Цель: формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, закрепление знаний и умений по теме “Действия с многочленами”
Ход урока
1. Мотивационно-ориентировочный этап.
- Здравствуйте, ребята! Я, учительница математики Красночетайского района (соседнего с вами), рада приветствовать вас, и предлагаю сыграть в игру.
- Скажите, 2017 год объявлен каким годом в России?
Презентация (слайд 1)
- Президентом России Владимир Владимировичем Путиным 2017 год в России объявлен годом экологии. Поэтому я предлагаю сыграть в игру “Экологический детектив”.
- Вы спросите: что это такое? Давайте разберемся вместе. Во-первых, детектив – это следователь, ведущий расследование. Экология – наука о взаимоотношении человека с окружающей средой. А причем здесь математика? - спросите вы. А математика будет служить нашим инструментом расследования, а именно знания по теме “Действия с многочленами”
- Поэтому цель нашего урока – формирование активной позиции в области охраны окружающей среды, закрепление знаний и умений по теме “Действия с многочленами”
В игре у нас три команды, которые продемонстрируют сегодня все качества, необходимые экологическим детективам, а вот какими качествами должны обладать детективы вообще, скажет гениальный сыщик.
Презентация (слайд2)
Звучит фрагмент песни гениального сыщика из мультфильма “Бременские музыканты” [1]
Правила игры: в ходе игры надо “вырастить” своё дерево с листочками, за каждый правильный ответ команда получает по листочку, его надо приклеить к стволу “дерева” (рисунок на листе картона). (Презентация (слайд 3)
- Перед началом игры нарисуйте, пожалуйста, человечку лицо, смайлик, соответствующий вашему настроению на начало игры.
- Итак, команды готовы? Начнем нашу игру.
2. Практический этап
Презентация (слайд 4)
Задание 1: Давайте сначала повторим теоретический материал по теме “Действия с многочленами” (устная работа, ответы да/нет). Надо по очереди читаем утверждения и говорим правильно это или нет.
- Многочленом называется сумма одночленов
- Алгебраическая сумма нескольких одночленов называется одночленом.
- В результате умножения многочлена на одночлен получается одночлен.
- В результате умножения одночлена на многочлен получается многочлен.
- Чтобы раскрыть скобки, перед которыми стоит знак “+”, скобки надо опустить, сохранив знак каждого члена, который был заключен в скобки. Когда раскрываем скобки, перед которыми стоит знак “-”, скобки опускаем, и знаки членов, которые были заключены в скобки, меняют на противоположные.
- Чтобы умножить многочлен на многочлен, нужно каждый член одного многочлена умножить на каждый член другого многочлена и полученные произведения сложить.
- (a+b) * (c+d)=a * c+a * d+b * c+b * d=ac+ad+bc+bd
- Как расшифровывается аббревиатура ООПТ?
Свободные высказывания детей
- Особо охраняемые природные территории, это уголки природы России (земли, воды и воздуха над ними), которые особо охраняются – строже, чем другие. Они созданы, чтобы сохранять и изучать дикую природу. Животные здесь хозяева! Презентация (слайд 5)
- ООПТ относятся заповедники, заказники, памятники природы, национальные парки. Презентация (слайд 6)
- Назовите ООПТ нашей Чувашской Республики?
- В Чувашии расположены 97 природоохранных зон, три из которых имеют федеральное значение: ГПЗ “Присурский”, национальный парк “Чуваш вурман”, а также филиал ботанического сада Российской Академии Наук. Всего территория природных заповедников республики составляет более ста тысяч гектаров.
- Молодцы справились с заданием, повторили теорию. Теперь применим наши знания на практике.
Презентация (слайд 7)
- Вспомним формулы квадрата суммы квадрата разности двух выражений.
Задание 2: Следующее задание на знание формул квадрата суммы и разности. Как поет гениальный сыщик, детектив должен быть наблюдательным, иметь “глаз, как у орла”. Вам предстоит найти верно решенные примеры, найти букву соответствующую номеру задания, составить из них слово и определить что оно означает.
Презентация (слайд 8)
- Озеро Тени - объявлен памятником природы Постановлением Совета Министров Чувашской АССР в 1981 году. Памятник природы находится в районе в 5 км южнее с. Аликово, на юго-восточной окраине д. Эренары. Относится к 5 наиболее крупным озерам республики, карстового происхождения. Котловина озера представляет собой провальную чашу глубиной до 8,8 м. Имеет экологическое, научное и рекреационное значение. На территории памятника природы и в его охранной зоне выявлено 138 видов сосудистых растений, из которых 3 вида занесены в Красную книгу Чувашской Республики: уруть колосистая, тополь черный, клубнекамыш приморский.
Задание 3:
- Уважаемые детективы, вам нужно раскрыть одно дело. О нем известно следующее:
Постановлением Совета Министров Чувашской АССР в 1981 г этот объект включен в список особо охраняемых природных территорий Чувашской Республики. Памятник природы расположен на территории Красночетайского района. Что это за объект узнаете, выполнив следующее задание.
Упростить выражения и для каждого выражения из первого столбца найдите соответствие из второго, соедините стрелкой. Ответ запишите в таблице. (Приложение 3)
Презентация (слайд 9)
- Группа торфяных болот “Мульча-Топи”
Торфяные болота расположены в староречье реки Сура. На территории памятника природы и в его охранной зоне выявлено 218 видов сосудистых растений. Растения, занесенные в Красную книгу Чувашской Республики: посконник коноплевый, бекмания обыкновенная, ирис водяной, валериана лекарственная, синюха голубая, пальчатокоренник Фукса, Купальница европейская. Виды, рекомендованные для включения в Красную книгу Чувашской Республики: белоспинный дятел, малый дятел, мухоловка-белошейка, серый журавль и др.
Презентация (слайд 10)
- Эта птица обитает на болотах, в хвойных, смешанных и лиственных лесах Евразии. В период токования - исполнения пения, птица теряет слух (отсюда и название птицы): происходит надавливание костью черепа и закрывается слуховой проход. Глухота приходится на руку охотникам, так как птица не слышит выстрелов.
О какой птице идет речь?
Презентация (слайды 11, 12)
- это ГЛУХАРЬ - на торфяных болотах “Мульча-Топи” имеются токовища тетеревов. Памятник является местом обитания ценной в охотохозяйственном отношении фауны. Является воспроизводственным участком для кабана, водоплавающей дичи. Место обитания речных бобров, норок и уток. Имеет научное и экологическое значение.
Минута релаксации. Презентация (слайд 13)[2]
-сядьте поудобнее, расслабьтесь, можете закрыть глаза и вспомнить приятные минуты на природе.
Задание 4
-Детективы работают слаженно, им посильно любое дело. Следующее задание
Математическое лото.
Каждой группе предлагается большая карта с заданиями и маленькие карточки с ответами. Выполнив задание на большой карте, необходимо найти результат на маленькой карточке и этой карточкой накрыть соответствующее задание на большой карте. Чтобы проверить результат, нужно перевернуть маленькие карточки, обратная сторона которых содержит рисунок с изображением. (Приложение 4)
- Скажите, что изображено на полученной картинке? Презентация (слайд 14)
Это - Дуб “Старейшина чувашских дубов” (другое название “Старейшина чувашских дубрав”) — самый крупный дуб в Чувашской Республике, произрастает в Ильинском лесничестве Моргаушского района. 5 августа 2013 года в Чувашии состоялась торжественная церемония присвоения дубу статуса “Памятник живой природы”. Возраст дерева оценивается в 480 лет. Трижды в него попадала молния. Диаметр ствола на высоте 1,3 м составляет 182 см, обхват — 570 см. Высота до повреждения молнией достигала 26 м, сейчас — 24 м. Дуб и по сей день плодоносит.
Задание 5
- Ребята, вы знаете какую пользу, приносят деревья, леса?
- Леса стоят на страже нашего здоровья. Они поглощают из атмосферы вредные для жизни человека газы, задерживают пыль на поверхности листьев. А вспомните, как легко дышится в знойный летний день в лесу. Гулять в лесу полезно для здоровья. Часовая прогулка среди сосен даст заряд бодрости, укрепит иммунитет и повысит работоспособность даже совершенно здоровых людей. Деревья обогащают атмосферу кислородом и выделяют ароматные смолистые вещества, которые губительно действуют на болезнетворные микробы.
- Из чего изготавливают бумагу? (из дерева) . Как мы можем спасти деревья? Ещё из чего изготавливают бумагу? (из макулатуры)
- Решите уравнение и узнайте сколько надо собрать макулатуры, чтобы сохранить одно дерево: x2 - 5(x+12)=x(x-6) (Ответ: 60 кг) Презентация (слайд 15)
- В прошлом году учащиеся нашей школы, участвуя в акции “Бумажный бум”, сдали 4236кг макулатуры . Сколько мы сохранили деревьев, если известно, что 60 кг макулатуры сберегает от вырубки 1 дерево? Презентация (слайд 16)
3. Подведение итогов. Рефлексия.
Ребята, вы хорошо потрудились на уроке, вырастили деревья с густой листвой, какие математические действия мы повторили?
Заполнить пропуски: Презентация (слайд 17)
1) х2 +...+ 49 = (х+7)2.
2) 4 х2 –4х+ 1 = (... – 1)2.
3) -3(5 – ...)= 15– 9х.
4) 5а2(3а3 + а) = 5а2 • .... + .... = 15а5
+ ....
- Что нового вы узнали?
- Обе команды детективов у нас работали слаженно и вырастили свои деревья.
- У каждого из вас на столе карточки (солнце, солнце, выглядывающее из-за тучки и тучка). (Приложение 4)
Приклейте одну из них, соответствующую вашему настроению, на вашу картинку.
Карточка “солнце” обозначает “Я удовлетворен уроком, урок был полезен для меня, я много, с пользой работал”
Карточка “солнце, выглядывающее из-за тучки” обозначает “Урок был интересен, я принимал в нем активное участие”
Карточка “тучка” обозначает “Пользы от урока я получил мало, я не понимал о чем идет речь”, мне это не нужно”
- Запомните, ребята, мы – тоже частица живой природы. Заболеет лес или река, и нам будет плохо. Так давайте же беречь и любить все живое. Не обижайте ни дерево, ни муравья. Не обижайте друг друга. Когда все добры и вежливы, счастье приходит в нашу жизнь. Презентация (слайд 18)
Спасибо вам за слаженную работу, урок окончен.
Использованные источники.
1.https://zf.fm/song/200242
2.http://easyen.ru/load/nachalnykh/fizminutki_na_urokakh/minutki_relaksacii_mir_v_kaple_rosy/319-1-0-17939
3.http://free-office.net/shablony-powerpoint/obrazovanie/geografiya-i-ekologiya/
4.http://ru.depositphotos.com/108872594/stock-illustration-tree-ecology-logo.html