Творческие игры на уроках русского языка

Разделы: Начальная школа


 Игра помогает ребенку отыскать себя
 в обществе, себя в человечестве, себя во Вселенной.

 Я. Корчак
 

Играйте в гениев, и вы станете гением!
С. Дали

Дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка в начальной школе. Сложилась определенная методика их подготовки и проведения, накоплен богатый материал, существует целый ряд интересных методических пособий по данной теме. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет все более высокие требования к ученику как к личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать ее творческой.

Творческая игра, в отличие от дидактической, предполагает несколько вариантов решения игровой задачи. В некоторых видах игр таких вариантов бесконечно много, поэтому каждый ученик может предложить свой и как следствие подключить весь творческий потенциал. Научить ребенка думать самостоятельно, отстаивать свою точку зрения – главная задача творческой игры.

Любую творческую игру можно использовать неоднократно. Для того чтобы интерес к ней не снизился, ее можно модифицировать за счет замены оборудования (вводятся новые предметы, картинки, условные обозначения) или введение новых правил. Полезно также привлекать к этому процессу и самих учащихся: пусть проявят фантазию и изменят игру, а может быть, и создадут новую, будут играть не только на уроке, но и во внеурочное время.

Существует игра, в которой необходимо вписать в клеточки буквы так, чтобы получилось слово (по заданным правилам).

Сначала надо дать возможность каждому ученику придумать свои слова, поощряя каждый вариант. Затем можно усложнить данную игру, попросив ребят подбирать слова только одной части речи, или на заданную тему, или на какое-либо орфографическое правило и т.д. Когда данная игра будет освоена детьми в полной мере, следует переходить на новый, более сложный уровень. Ученики получают задание придумать свою игру, подобную данной, используя разное количество букв и разные буквы, например:

Невозможно даже предположить, сколько таких игр могут придумать дети.

Простор детской фантазии открывает игра на придумывание собственных слов (обязательно мотивированных, имеющих связь с реальными словами). Например, при изучении темы «Сложные слова» можно предложить ученикам придумать свои слова, продолжая ряд, затем определить значения подобранных слов: самолет, самокат, самосвал… (самовоз, самопрыг, самобег и др.)

При изучении темы «Имена собственные» попросить учащихся придумать свои клички для животных, отображая их внешний вид или повадки: коза Бодуля, петух Крикун, собака Лаюшка, конь Быстроног, барашка Кудряшка и др.

При закреплении навыков орфографической зоркости помогают творческие тексты.

Задание: написать текст, предварительно восстановив смысл каждого слова и предложения в целом.

З м и а.

В п ы л а с н г е. В л с е у т х и о. М д в д е е и з л г л а е и в б р л г е о у и с п т я. Б л к е и с д т и я в д п л у е г р з т ы у
р х о е и . З й к а и з л з л а е и п д о к с т у ы . З л е ы в л к о и
б г т е а ю п о л с е у .

а з о К.

а л и Ж – а л ы б а з о к. У е е н о л ы б ь м е с к о т е д .
а н О а л а л е д с е б е с у к ш у б з и . й ы д ж а К ь н е д а з о к а л и д о х у а з м о м р о к . а т я л з о К ь с и л а в а т с о а м о д и н д о.

Использование таких игр только оживляет урок, при этом осуществляется взаимодействие учитель – ученик.

Таким образом, творческие игры на уроках русского языка способствуют не только активизации мыслительной деятельности младших школьников, но и определяют стремление ребенка к определенному состоянию – переживанию преодоления реальности, возможности самораскрытия личности, выхода за пределы собственного «Я».