Урок "Экологический детектив". Тема: "Действия с многочленами"

Разделы: Математика, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (22 МБ)


Цель: формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, закрепление знаний и умений по теме “Действия с многочленами”

Ход урока

1. Мотивационно-ориентировочный этап.

- Здравствуйте, ребята! Я, учительница математики Красночетайского района (соседнего с вами), рада приветствовать вас, и предлагаю сыграть в игру.

- Скажите, 2017 год объявлен каким годом в России?

Презентация (слайд 1)

- Президентом России Владимир Владимировичем Путиным 2017 год в России объявлен годом экологии. Поэтому я предлагаю сыграть в игру “Экологический детектив”.

- Вы спросите: что это такое? Давайте разберемся вместе. Во-первых, детектив – это следователь, ведущий расследование. Экология – наука о взаимоотношении человека с окружающей средой. А причем здесь математика? - спросите вы. А математика будет служить нашим инструментом расследования, а именно знания по теме “Действия с многочленами”

- Поэтому цель нашего урока – формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, закрепление знаний и умений по теме “Действия с многочленами”

В игре у нас три команды, которые продемонстрируют сегодня все качества, необходимые экологическим детективам, а вот какими качествами должны обладать детективы вообще, скажет гениальный сыщик.

Презентация (слайд2)

Звучит фрагмент песни гениального сыщика из мультфильма “Бременские музыканты” [1]

(Приложение 1)

Правила игры: в ходе игры надо “вырастить” своё дерево с листочками, за каждый правильный ответ команда получает по листочку, его надо приклеить к стволу “дерева” (рисунок на листе картона). (Презентация (слайд 3)

- Перед началом игры нарисуйте, пожалуйста, человечку лицо, смайлик, соответствующий вашему настроению на начало игры.

- Итак, команды готовы? Начнем нашу игру.

2. Практический этап

Презентация (слайд 4)

Задание 1: Давайте сначала повторим теоретический материал по теме “Действия с многочленами” (устная работа, ответы да/нет). Надо по очереди читаем утверждения и говорим правильно это или нет.

  1. Многочленом называется сумма одночленов
  2. Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.
  3. В результате умножения многочлена на одночлен получается одночлен.
  4. В результате умножения одночлена на многочлен получается многочлен.
  5. Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак “+”, скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки. Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак “-”, скобки опускаем, и знаки членов, которые были заключены в скобки, меняют на противоположные.
  6. Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
  7. (a+b) * (c+d)=a * c+a * d+b * c+b * d=ac+ad+bc+bd
  8. Как расшифровывается аббревиатура ООПТ?

Свободные высказывания детей

- Особо охраняемые природные территории, это уголки природы России (земли, воды и воздуха над ними), которые особо охраняются – строже, чем другие. Они созданы, чтобы сохранять и изучать дикую природу. Животные здесь хозяева! Презентация (слайд 5)

- ООПТ относятся заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Презентация (слайд 6)

- Назовите ООПТ нашей Чувашской Республики?

- В Чувашии расположены 97 природоохранных зон, три из которых имеют федеральное значение: ГПЗ “Присурский”, национальный парк “Чуваш вурман”, а также филиал ботанического сада Российской Академии Наук. Всего территория природных заповедников республики составляет более ста тысяч гектаров.

- Молодцы справились с заданием, повторили теорию. Теперь применим наши знания на практике.

Презентация (слайд 7)

- Вспомним формулы квадрата суммы квадрата разности двух выражений.

Задание 2: Следующее задание на знание формул квадрата суммы и разности. Как поет гениальный сыщик, детектив должен быть наблюдательным, иметь “глаз, как у орла”. Вам предстоит найти верно решенные примеры, найти букву соответствующую номеру задания, составить из них слово и определить что оно означает.

(Приложение 2)

Презентация (слайд 8)

- Озеро Тени -  объявлен памятником природы Постановлением Совета Министров Чувашской АССР в 1981 году. Памятник природы находится в районе в 5 км южнее с. Аликово, на юго-восточной окраине д. Эренары. Относится к 5 наиболее крупным озерам республики, карстового происхождения. Котловина озера представляет собой провальную чашу глубиной до 8,8 м. Имеет экологическое, научное и рекреационное значение. На территории памятника природы и в его охранной зоне выявлено 138 видов сосудистых растений, из которых 3 вида занесены в Красную книгу Чувашской Республики: уруть колосистая, тополь черный, клубнекамыш приморский.

Задание 3:

- Уважаемые детективы, вам нужно раскрыть одно дело. О нем известно следующее:

Постановлением Совета Министров Чувашской АССР в 1981 г этот объект включен в список особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики. Памятник природы расположен на территории Красночетайского района. Что это за объект узнаете, выполнив следующее задание.

Упростить выражения и для каждого выражения из первого столбца найдите соответствие из второго, соедините стрелкой. Ответ запишите в таблице. (Приложение 3)

Презентация (слайд 9)

- Группа торфяных болот “Мульча-Топи”

Торфяные болота расположены в староречье реки Сура. На территории памятника природы и в его охранной зоне выявлено 218 видов сосудистых растений. Растения, занесенные в Красную книгу Чувашской Республики: посконник коноплевый, бекмания обыкновенная, ирис водяной, валериана лекарственная, синюха голубая, пальчатокоренник Фукса, Купальница европейская. Виды, рекомендованные для включения в Красную книгу Чувашской Республики: белоспинный дятел, малый дятел, мухоловка-белошейка, серый журавль и др.

Презентация (слайд 10)

- Эта птица обитает на болотах, в хвойных, смешанных и лиственных лесах Евразии. В период токования - исполнения пения, птица теряет слух (отсюда и название птицы): происходит надавливание костью черепа и закрывается слуховой проход. Глухота приходится на руку охотникам, так как птица не слышит выстрелов.

О какой птице идет речь?

Презентация (слайды 11, 12)

- это ГЛУХАРЬ - на торфяных болотах “Мульча-Топи” имеются токовища тетеревов. Памятник является местом обитания ценной в охотохозяйственном отношении фауны. Является воспроизводственным участком для кабана, водоплавающей дичи. Место обитания речных бобров, норок и уток. Имеет научное и экологическое значение.

Минута релаксации. Презентация (слайд 13)[2]

-сядьте поудобнее, расслабьтесь, можете закрыть глаза и вспомнить приятные минуты на природе.

Задание 4

-Детективы работают слаженно, им посильно любое дело. Следующее задание

Математическое лото.

Каждой группе предлагается большая карта с заданиями и маленькие карточки с ответами. Выполнив задание на большой карте, необходимо найти результат на маленькой карточке и этой карточкой накрыть соответствующее задание на большой карте. Чтобы проверить результат, нужно перевернуть маленькие карточки, обратная сторона которых содержит рисунок с изображением. (Приложение 4)

- Скажите, что изображено на полученной картинке? Презентация (слайд 14)

Это - Дуб “Старейшина чувашских дубов” (другое название “Старейшина чувашских дубрав”) — самый крупный дуб в Чувашской Республике, произрастает в Ильинском лесничестве Моргаушского района. 5 августа 2013 года в Чувашии состоялась торжественная церемония присвоения дубу статуса “Памятник живой природы”. Возраст дерева оценивается в 480 лет. Трижды в него попадала молния. Диаметр ствола на высоте 1,3 м составляет 182 см, обхват — 570 см. Высота до повреждения молнией достигала 26 м, сейчас — 24 м. Дуб и по сей день плодоносит.

Задание 5

- Ребята, вы знаете какую пользу, приносят деревья, леса?

- Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.

- Из чего изготавливают бумагу? (из дерева) . Как мы можем спасти деревья? Ещё из чего изготавливают бумагу? (из макулатуры)

- Решите уравнение и узнайте сколько надо собрать макулатуры, чтобы сохранить одно дерево: x2 - 5(x+12)=x(x-6) (Ответ: 60 кг) Презентация (слайд 15)

- В прошлом году учащиеся нашей школы, участвуя в акции “Бумажный бум”, сдали 4236кг макулатуры . Сколько мы сохранили деревьев, если известно, что 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево? Презентация (слайд 16)

3. Подведение итогов. Рефлексия.

Ребята, вы хорошо потрудились на уроке, вырастили деревья с густой листвой, какие математические действия мы повторили?

Заполнить пропуски: Презентация (слайд 17)

1) х2 +...+ 49 = (х+7)2.
2) 4 х2 –4х+ 1 = (... – 1)2.
3) -3(5 – ...)= 15– 9х.
4) 5а2(3а3 + а) = 5а2 • .... + .... = 15а5 + ....

- Что нового вы узнали?

- Обе команды детективов у нас работали слаженно и вырастили свои деревья.

- У каждого из вас на столе карточки (солнце, солнце, выглядывающее из-за тучки и тучка). (Приложение 4)

Приклейте одну из них, соответствующую вашему настроению, на вашу картинку.

Карточка “солнце” обозначает “Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал”

Карточка “солнце, выглядывающее из-за тучки” обозначает “Урок был интересен, я принимал в нем активное участие”

Карточка “тучка” обозначает “Пользы от урока я получил мало, я не понимал о чем идет речь”, мне это не нужно”

- Запомните, ребята, мы – тоже частица живой природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Так давайте же беречь и любить все живое. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга. Когда все добры и вежливы, счастье приходит в нашу жизнь. Презентация (слайд 18)

Спасибо вам за слаженную работу, урок окончен.

Использованные источники.

1.https://zf.fm/song/200242

2.http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/minutki_relaksacii_mir_v_kaple_rosy/319-1-0-17939

3.http://free-office.net/shablony-powerpoint/obrazovanie/geografiya-i-ekologiya/

4.http://ru.depositphotos.com/108872594/stock-illustration-tree-ecology-logo.html