Проект «Кукушкины слёзы», или «Открой, трава, свои секреты»

Разделы: Работа с дошкольниками


Вид проекта: познавательно-исследовательский, коммуникативный

Участники проекта: дети старшей группы, родители

 Цель проекта: способствовать росту познавательной и коммуникативной активности детей через знакомство с многообразием целебных трав России

Задачи проекта:

  • создать развивающую среду по формированию у детей представлений о пользе лечебных трав для здоровья людей;
  •  поддерживать проявления детской инициативы в различных видах деятельности по тематике проекта;
  •  содействовать развитию продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми на основе доброжелательного партнерства;
  • поощрять рождение индивидуальных и семейных идей и замыслов в процессе реализации проекта.

Актуальность проекта

«Против каждой болезни трава выросла» - так говорили наши прабабушки. Мы решили с помощью проектной деятельности доказать себе и детям достоверность этих слов. Тем более, что одна из воспитанниц группы однажды после слушания стихотворения Ирины Токмаковой «Усни-трава», спросила: « А это правда, что есть трава – кукушкины слезы? Мне про нее бабушка рассказывала…». Мы не смогли ответить на вопрос ребенка, потому что не слышали о такой траве. Ведь у матушки природы очень много секретов, которые нам предстояло узнать. Так родился проект «Кукушкины слезы» или «Открой, трава, свои секреты».

Условия поэтапной реализации проекта

Этап первый – подготовительный:

  • Провели индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их мнения о теме проекта
  • Предложили родителям стать участниками проектной деятельности и сформировать инициативную группу по поддержке проекта
  • Совместно с инициативной группой определились в цели и задачах проекта и составили план действий
  • Создали развивающую среду (приготовили познавательные энциклопедии, иллюстрации и фотографии лекарственных растений, информативные данные о них, нашли для показа видеоролик «Атлас лекарственных растений», составили кроссворды, собрали загадки, пословицы и поговорки, продумали содержание детско-родительского досуга «Лесная аптека», подобрали дидактические игры)

Этап второй – основной

Данный этап включил в себя интеграцию образовательных областей:

  • «Социально-коммуникативное развитие»,
  •  «Познавательное развитие»,
  •  «Речевое развитие»,
  •  «Художественно-эстетическое развитие»  и представлен следующими видами детской деятельности:

- Беседа-презентация «Лечебные травы – здоровье на долгие годы»

- Рассматривание энциклопедий

- Семейные познавательные презентации «Азбука целебных трав»

- Просмотр видеоролика «Атлас лекарственных растений»

- Экскурсия в аптеку

- Решение проблемных ситуаций: «Травы лучше, чем таблетки?», «Как оказать помощь?»

- Простейшее экспериментирование: «Какой чай вкуснее?» (просто чай или чай с мелиссой»

- Сюжетно-ролевая игра «Аптека»

- Дидактические игры «Вершки и корешки», «Узнай растение» (по описанию, фотографии, строению, частям, запаху), лото

- Игра-ходунок «Отгадай загадку – делай ход»

- Разгадывание семейных кроссвордов

- Детско-родительская викторина «У природы в гостях»

- Чтение художественной литературы: В.Бианки “О травах”, Н. Павлова “Хитрый одуванчик”, Б. Вовк “Цветы», И.Токмакова «Усни-трава»

- Рисование «Наши зеленые друзья»

- Выставка детских рисунков

- Театрализованная игра «Спор растений»

- Театрализованный детско-родительский досуг «Лесная аптека»

Этап третий - заключительный:

  • Совместное с родителями подведение итогов проектной деятельности
  • Объявление благодарности активным участникам проекта
  • Подготовка презентации
  • Презентация проекта на совместном с родителями педсовете
  • Представление проекта на городскую конференцию «Человек и общество» (секция «Мир детства»)

Результаты проектной деятельности:

  • В процессе знакомства с целебными травами России дети проявили высокую познавательную активность и стремление к общению со сверстниками и взрослыми, что говорит о высокой эффективности проектного метода
  • В ходе подготовки семейных презентаций о травах дети получили опыт взаимодействия со взрослыми по созданию совместного продукта и испытали большое чувство удовлетворения от социального принятия их труда сверстниками и педагогами
  • Родители увидели в детях интересных партнеров по совместной деятельности, способных выдвигать идеи, проявлять инициативу, строить межличностные отношения на основе дружелюбия и уважения прав каждого участника проектной деятельности

Продукты проекта:

  • Семейные презентации о травах
  • Сценарии детско-родительских викторины и досуга
  • Кроссворды
  • Игра-ходунок
  • Дидактические игры, лото
  • Подборка загадок, пословиц, стихов