Цель: создание образовательной среды для уточнения и активизации словаря по теме «Домашние животные», формирования лексико-грамматического строя речи и речевой активности, развития слухового внимания, памяти, общей и мелкой моторики ребенка.
Задачи:
- коррекционно-обучающая: закрепить активный и пассивный словарь по теме «Домашние животные; упражнять в изменении имен
- существительных по падежам; учить пересказывать сказку о домашних животных (кошке, собаке, корове);
- коррекционно-развивающая: развивать речевой слух, мышление, диалогическую речь, память, координацию речи с движением и тонкую моторику;
- воспитательная: воспитывать навыки организованного поведения на занятии, умение слушать вопросы логопеда и отвечать на них.
Образовательная среда:
- характер взаимодействия субъектов деятельности: совместная деятельность педагога с ребенком.
- средства обучения и воспитания: наглядные, словесные, практические.
- предметно-практическая среда: фасолевый бассейн, аудиозапись голосов домашних животных, фигурки домашних животных, предметные картинки (кролик, свинья, овечка, коза, лошадь, кошка, собака, корова, хозяйка), предметные картинки – тени домашних животных, прищепки, два фломастера (маркера).
Ведущая образовательная область: «Речевое развитие», «Познавательное развитие».
Планируемые результаты: ребенок будет самостоятельно рассказывать сказку о домашних животных.
Примерный план занятия
1. Мотивационно побудительный этап.
- Послушай, чей это голос звучит? Найди и покажи фигурку этого животного.
Логопед включает аудиозапись голоса животного, а ребенок ищет в фасолевом бассейне фигурку животного.
- Что ты услышал? (Я услышал голос коровы, лошади, овцы, свиньи, собаки, кошки)
- Как подает голос собака? (Она лает)
- А кошка? (Она мяукает)
- А свинья? (Она хрюкает)
- Как подает голос корова? (Корова мычит)
- А лошадь? (Лошадь говорит И-го-го.)
- Она ржет.
- А овца как? (Овца говорит Бе-бе-бе.)
- Она блеет.
- Кто это одним словом? (Это домашние животные)
2. Основной этап.
Игра “Отгадай загадку” (на столике разложены картинки с изображением домашних животных и прищепки)
- Послушай загадку, найди картинку с отгадкой и прикрепи к картинке прищепку.
Даёт молоко нам, хотя не корова,
Шерстью своею делиться готова.
Она непоседа и егоза …
Как называем её мы? … (Коза)
- Кто это? Как ты догадался? (Ответ ребенка)
- Молодец! Слушай следующую загадку.
Быстрее ветра я скачу,
«Цок-цок» - копытами стучу,
Я громко «Иго-го» кричу,
Садись на спину – прокачу!
(Лошадь)У меня живёт подружка
Вся в весёлых завитушках.
Щиплет травку возле речки
В шубке беленькой … (Овечка)
Игра «Найди тень»
- Скажи, кто нарисован на картинках с прищепками? (Это домашние животные)
- Почему их так называют? (Они живут у человека и приносят ему пользу, а человек о них заботится).
- Рассмотри тени на карточках. Кому из животных принадлежит 1-я тень? Прикрепи к карточке с тенью прищепку. (Ребенок прикрепляет прищепку того же цвета, что и прищепка на животном, которому тень принадлежит).
Аналогично со 2-й и 3-ей тенью. Когда все прищепки прикреплены:
- Давай проверим, правильно ты выполнил задание.
Логопед помогает ребенку перевернуть панно с картинками и мы видим разноцветные дорожки, идущие от одной прищепки к другой.
- Проведи пальчиком по дорожке от прищепки к прищепке.
- Ты правильно выполнил задание? (Ответ ребенка)
- Посмотри на картинки, про кого я не загадала загадок? (Про корову, про собаку, про кошку). А кто это? (Это домашние животные)
Рассказывание сказки логопедом.
- Вот о них я хочу рассказать тебе сказку. Слушай внимательно.
По ходу рассказывания сказки выставляются картинки.
Спор животных.
Корова, кошка и собака заспорили между собой, кого из них хозяйка больше любит.
- Конечно, меня, - говорит кошка. - Я мышей хорошо ловлю.
- Нет, хозяйка любит больше меня, - говорит корова. - Я её семью молоком пою.
- Нет, меня, - ворчит собака, - я её дом стерегу.
Послушала хозяйка этот спор и говорит:
- Перестаньте спорить. Все вы мне нужны и каждый из вас хорош на своем месте.
Беседа по сказке.
- Как называется сказка?
- Кто стал спорить?
- О чем спорили животные?
- Что сказала кошка? Корова? Собака?
- Что сказала хозяйка?
- Молодец!
Подвижная игра "Хозяюшка"
- Давай встанем на ковер и поиграем в игру про хозяюшку.
Наша-то хозяюшка хороша была. | Ребенок показывает раскрытые ладошки. |
Всем в избе работу хозяюшка дала: |
Поочередно соединяет большие пальцы рук, потом указательные, потом средние, безымянные и мизинцы. |
Чашечку собачка моет языком, |
Складывает ладони чашечкой, "лижет" чашечку. |
Свинка собирает крошки под окном, |
Приседает, делает ритмичные наклоны головой. |
По столу котище лапою скребёт, |
Встает, делает руками движения к себе. |
Половичку козочка веником метёт. |
"Метёт" пол. |
Повторное рассказывание сказки логопедом.
- Сейчас я повторю сказку "Спор животных", а ты внимательно послушаешь и попробуешь рассказать её сам.
Логопед еще раз рассказывает сказку ребенку.
- Попробуй повторить сказку.
Пересказ сказки ребенком с опорой на картинки.
Ребенок повторяет сказку.
Логопед, если нужно, оказывает необходимую помощь.
Работа у доски. (Развитие межполушарного взаимодействия и тонкой моторики)
- Сегодня ты замечательно рассказал сказку, а теперь познакомься с котятами – это Пушок и Мурзик. Котята устроили соревнования, кто быстрее догонит мышонка.
(Ребенок рассматривает картинку на доске)
- Помоги котятам: возьми два фломастера и проведи линии одновременно двумя руками: сначала по линии 1, потом по линии 2, и закончишь по линии 3.
Ребенок выполняет задание под счет логопеда: 1-2-3.
- Ты помог котятам поймать мышонка! Они дарят тебе за это наклейку.
3. Рефлексивный этап.
- Расскажи, о ком мы сегодня рассказывали? Вспомни название сказки. Кому ты ее расскажешь?