Вид проекта: познавательно-исследовательский, коммуникативный
Участники проекта: дети старшей группы, родители
Цель проекта: способствовать росту познавательной и коммуникативной активности детей через знакомство с многообразием целебных трав России
Задачи проекта:
- создать развивающую среду по формированию у детей представлений о пользе лечебных трав для здоровья людей;
- поддерживать проявления детской инициативы в различных видах деятельности по тематике проекта;
- содействовать развитию продуктивного общения детей со сверстниками и взрослыми на основе доброжелательного партнерства;
- поощрять рождение индивидуальных и семейных идей и замыслов в процессе реализации проекта.
Актуальность проекта
«Против каждой болезни трава выросла» - так говорили наши прабабушки. Мы решили с помощью проектной деятельности доказать себе и детям достоверность этих слов. Тем более, что одна из воспитанниц группы однажды после слушания стихотворения Ирины Токмаковой «Усни-трава», спросила: « А это правда, что есть трава – кукушкины слезы? Мне про нее бабушка рассказывала…». Мы не смогли ответить на вопрос ребенка, потому что не слышали о такой траве. Ведь у матушки природы очень много секретов, которые нам предстояло узнать. Так родился проект «Кукушкины слезы» или «Открой, трава, свои секреты».
Условия поэтапной реализации проекта
Этап первый – подготовительный:
- Провели индивидуальные беседы с родителями с целью выявления их мнения о теме проекта
- Предложили родителям стать участниками проектной деятельности и сформировать инициативную группу по поддержке проекта
- Совместно с инициативной группой определились в цели и задачах проекта и составили план действий
- Создали развивающую среду (приготовили познавательные энциклопедии, иллюстрации и фотографии лекарственных растений, информативные данные о них, нашли для показа видеоролик «Атлас лекарственных растений», составили кроссворды, собрали загадки, пословицы и поговорки, продумали содержание детско-родительского досуга «Лесная аптека», подобрали дидактические игры)
Этап второй – основной
Данный этап включил в себя интеграцию образовательных областей:
- «Социально-коммуникативное развитие»,
- «Познавательное развитие»,
- «Речевое развитие»,
- «Художественно-эстетическое развитие» и представлен следующими видами детской деятельности:
- Беседа-презентация «Лечебные травы – здоровье на долгие годы»
- Рассматривание энциклопедий
- Семейные познавательные презентации «Азбука целебных трав»
- Просмотр видеоролика «Атлас лекарственных растений»
- Экскурсия в аптеку
- Решение проблемных ситуаций: «Травы лучше, чем таблетки?», «Как оказать помощь?»
- Простейшее экспериментирование: «Какой чай вкуснее?» (просто чай или чай с мелиссой»
- Сюжетно-ролевая игра «Аптека»
- Дидактические игры «Вершки и корешки», «Узнай растение» (по описанию, фотографии, строению, частям, запаху), лото
- Игра-ходунок «Отгадай загадку – делай ход»
- Разгадывание семейных кроссвордов
- Детско-родительская викторина «У природы в гостях»
- Чтение художественной литературы: В.Бианки “О травах”, Н. Павлова “Хитрый одуванчик”, Б. Вовк “Цветы», И.Токмакова «Усни-трава»
- Рисование «Наши зеленые друзья»
- Выставка детских рисунков
- Театрализованная игра «Спор растений»
- Театрализованный детско-родительский досуг «Лесная аптека»
Этап третий - заключительный:
- Совместное с родителями подведение итогов проектной деятельности
- Объявление благодарности активным участникам проекта
- Подготовка презентации
- Презентация проекта на совместном с родителями педсовете
- Представление проекта на городскую конференцию «Человек и общество» (секция «Мир детства»)
Результаты проектной деятельности:
- В процессе знакомства с целебными травами России дети проявили высокую познавательную активность и стремление к общению со сверстниками и взрослыми, что говорит о высокой эффективности проектного метода
- В ходе подготовки семейных презентаций о травах дети получили опыт взаимодействия со взрослыми по созданию совместного продукта и испытали большое чувство удовлетворения от социального принятия их труда сверстниками и педагогами
- Родители увидели в детях интересных партнеров по совместной деятельности, способных выдвигать идеи, проявлять инициативу, строить межличностные отношения на основе дружелюбия и уважения прав каждого участника проектной деятельности
Продукты проекта:
- Семейные презентации о травах
- Сценарии детско-родительских викторины и досуга
- Кроссворды
- Игра-ходунок
- Дидактические игры, лото
- Подборка загадок, пословиц, стихов