициативности, творческого потенциала.
Цель проекта: развитие интереса к сказкам, создание условий для активного использования сказок в деятельности детей; развитие активности, самостоятельности, эмоциональной отзывчивости к окружающему миру, творческого потенциала ребенка.
Задачи проекта:
Для детей:
- Знакомство детей фольклором по сказкам, с русскими народными сказками “Репка”, “Колобок”, “Теремок”;
- Формирование игровой деятельности детей, основ коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами театров. участие в совместных играх, изображение характерных особенностей поведения персонажей. Поощрение стремления детей создавать игровую обстановку, развитие умение выполнять игровые действия, связанные в простом, близком их жизненному опыту сюжете
- Развитие общения со взрослыми и сверстниками; эмоциональной отзывчивости, внимания, любознательности, желания участвовать в инсценировки
Для педагогов:
- Повышение профессионального уровня педагогов, работающих с детьми раннего возраста, активное участие в театрализации и игровом взаимодействии с детьми по сказкам
- Развитие предметно-развивающей среды, обеспечивающую не только совместную театрализовано - игровую деятельность, но и являющую основой самостоятельного творчества каждого ребенка.
- Разработка планирования работы по проекту по образовательным областям и совместно-культурно-досуговой деятельности с детьми и их родителями на весь учебный год
Для родителей:
- Получение знаний о влиянии сказок на развитие ребенка через папки-передвижки, информацию на сайте.
- Обогатить родительский опыт приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье (досуги, совместные праздники, выставки совместных работ)
- Привлечь родителей к активному участию в проекте (подготовке к праздникам, изготовление декораций, пошив детских костюмов, включение в народные праздники)
Этапы осуществления проекта
I Подготовительный (ноябрь)
Пополнение книжного уголка русскими народными сказками; подбор разных видов театра по сказкам.
Планирование образовательной и совместно-досуговой деятельности по проекту.
Разработка мероприятий и форм взаимодействия для родителей
II Основной (декабрь-апрель)
Рассказывание русских народных сказок с элементами драматизации, сопровождая движениями, неторопливо, нараспев. Формируем умение детей раннего возраста эмоционально и активно воспринимать сказку, отвечать на вопросы по содержанию. Способствуем обогащению словаря детей. Воспитываем любовь к русским народным сказкам.
Этапы развития игровой деятельности по сказкам
Показ сказок с разными видами театра
Помочь детям запомнить последовательность действий героев сказки. Поощрять участие в рассказывании, развивать интонационную выразительность речи. Отгадывание загадок о героях сказки, закрепление представление детей о загадках, формируем умение отгадывать описательные загадки.
Слушание аудиозаписи сказок
Совместное рассказывание сказки по опорным словам с показом движений: “Жили-были..., и была у них..., снесла...”. Обсуждение сказки, ответы на вопросы взрослого по сказке
Обыгрывание сказки с элементами драматизации, активное действие ребенка с героями сказки, выбор вида куклы на выбор ребенка
Настольно-печатные игры “В гостях сказки”: Игры-пазлы “Собери сказку” или “Герой сказки”, кубики со сказками, раскраски по сказкам и др.
Изготовление поделки по каждой сказке (лепка, рисование, аппликация)
Планирование работы по проекту по образовательным областям (см. Приложение 1)
Социально-коммуникативное развитие
Цель: организация взаимодействия с детьми и взрослыми, с целью повышения у детей уверенности в себе.
Формирования позитивного отношения к сверстникам. Выработка умения действовать согласованно. Проведение народных игры “Мы на луг ходили, хоровод водили”, “Каравай”, “Заинька походи” и др.
Игры с куклой, игры имитации с музыкальными инструментами
Игры на взаимодействие с персонажами кукольных театров, с целью формирования основ и коммуникативных навыков через взаимодействие с персонажами театров. Развитие моторной и эмоциональной регуляции ребенка, слухового и зрительного внимания, ориентирование в пространстве
Игры на идентификацию, игры-ряженья с целью развития у ребенка навыков отождествления, уподобления какому-либо персонажу, понимание эмоционально-характерных особенностей персонажа. Плясать как зайка, ходить как мишка и пр.
Игры драматизации, с целью развития психических процессов, восприятия, эмоционально-волевой сферы. “Солнышко и дождик”, “У медведя во бору” и др.
Речевое развитие
Цель: воспитания интерес и любовь к русским народным сказкам.
Беседа “Кто из какой сказки?”, называют любимых сказочных героев и сказки
Чтение, прослушивание и просмотр сказок (аудиозаписи и видеозаписи)
Отгадывание загадок про сказки и сказочных героев, с целью развития логического мышления при отгадывании описательных загадок
Использование разных видов театрализации при рассказе сказок: пальчиковый театр, настольный театр, театр масок, театр игрушки, игрушки прыгунки и другие виды театров
Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешками о героях сказки, поощрять выразительное рассказывание потешек. Обогащение словаря детей образными словами и выражениями.
“Ребятам о зверятах”, знакомство с книгами о животных, рассматривание внешнего вида, выделение описаний зверей и птиц, их повадок, поведение
Дидактические игры “Отгадай, кого загадили”, “Скажи ласково”, “Расскажи сказку, кто первый, второй”. Развивать интонационную выразительность речи.
Познавательное развитие
Цель: Развитие познавательных психических процессов (внимание, мышление, память)
Рассматривание дидактических картин, графических изображений-иллюстраций Е. Чарушина, В. Сутеева
Природный мир “Большие и маленькие” (животные и их детеныши)”. “Звери и птицы: взрослые и их детеныши, отличия во внешнем виде, поведении, возможностях
Игра “Кто у кого?”, называем детенышей животных.
Дидактические игры:
- “Что изменилось?”
- “Чего не стало”
- “Найди по описанию”
- “Волшебный мешочек”
- “Собери сказку”
- Собирание пазлов по сказкам, с изображением героев сказок
Физическое развитие
Цель: Учим детей координировать свои движения с текстом (из сказки). Развивать способность через пластику передавать характер героев сказки Разучивание пальчиковой гимнастики по каждой сказке
Игры со спортивным оборудованием: мячами, скакалками, обручем
Подвижные игры “У медведя во бору”, “Теремок”, “Гуси и волк”, “Веселые зайчата”
Хороводные игры: “Заинька попляши...”, “По малину в сал пойдем”, “Тень-тень”
Подражательные движения характерные животным: ходьба, бег, прыжки (заяц, волк, медведь, лиса)
Пальчиковые игры “У оленя дом большой”, “Я хочу построить дом”, “Мы тихонько кулачком, постучимся в этот дом”
Художественно-эстетическое развитие (музыка, лепка, рисование, аппликация)
Цель: стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализация самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно-модельной, музыкальной и др.)
Музыкальные игры и песни из серии “По сказкам” и Е.Железновой, прослушивание аудиозаписей по сказкам
НОД по конструированию “Широкая и узкая дорожка”, “Домик”, “Башенка из кубиков т кирпичиков”, “Разноцветные ворота”, “Забор”. Свободная игра с напольным конструктором
НОД по лепке “Лесные угощения для зверят” (орешки, грибочки, ягоды), “Калачи”, “Колобок”, коллективная работа “Стоит в поле теремок”, лепка зверюшек с использованием природного материала
НОД по рисованию “Репка”, “Овощи” “Кто гулял в лесу дремучем, оставляя след?”, “Колобок”, “Зайка”, “Мишка”, “Снег по дорожке стелется”, “Разноцветные дорожки”
НОД по аппликации “Домик для Дружка”, “Колобок” (из мятой бумаги), “Гости из леса”
Свободное рисование: раскраски по русским народным сказкам
Формы работы с родителями (Приложение 2)
- Консультация для родителей через папки-передвижки
- Консультация “Значение сказок в жизни ребенка”
- Консультация “Как читать ребенку дома”.
- Акция: “Подари книгу-сказку”
- Изготовление масок и костюмов для сказки
- Выставка совместных работ “Моя любимая сказка”
Формы работы с педагогами
- Подбор наглядно-дидактических пособий к каждой сказке
- Оформление книжного центра по каждой сказке
- Подбор кукольных персонажей по каждой сказке (несколько видов театра по выбранной сказке)
(см. Приложение 3)
- Создание альбома “Русские народные сказки”
- Изготовление альбома “Загадки про сказочных героев”
- Презентация викторины “Отгадай героя сказки”
Итоговое мероприятие (см. Приложение 4)
- Музыкальный досуг для детей групп раннего возраста
- “Ладушки, ладушки, мы в гостях у сказочки” (по русско-народным сказкам)
- Музей сказки
III Заключительный (апрель)
Музыкальный досуг для детей групп раннего возраста
“Ладушки, ладушки, мы в гостях у сказочки”
Продукт проекта: оформление театрального уголка в группе, оформление разнообразных видов театра (настольный, пальчиковый, театр игрушки, маски, варежкой театр и др.) по сказкам “Репка”, “Колобок”, “Теремок”; музей “Русские народные сказки”; пазлы с изображением героев сказок; Викторина “Отгадай героев сказки”; подборка игр на тему “Русские народные сказки”; организация выставок совместного творчества по сказкам.
Название и форма итогового мероприятия (события, праздника и др.):
- Музыкальный досуг “Ладушки, ладушки, мы в гостях у сказочки”
Организация совместно-досуговой деятельности
- Проведение праздников для детей и родителей с активным участие педагогов в инсценировках, театрализованных действиях.
- Подключение родителей к совместному времяпровождению досуга.
Ожидаемые результаты по проекту:
Для детей:
- Адаптация детей к детскому саду, проявление у детей интереса к играм, драматизациям
- Знание и умение самостоятельно рассказывать сказки “Репка”, “Теремок”, “Колобок”.
- Формирование основ коммуникативных навыков, развитие моторной и эмоциональной регуляции поведения ребенка.
Для педагогов:
- Составлены психолого-педагогические рекомендации по работе со сказками, подобраны игровые задания и составлена картотека игр.
- Повышена компетентность педагога по данной теме за счет внедрения проектной деятельности.
- Разработано тематическое планирование совместно-культурно-досуговой деятельности на весь учебный год
- Оформлен театральный уголок, где представлены разные виды кукол и театров по сказкам; предметно-развивающая среда по сказкам.
Для родителей:
- Получение опыта воспитания при помощи сказок, вопросы для размышления
- Организации семейных праздников и развлечений, выставок
- Изменения в отношениях с детьми и по отношению к воспитанию ребенка в ДОУ
Итак, если обобщить все вышесказанное, хочется сказать,
Много сказок есть на свете,
Любят их и взрослые и дети.
Много сказок можем мы назвать,
Надо чаще сказки вспоминать.
И тогда воцарится мир на земле,
Будет лучше и мне и тебе.
Будут счастливы малыши,
Что тропинку к их сердечку нашли.
Список литературы.
- Грабенко Т. М. Зачем детям читать сказки. О курочке Рябе и Рождестве Зверей. -СПб. Речь, 2006
- День за днем говорим и растем. Пособие по развитию детей раннего возраста, О. В. Елецкая, Е. Ю. Вареница, М., ТЦ “Сфера”, 2005
- Забавы для малышей. Театрализованные развлечения для детей раннего возраста 2-3 лет, ТЦ “Сфера”, 2005
- Занятия с детьми 2-3 лет (социальное развитие, окружающий мир), М., ТЦ “Сфера”, 2010;
- Игровые занятия с детьми 2-3 лет. Методическое пособие (От рождения до 3-х лет), М., “Сфера”, 2012
- Игровые досуги для детей 2-5 лет, Н. В. Бодраченко, М.: ТЦ “Сфера”, 2011
- Развивающие занятия для родителей и детей (психолого-педагогическая программа “Счастливый малыш” для детей 2-3 года), Изд-во “Речь”, СПб; М.: СФЕРА, 2011
- Стефанова А. В. Организация Воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста (из опыта работы по программе Детство), ООО “Издательство “Детство–Пресс”, 2014
- Хрестоматия для чтения детям в детском саду и дома. М., Мозаика-Синтез, 2014
- Шехова О. Г. Сказки, игры и колыбельные для развития малышей. – СПб. Речь; Сфера, 2011
- http://WWW.M-W-M.RU/ музыка для малышей
- http://www.solnet.ee - раскраски, игры онлайн, стихи, загадки, ...
- http://1001skazka.com - стихи (в том числе и mp3), сказки, песни