Цель: формирование целостного восприятия окружающего мира, развитие любознательности, интереса к исследовательской и познавательной деятельности детей.
Программное содержание:
- способствовать обогащению и закреплению знаний детей о свойствах воздуха, расширению представления детей о значимости воздуха в жизни человека; развивать у детей способности устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы; воспитывать интерес к исследовательской деятельности.
- познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования воздухом — кляксографией.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости, давайте поздороваемся с ними. (Приветствие). А теперь встанем в круг и поздороваемся друг с другом. (Игра на общение)
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Если каждый улыбнется -
Утро доброе начнется.
- Доброе утро!
Воспитатель: Ребята, посмотрите на нашу группу. Что в ней находится? (Столы, стулья, шкафы, игрушки …) А что же находится между полом, потолком, стенами - там, где пусто? (Воздух.) Молодцы! Для чего нам нужен воздух? (Дышать.) Сделайте глубокий вдох, выдох. Вы знаете, сколько человек может прожить без еды и воды? (несколько дней) А без воздуха? (не больше 5 минут). Сегодня мы с вами будем говорить о воздухе.
/Слышится шум. Вбегает Незнайка./
- Ой! Чуть не опоздал. Это 8 группа? Привет, малыши! Знайка мне рассказал, что у вас сегодня будет что-то интересное. Почему меня - знаменитого Незнайку - не позвали? Я ведь столько знаю, даже представить трудно.
Воспитатель: Здравствуй, Незнайка. Оставайся, мы гостям всегда рады. Сегодня мы поговорим о воздухе и будем экспериментировать, как настоящие ученые-исследователи.
Незнайка: О воздухе? А кто его видел, этот воздух? Может, его и нет вовсе? Лично я никогда не видел воздух, а вы, ребята? Вот Знайка говорит, что он всегда вокруг нас. А как понять, что этот самый воздух вот сейчас в этой комнате?
Воспитатель: Ребята, помогите мне! Давайте вместе с вами докажем Незнайке, что воздух всё-таки есть. Но сначала скажите, почему мы не видим воздух? Почему называем его невидимкой? (Выслушивает ответы детей). Воздух прозрачный, значит, через него всё видно. А что ещё бывает прозрачным? Давайте найдем прозрачные предметы в нашей групповой комнате (Стекла в окнах, стенки стакана, графин, очки и т.д.)
Ребята, сейчас мы с вами попробуем увидеть воздух.
Воспитатель берет в руки стакан. Ребята, как вы считаете, этот стакан пустой? Внимательно посмотрите, есть ли в нем что-нибудь? (Показывает стакан ребятам, выслушивает ответы.)
Незнайка: Что это вы показываете какой-то стакан? Каждому ясно, что в нем ничего нет. Давайте что-нибудь в него положим или нальем.
Воспитатель: Говоришь, ничего нет в моем стакане? А вот мы сейчас посмотрим, проверим.
Воспитатель переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой (стакан надо держать очень прямо). Что получается? Попадает ли вода в стакан? Почему нет? Обсуждает это с ребятами.
Делает вывод: в стакане есть воздух, он не пускает туда воду.
Воспитатель снова опускает стакан в банку с водой, но теперь держит его не прямо, а чуть наклонив. Что появляется в воде? Мы видим пузырьки воздуха. Откуда он взялся? Воздух выходит из стакана, а его место заняла вода. Ребята, почему Незнайка думал, что в стакане ничего нет? (Потому что воздух прозрачный, невидимый.)
Вывод: воздух прозрачный, поэтому его не видно.
Незнайка, ты теперь убедился, что воздух существует?
Незнайка: Эка невидаль, воздух! Я, может, и раньше знал, что воздух есть.
Воспитатель: Давайте отправимся в нашу лабораторию, в которой мы вместе будем проводить опыты (шагают по кругу, затем идут до столов.)
Чтоб природе другом стать,
Тайны все её узнать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать
качество — внимательность,
А поможет всё узнать
Наша наблюдательность.
Вот мы и очутились в нашей научной лаборатории. Садитесь за столы. А теперь мы превращаемся в ученых-исследователей.
Воспитатель: При работе в лаборатории есть определенные правила: необходимо соблюдать тишину, не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно.
Незнайка: Хорошо, договорились.
Воспитатель:
Внимание! Внимание!
Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут,
Постарайтесь все понять,
Много нужно нам узнать.
Итак, начнем наши опыты. Ребята, вы знаете, как можно увидеть воздух? (ответы детей)
Эксперимент № 1
«Видим воздух при помощи трубочки и ёмкости с водой»
Воспитатель: Нужно взять трубочку, опустить один конец в воду, а в другой подуть.
Что вы увидели? (Пузырьки воздуха) Подуйте в трубочки слабо. А теперь сильно. В обоих случаях пузырьков было одинаковое количество? (Нет) Почему?
Воспитатель: С помощью трубочки и ёмкости с водой мы увидели воздух.
Вывод: когда мы выдыхаем много воздуха, то пузырьков много, когда поменьше выдыхаем воздуха, пузырьков мало.
Незнайка: А у меня такое получилось! Буря в стакане воды! А еще я люблю мыльные пузыри пускать, они разноцветные и летают!
Воспитатель: А что находится у них внутри, как ты думаешь, Незнайка?
Незнайка: Каждому ясно – мыло.
Воспитатель: Ребята, а вы как думаете? Что было бы, если бы внутри пузырей было мыло? (Выслушивает ответы детей и подтверждает, что внутри пузырей – воздух.)
Ребята, вы знаете, как можно поймать воздух? Подумайте (ответы детей).
Эксперимент № 2 «Можно ли поймать воздух? Движется ли он?»
Воспитатель: Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? (Воздух) Какой он? Вы его видите?
Воспитатель: Давайте проверим. Возьмите острую палочку (зубочистку) и осторожно проколите мешочек.
Поднесите его к лицу и нажмите на него руками. Что вы чувствуете? (Воздух.)
Незнайка: Эка невидаль, воздух поймали в пакетик!
Ребята, открою вам тайну: я могу двигать воздух! (Машет на детей веером из бумаги). Чувствуете, как он движется?
А хотите, я фокус покажу? (Кладет легкую салфетку на край стола и взмахом книги приводит салфетку в движение, салфетка слетает на пол.)
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему слетела салфетка?
(Между салфеткой и книгой есть воздух, он и привел салфетку в движение.)
Вывод: Воздух может двигаться.
Незнайка: А можно услышать воздух?
Эксперимент № 3 «Слышим воздух».
Воспитатель: Давайте подумаем, как его можно услышать? (ответы детей).
Возьмите крышечку или листочек тонкой бумаги и подуйте с краю. Что вы слышите? (Звук, воздух.)
Еще воздух можно услышать, когда дует ветер. Он гоняет воздух, и тогда можно слышать различные звуки воздуха (вой, свист).
Незнайка: У меня воздух по-настоящему слышно, как будто я настоящий музыкант.
Воспитатель: Незнайка, опять ты хвалишься. Действительно, с помощью воздуха музыканты играют на духовых инструментах (трубах, тромбонах, саксофонах). Они дуют в отверстие инструмента, воздух дрожит и получаются музыкальные звуки.
Незнайка: Дети, вы знаете, наши мамы тоже настоящие музыканты и умеют играть на духовых инструментах (раздает игрушечные музыкальные инструменты родителям).
И получился у нас замечательный оркестр.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, мы тоже разговариваем и слышим друг друга благодаря воздуху.
Вывод: когда воздух движется, колеблется, его можно услышать.
Незнайка: Я понял. Значит, звуки распространяются только по воздуху. Получается, если я полечу на Луну, то ничегошеньки там не услышу? Знайка говорит, что на Луне нет воздуха. Даже бесполезно будет разговаривать? Так не интересно. Лучше я отправлюсь путешествовать на большом воздушном шаре. Мандаринового цвета…
Ой! Мне даже показалось, что мандарином запахло. А можно почувствовать запах воздуха? (ответы детей)
Эксперимент № 4 «Узнай по запаху»
Воспитатель: Сам воздух не имеет запаха, но может запахи переносить. По запаху, перенесенному из кухни, мы догадываемся, какое блюдо там приготовили.
Сейчас я предлагаю вам с закрытыми глазами ощутить ароматы (апельсин, лимон, лук, банан и т.д.).
Вы замечательно справились. Молодцы.
Вывод: воздух переносит запахи.
Эксперимент № 5 «Имеет ли воздух вес?»
Воспитатель: Ребята. Как вы думаете, имеет ли воздух вес? Это мы сейчас проверим. (На столе разложены предметы: резиновая игрушка, кусок резины.)
Возьмем кусочек резины и опустим его в воду. Он утонул. А теперь опустим в воду резиновую игрушку. Она не тонет.
Почему? Ведь игрушка тяжелее кусочка резины? Что внутри игрушки? (воздух)
Вывод: воздух имеет вес, но он легче, чем вода.
Эксперимент № 6 «Можно ли рисовать с помощью воздуха?»
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что воздухом можно рисовать? (ответы детей) Эта техника называется кляксография. Хотите попробовать?
Воспитатель: Сейчас мы с вами попробуем при помощи воздуха, красок и трубочки рисовать (показывает технику кляксографии: капнуть каплю акварели на бумагу и раздуть ее при помощи коктейльной трубочки в разные стороны (дети пробуют рисовать).
Ребята, посмотрите, у нас получился праздничный салют!
Кляксы могут быть и большого размера, и если пофантазировать, то и вы их можете превратить в животное, птицу, цветок, несуществующее животное и т.д. Очень интересные рисунки можно нарисовать и совместно с родителями.
Вывод: воздух можно использовать при рисовании в технике кляксография.
Воспитатель: Итак, мы сегодня провели множество опытов.
Скажите, вам понравилось проводить опыты и экспериментировать? (ответы детей.) Какой опыт вам показался интересным больше всего? Что вы сегодня узнали нового? Как называется техника рисования воздухом?
Наше увлекательное занятие подошло к концу, вы все были внимательными, активными. Молодцы, ребята.
Незнайка: Дети, мне очень понравилось у вас, но пора возвращаться домой. Вы знаете, жители Цветочного города просили передать вам небольшие сувениры.
Буду очень рад прийти к вам в гости снова.
До свидания, ребята! До свидания, взрослые!