Образовательные задачи:
- развивать логическое мышление, мыслительные операции сравнения, классификации, сериации, обобщения.
Коррекционные задачи:
- совершенствовать компенсаторную функцию речи, учить сопровождать действия комментарием;
- развивать мелкую моторику и пластику кистей рук.
Материал к занятию:
- пособие “Домик”, предметные карточки
Образовательные области:
- познавательное развитие.
Ход образовательной деятельности
1. Пальчиковая гимнастика
На поляне дом стоит, (руки “крышей” над головой)
Ну а вход в тот дом закрыт. (кисти сплетены и развёрнуты)
Мы ворота открываем, (развести кисти рук)
В этот домик приглашаем. (поманить руками к себе)
Педагог: - В этом доме живут две девочки Катя и Оля. Давайте познакомимся с ними поближе, помоги мне их описать.
2. Дидактическое упражнение “Противоположности”
- Катя роста высокого, а Оля ...(низкого);
- У Кати волосы длинные, а у Оли ...(короткие);
- У Кати коса толстая, а у Оли хвостик ...(тонкий);
- У Кати платье тёмное, а у Оли ...(светлое);
- У Кати пояс на платье широкий, а у Оли ...(узкий);
- У Кати туфли из шероховатой кожи, а у Оли ...(из гладкой);
- У Кати с утра настроение было весёлое, а у Оли ... (грустное);
- У Кати характер твёрдый, а у Оли ... (мягкий).
3. Дидактическое упражнение “Четвёртый верный”
Педагог: - У каждой девочки есть свой вход в дом и своя комната.
У Кати дверь не красная и немаленькая (большая жёлтая). У Оли – не жёлтая и небольшая (маленькая красная). Найди среди четырёх дверей, где Катина, а где Олина.
4. Дидактическое упражнение “Четвёртый лишний”
Педагог: - Поможем девочкам навести порядок в комнатах.
Найди лишний предмет в каждом ряду (мебель, посуда, игрушки, одежда, обувь, головные уборы).
5. Дидактическое упражнение на классификацию
Педагог: - Поможем девочкам приготовить обед. Разбери на группы овощи для супа, фрукты для компота, ягоды для желе.
6. Дидактическое упражнение на сериацию
Педагог: - Теперь разложи картошку по величине.
Ребёнок: - Самая большая, поменьше, ещё меньше, самая маленькая.
Педагог просит ребёнка закрыть глаза, убирает одну картошку и просит указать её место в ряду.
Аналогично ребёнок раскладывает морковку по длине, лук по толщине.
7. Физкультминутка “Как живешь?”
Педагог: - Ну что ж, мы хорошо помогли девочкам, теперь пришло время поиграть.
Как живёшь – вот так,
Как плывёшь – вот так,
Как бежишь – вот так,
Вдаль глядишь – вот так,
Ждёшь обед – вот так,
Машешь вслед - вот так,
Ночью спишь – вот так,
А шалишь – вот так!