Название курса: “История России”
Автор и название учебника: А.А Данилов, “История России XIX век”
Класс: 8 класс
Тип урока: Усвоения новых знаний
Форма урока: Проблемный урок
Цель урока: Способствовать формированию у обучающихся знаний о причинах и ходе Крестьянской реформы 1861, определить ее роль для дальнейшего развития страны.
Задачи:
Образовательные:
- Факты: учащиеся должны знать главных идеологов крестьянской реформы: Александр II, Я.И.Растовцев.
- Теория: учащиеся должны знать основные мероприятия подготовки крестьянской реформы и ее положения.
- Даты: учащиеся должны знать ключевые даты крестьянской реформы: 1857, 1858, 1859, 1860-1861, 19 февраля 1861г.
Развивающие задачи:
- Учащиеся должны уметь анализировать, выделять главное, обобщать.
- Учащиеся должны уметь выдвигать гипотезу, строить свои предположения и уметь доказать ее.
- Учащиеся должны уметь работать с источником.
Воспитательные задачи:
- Научить школьников высказывать свое мнение по поставленному вопросу.
- Способствовать формированию требовательного отношения к себе.
- Способствовать умению оценивать свою работу и работу товарищей.
- Структура урока представляет собой следующее:
На уроке используются следующие ресурсы: видеопроектор, мультимедийная презентация “Отмена крепостного права”, учебник “История России XIX век” для 8 класса, авторы А.А.Данилов, Л.Г. Косулина, портрет Александра II, репродукции картин: “Деревня”. Федор Васильев, 1869; “Возвращение из города”. Алексей Корзухин, 1870; “Торг. Сцена из крепостного быта”. Николай Неврев, 1866; раздаточный материал: Отрывки из исторических документов: Объявления о продаже крестьян, Записки князя П.П.Гагарина, М.П. Позена, А.М. Унковского, объявление о продаже крестьян; “Положения о выкупе крестьянами... в собственность полевых угодий”; “Общее положение о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости от 19 февраля 1861 года”.
Ход урока
I. Организационный этап (2 -3 мин.)
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Определение отсутствующих. Организация внимания.
II. Актуализация прежних знаний. (5-7 мин.)
1855 год на престо вступает новый император – Александр II. В день коронации он простил все недоимки подушной подати, возвратил из ссылки всех осужденных по делу о тайных обществах 1825 года и заговору М.В.Петрашевского. Но историческое имя “Царь Освободитель” связано с иным событием. (слайд 1, Приложение 1)
Обращается внимание учеников на портрет Александра II.
Отрывок из стихотворения А.С.Пушкина “Деревня”. (читает учитель)
Не видя слез, не внемля стона,
На пагубу людей избранное судьбой,
Здесь барство дикое, без чувства, без закона,
Присвоило себе насильственной лозой
И труд, и собственность, и время земледельца.
Склонясь на чуждый плуг, покорствуя бичам,
Здесь рабство тощее влачится по браздам
Неумолимого владельца.
Здесь тягостный ярем до гроба все влекут,
Надежд и склонностей в душе питать не смея,
Здесь девы юные цветут
Для прихоти бесчувственной злодея.
Опора милая стареющих отцов,
Младые сыновья, товарищи трудов,
Из хижины родной идут собой умножить
Дворовые толпы измученных рабов.
- Чем было крепостное право для России? (учащиеся выдвигают предположения)
Работа с репродукциями картин (до начала урока закреплены на доску, дополнительно проецируются на экран: слайды 2,3,4, Приложение 1)).
“Деревня”. Федор Васильев, 1869;
“Возвращение из города”. Алексей Корзухин, 1870;
“Торг. Сцена из крепостного быта”. Николай Неврев, 1866;
Учащиеся совместно с учителем по этим картинам дают оценку уровня жизни крестьянских семей.
Обсуждение: объявлений о продаже крестьян (есть в документах на партах, на доске) – (Приложение 2)
- Как вы считаете, какая же у нас сегодня тема урока? (Подвожу к тому, что бы тему назвали сами)
Тема: Отмена крепостного права в России. (слайд 5, Приложение 1)
- Исходя из темы урока, какую же цель мы должны сегодня достигнуть?
Цель: Узнать как проходила отмена крепостного права в России. (слайд 6, Приложение 1)
III. Этап постановки проблемы. (5 мин.)
Создается проблемная ситуация
Эвристическая беседа по вопросам:
По мнению ряда историков, “отмена крепостного права была подготовлена предшественниками Александра II, оставалось сделать один решительный шаг, и он его сделал”. Проанализируйте политику Александра I и Николая I по крестьянскому вопросу. Подтвердите фактами или опровергните мнение историков. (слайд 7, Приложение 1)
Какие события отечественной истории середины XIX века, на ваш взгляд, ускорили решение правительства об отмене крепостного права? (слайд 8, Приложение 1)
В ходе беседы определяются предпосылки отмены крепостного права в России.
Формулируется проблема
Манифест от 19 февраля 1861 года современниками был воспринят по-разному.
Одни называли 19 февраля “великим днем”, сам Александр II назвал этот день “лучшим днем” своей жизни; другие – “чистым обманом, издевательством над крестьянами” (Н.А.Некрасов). В одной из статей Н.П. Огарева, опубликованной в журнале “Колокол”, крестьянская реформа оценивалась следующим образом: старое крепостное право заменено новым. Вообще крепостное право не отменено. Народ царём обманут”. В своих работах Н.Г. Чернышевский убеждал, что крестьянская реформа антинародна, а подлинное освобождение крестьян может быть достигнуто путём революционного перехода к социализму. (слайд 9, Приложение 1)
Проблема: - Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной? (слайд 10, Приложение 1)
IV.Этап решение проблемы. (20 - 25 мин.)
Гипотеза
Что бы ответить на этот вопрос и принять ту или иную точку рения нам с вами необходимо составить объективное мнение о реформе 1861 года.
План урока: (слайд 11, Приложение 1)
1. Подготовка крестьянской реформы
2.Основные положения крестьянской реформы 1861г.
3. Значение отмены крепостного права
Поиск доказательств
1.Подготовка отмены крепостного права
В сложных условиях проходила подготовка реформы. Стали создаваться комитеты по крестьянскому делу, которые рассматривали старые проекты решения крестьянского вопроса.
Работа со схемой (выведена на слайде 12, Приложение 1))
Секретный комитет 1857 |
Главный комитет 1858 |
Редакционная комиссия 1859 |
Государственный совет 1860-1861 |
В 1857 году был создан Секретный комитет, через год он был преобразован в Главный комитет по крестьянскому делу. Самая главнейшая здесь новация - введение гласного обсуждения и рассмотрения вопросов освобождения крестьянства.
В марте 1859 года в качестве “рабочего органа” при Главном комитете были учреждены Редакционные комиссии, которые занимались рассмотрением материалов. Председателем комиссией был назначен генерал Я. И. Ростовцев. (слайд 13, Приложение 1)
Заслушивание доклада: Я.И. Ростовцев (дано опережающее задание одному из учеников)
Работа учащихся с историческими источниками, затем беседа по вопросам (слайд 14, Приложение 1)
Источники: Помещичьи проекты Крестьянской реформы князя П.П.Гагарина, помещиков М.П.Позена и А.М.Унковского. (Приложение 3).
Задания (У учеников в раздаточном материале + на слайде)
Ответьте на вопросы:
а) Какие варианты Крестьянской реформы предлагали дворяне?
б) Обсуждение каких вопросов вызвало наиболее горячие дискуссии? (земля и выкуп)
в) В чём была главная трудность при составлении единого проекта закона Редакционными комиссиями?
г) Какой из проектов, на ваш взгляд, в большей степени отвечал интересам крестьянства?
2.Основные положения крестьянской реформы 1861г. (слайд 15 - 16, Приложение 1)
Работа учащихся с историческими источниками, затем беседа по вопросам, параллельное заполнение таблицы на слайде.
Источники: Извлечение из “Общего положения о крестьянах, вышедших из крепостной зависимости”, “Положения о выкупе крестьянами… их усадебной оседлости” (Приложение 4,5).
Задания : (У учеников в раздаточном материале + на слайде)
На основе анализа источников ответьте на вопросы:
а) На какую категорию крестьян распространялся “Манифест 1861 года”?
б) Какие права получили крестьяне по новому закону?
в) В чьей собственности находилась земля после Крестьянской реформы 1861 года?
г) При каких условиях крестьяне становились сельскими собственниками (крестьянами – собственниками)?
Работа с таблицей (заполняется по ходу работы над документом и рассказа учителя) (слайд 17,21 (проверка заполненной таблицы), Приложение 1)
Положение крестьян
До реформы | После реформы |
1. Личная зависимость | 1. Личная свобода, гражданские права |
2. Земля в руках помещиков | 2. Наделение крестьян землей: нечерноземные губернии-прирезки, черноземные губернии-отрезки |
3. Барщина, оброк | 3. Временнообязанные: отработки, испольщина |
4. Выкупные платежи: 20% - крестьнин, 80% - государство (в течение 49 лет необходимо выплатить долг государству) | |
5. Положение крестьян определялось при участии мирового посредника и соглашением между помещиками и крестьянами - Уставная грамота |
Дополнительные сведения о положениях крестьянской реформы учащиеся получают из рассказа учителя. (слайд 18-20, Приложение 1)
По закону для крестьян был определен размер земельного участка.
- Каким образом происходило наделение крестьян землёй?
- Как вы думаете, где крестьяне получали максимальный, а где минимальный надел?
Порядок совершения выкупной сделки
Все крестьяне до заключения выкупной сделки, а также те, кто не смог заплатить 20% стоимости надела, считались временнообязанными и должны были в полном объеме выполнить прежние повинности - испольщину (оброк) и отработки (барщина), хотя были лично свободными.
Отработки - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они работали у помещика.
Испольщина - крестьяне получали во временное пользование часть земли, вместо платы за землю они отдавали помещику половину урожая.
- Как вы думаете, почему были определены именно эти условия?
Анализ доказательств
Перед вами отрывок из поэмы Н.А.Некрасова “Кому на Руси жить хорошо?” (проецируется на экран, слайд 22, Приложение 1)
В каком году – рассчитывай,
В каком земле – угадывай,
На столбовой дороженьке
Сошлись семь мужиков:
Семь временнообязанных
Подтянутой губернии,
Уезда Терпигорева,
Пустопорожней волости,
Из смежных деревень –
Заплатова, Дырявина,
Разутова,
Горелова, Неелова,
Неурожайка тож.
– Когда могло происходить действие поэмы?
– Как и почему называются губерния, уезд и деревни, из которых были мужики?
- Какой вывод на основании всех изученных нами материалов мы можем сделать?
V. Этап рефлексии (5-7 мин.)
Первичное закрепление знаний учащихся:
Задание 1. Расположите в две группы понятия, которые характеризуют положение крестьян до реформы (А) и после реформы (Б): (слайд 23, Приложение 1)
1) временнообязанный;
2) дворовый;
3) барщина;
4) отрезки;
5) выкупные платежи;
6) крепостной.
Задание 2: Участок земли, доставшийся крестьянам в результате реформы 1861 года, назывался: (слайд 24, Приложение 1)
1) наделом;
2) отрубом;
3) имением;
4) вотчиной.
Вторичное закрепление. (слайд 25, Приложение 1)
- Какие положительные и отрицательные стороны Крестьянской реформы вы можете назвать? Свой ответ обоснуйте.
- В чём историческое значение отмены крепостного права?
Проблема: - Почему, на ваш взгляд, разнятся оценки этого события? Какая из оценок Крестьянской реформы вам кажется наиболее точной? (слайд 26, Приложение 1)
Реформа 1861 года вызвала недовольство и помещиков и крестьян. Однако, несмотря ни на что, отмена крепостного права имела огромное значение для России. Теперь все россияне становились свободными. Было уничтожено право собственности на труд и личную свободу людей. Перед нашей страной открылась возможность развития новых хозяйственных отношений.
Александр II за эту историческую реформу получил почётное звание царь-освободитель.
Подведение итогов:
Учитель выставляет оценки за урок, дети в листах самооценки делают отметки о своих успехах на уроке. (Приложение 6). (слайд 27, Приложение 1)
VI. Информация о домашнем задании (2 мин.) (слайд 28, Приложение 1)
Учитель задает домашнее задание, комментируя его: параграф 20 – знать ключевые моменты, выучить новые понятия (ВСЕМ!!!)
Решить задачу: Посчитайте, сколько должен заплатить за землю помещику крестьянин, который ежегодно платил оброк 10 рублей?
Творческое задание: написать эссе на тему “Народ освобожден, но счастлив ли народ?” или написать Уставную грамоту (договор крестьян деревни с помещиком).