Цель урока: сформировать у школьников среднего звена навыки использования морфологических норм современного русского литературного языка.
Задачи:
1) образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; предупреждение орфографических ошибок, умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;
2) развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;
3)воспитательные: формирование коммуникативных качеств учащихся, умение работать в группах, в парах.
Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.
Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности: анализ учебной информации, раскрытие межпредметных связей между русским языком, литературой. Заключительным этапом урока стала рефлексия.
Основные особенности использования цифровых образовательных ресурсов: иллюстративные материалы интернет-ресурсов, содержащие справочные данные и иллюстративный материал по данной теме;
Ход урока
1. Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)
Цель: мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки. Учитель приветствует обучающихся. Создаёт комфортную рабочую атмосферу в классе. Проверяет готовность к уроку. Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.
2.Этап актуализации знаний учащихся.(4 мин.)
Мозговая атака. Ребята, сегодня мы с вами будем готовиться к Новому году, пойдем в магазин, на рынок, купим все необходимое. Согласны? Но вот вопрос: как сказать правильно: купили 5 кг апельсинов или апельсин, 2 кг помидоров или помидор, 5 бананов или банан? Как правильно говорить: 5 килограммов или килограмм? (ответы учащихся)
- А хотите узнать, как правильно писать эти существительные во множественном числе и не допускать ошибок в правописании?
3. Этап формулирования целей и темы урока. (2 мин.)
Цель этапа: определить тему, цель и задачи урока, мотивировать учащихся к продуктивной деятельности.
Учащиеся самостоятельно формулируют тему урока, называют цели и задачи.
Учащиеся формулируют тему урока: “Правописание окончаний имен существительных в форме родительного падежа множественного числа”.
Учитель корректирует (если есть необходимость) формулировку цели урока. Мотивирует учащихся на получение знаний по теме. (На доске ведётся соответствующая запись)
- Запишите тему урока в тетради.
- Полученные знания по теме нашего урока помогут вам в будущем, потому что эта тема встречается в тестовых заданиях государственной итоговой аттестации.
4. Этап формирования новых знаний и умений. (10 мин.)
Цель этапа: познакомить с нормой и особенностями правописания и употребления форм множественного числа имен существительных.
Знакомит учащихся с морфологическими нормами, используя презентацию, организует беседу.
- Важнейшим свойством литературного языка является его нормированность. Если бы не было языковой нормы, то в языке могли бы произойти такие изменения, что люди, живущие в разных концах России, перестали бы понимать друг друга. Работа с таблицами (распечатанную таблицу получает каждый учащийся)
Следует запомнить:
Склонение, род Окончания Примеры 1 скл Нулевое, -ей Задач, статей Но: вишен,басен, черешен, яблонь
2 скл Ср.р., м.р. нулевое,
ей, -ев,-ов
Жилищ, полей, пельменей, перьев, облаков, солдат, партизан НО: блюдец, полотенец,
3 скл -ей Степей, скАтертей НО: вафель, тУфель, серЁг, оладий
Растительный мир
Окончание -ОВ Нулевое окончание Абрикосы- абрикосов Ананасы – ананасов
Апельсины – апельсинов
Баклажаны –баклажанов
Бананы-бананов
Георгины-георгинов
Гранаты-гранатов
Мандарины-мандаринов
Помидоры-помидоров
Томаты-томатов
Яблоки – яблок
Единицы измерения
Окончание -ОВ Нулевое окончание Граммы – граммов Килограммы – килограммов
Километры – километров
Байты – байтов
Гектары – гектаров
Вольты- вольт Ватты – ватт
Амперы – ампер
Рентгены – рентген
Парные предметы
Окончание -ОВ Нулевое окончание Джинсы – джинсов Гольфы – гольфов
Клипсы – клипсов
Носки - носков
Ботинки – ботинок Валенки – валенок
Сапоги – сапог
Чулки – чулок
Названия предметов и явлений
Окончание -ОВ Нулевое окончание Браслеты – браслетов Брелоки – брелоков
Рельсы – рельсов
Торты-тортов
Джинсы – джинсов
Чипсы - чипсов
Места - мест Окна – окОн
Стекла – стёкол
Макароны – макарон
Сардины – сардин
Шпроты – шпрот
Шорты – шорт
Зразы – зраз
Лосины – лосин
Названия национальностей
Окончание - ОВ Нулевое окончание Казахи – казахов Калмыки – калмыков
Киргизы – киргизов
Монголы – монголов
Узбеки – узбеков
Якуты – якутов
Тунгусы - тунгусов
Армяне – армян Грузины – грузин
Лезгины – лезгин
Осетины – осетин
Татары – татар
Цыгане – цыган
Турки – турок
Буряты - бурят
Закрепление: Восстановите строки из стихотворения Б.Успенского
1)
В детской сказке Колобок по траве катиться мог
Без (ботинки), без (сапоги), без (носки) и без (чулки)
2)
Через сотни (километры),
Не страшась (метели), (ветры),
Мчатся с юга к нам вагоны.
В них везут ребятам тонны
(Апельсины), (мандарины),
(Помидоры) и (лимоны).
Учащиеся самостоятельно записывают строки, используя таблицу. Записи в тетради.
5.Физминутка.(2 мин.)
Цель этапа: предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности на умственно-физическую.
6. Этап закрепления изученного материала.(15 мин.)
Для достижения целей урока учитель направляет и организует работу обучающихся в группах.
Работа в группах:
- 1 группа: Ситуация “ В продуктовом магазине” (4 чел.)
- 2 группа: Ситуация “ Подготовка к празднику”(4 чел.)
- 3 группа: Ситуация “ В магазине одежды”(4 чел.)
- 4 группа: Ситуация “ В обувном магазине”(4 чел.)
- 5 группа: Ситуация “ На кухне”(4 чел.)
- 6 группа: Ситуация “ Подготовка к встрече гостей”(4 чел.)
Учитель объясняет задание: необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова. Не забудьте про орфографические и пунктуационные нормы, а также про этические, то есть, обращаясь к собеседнику, следует употреблять слова “пожалуйста”, “будьте добры”, “спасибо” и т.д.
ТЕКСТЫ:
1 группа: Ситуация “ В продуктовом магазине”
Нужно купить (бананы), (гранаты), (помидоры), (вафли), (пельмени), (чипсы), (макароны)
Примерный текст, составленный учащимися:
- Здравствуйте! Упакуйте мне, пожалуйста, 2 связки бананов, 5 гранатов, 2 пачки вафель, килограмм пельменей, 1 пачку чипсов и макарон. Спасибо.
2 группа: Ситуация “ Подготовка к празднику”
Блюдца, полотенца, скатерти, мандарины, ананасы, черешня, торты
Примерный текст, составленный учащимися:
К Новому году мы стали готовиться заранее. Купили в магазине несколько скатертей, полотенец, блюдец, ведь гостей может быть много. Еще купили 5 килограммов мандаринов, килограмм черешен и вишен для украшения тортов.
3 группа: Ситуация “В магазине одежды”
Джинсы, лосины, шорты, браслеты, сумки
4 группа: Ситуация “В обувном магазине”
Сапоги, ботинки, валенки, туфли, чулки, носки
5 группа: Ситуация “На кухне”
Оладьи, блюдца, полотенца, скатерти, шпроты, макароны
6 группа: Ситуация “На даче”
Черешня, вишня, яблоки, абрикосы, помидоры, огурцы, георгины, баклажаны.
Учащиеся зачитывают полученные тексты, учитель дает комментарии.
7. Подведение итогов урока. Рефлексия. (2 мин.)
Цели: организовать подведение итогов урока.
Ребята, понравился вам урок? Что нового и полезного вы сегодня узнали? Зачем нам необходимо знать морфологические нормы, то есть нормы употребления существительных в родительном падеже множественного числа?
Известный чешский педагог Ян Амос Коменский сказал: “ Считай несчастным тот день или тот час, в который ты не усвоил ничего нового и ничего не прибавил к своему образованию”. Вы назовете сегодняшний день и наш урок счастливым или несчастливым?
Учитель подводит итоги урока, выставляет оценки в электронный журнал и дневники учащихся
Д.з. Ситуация “На даче”:необходимо составить текст из 3-5 предложений, употребив данные слова.