Цели урока:
Метапредметные:
- работать в парах при совместной работе в учебной деятельности и оценивать своё умение это делать (на основе применения эталона);
- выполнять режим дня, режим питания;
- вести здоровый образ жизни.
Предметные:
- знать правила сохранения и укрепления здоровья;
- знать понятие “здоровый образ жизни”;
- знать режим дня, режим питания, профилактику болезней.
- формулировать правила личной гигиены.
Оборудование:
- Карточки для проверки домашнего задания; разрезные карточки “Режим дня”, индивидуальные карточки.
- Презентация “Здоровье человека – важнейшее богатство”.
Ход урока
I. Организационный момент.
- Здравствуйте! Так люди обычно приветствуют друг друга при встрече, желая здоровья. Задумывались ли вы когда-нибудь о том, почему в приветствии людей заложено пожелание друг другу здоровья? Наверное, потому, что здоровье для человека – самая главная ценность.
Психологический настрой: “Всё в твоих руках”.
- Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: “Живая она или мёртвая?” А сам подумал при этом: “Скажет живая – я её умертвлю, скажет мёртвая – выпущу”. Мудрец подумав, ответил: “Всё в твоих руках”.
- В наших руках наше здоровье. Сегодня мы об этом поговорим, постараемся понять причины ухудшения здоровья, получить мотивацию на здоровый образ жизни, включиться в активную деятельность по сохранению и формированию своего здоровья.
1 слайд
II. Проверка домашнего задания.
Учитель раздает детям тест с заданиями для проверки изученного материала. Дети отвечают на вопросы и отмечают букву правильного ответа. Слайды 2-6.
1. Этот орган размером немногим больше кулака, непрерывно сжимается и разжимается, гонит кровь в сосуды.
а) легкие, б) желудок, в) сердце
2. Этот орган заведует нашими мыслями и чувствами, следит за работой главных внутренних органов — сердце и легких. За это его называют “командным пунктом” организма.
а) печень, б) мозг, в) кишечник
3. Этот орган похож на две розовые губки. С помощью него человек дышит.
а) легкие, б) мозг, в) сердце
4. В этом органе выделятся кислый сок, который способен переварить большую часть пищи. Этот орган называют главным отделением “внутренней кухни”.
а) кишечник, б) желудок, в) печень
5. Этот орган похож на длинный извилистый “коридор”. Пища в нем окончательно переваривается, превращается в прозрачные растворы и впитывается в кровь.
а) желудок, б) печень, в) кишечник
III. Работа по теме урока. 7 слайд.
В конце урока мы должны с вами узнать, кто же является нашими помощниками в сохранении здоровья. 8 слайд. На экране учитель открывает схему:
Наши помощники в сохранении здоровья |
1) - Ребята, послушайте отрывок из стихотворения:
Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!
- Отрывок из какого произведения вы сейчас услышали и кто его автор? (“Мойдодыр” К.И. Чуковский) Чему учит нас это произведение? (Выполнять правила личной гигиены).
- Дети, что обозначают эти слова — “личная гигиена”? (Ответы детей.) Личная — то есть каждый человек выполняет эти правила. Гигиена — это те действия, выполняя которые, люди поддерживают свое тело и жилище в чистоте, и не болеют.
- А какие правила личной гигиены вы знаете, мы сейчас проверим. Самостоятельная работа в тетрадях (Рабочая тетрадь, стр. 11 “Закончи правила”).
Проверка. 9 слайд.
- Чистить зубы надо два раза в день: ... (утром и вечером)
- Перед едой нужно обязательно ... (мыть руки)
- Во время еды нельзя ... (разговаривать с набитым ртом)
- Никогда не ешь немытые ... (овощи и фрукты)
- Свет при письме должен подать ... (слева)
Вывод: первый помощник в сохранении здоровья – личная гигиена. 10 слайд.
На экране схема:
2) Послушайте, пожалуйста, стихотворение, о чём оно?
Читает ученик:
Человеку нужно есть,
Чтобы встать и чтобы сесть,
Чтобы прыгать, кувыркаться,
Песни петь, дружить, смеяться,
Чтоб расти и развиваться,
И при этом не болеть,
Нужно правильно питаться
С самых юных лет уметь.
- Правильное питание способствует укреплению здоровья. Необходимо употреблять в пищу полезные продукты, богатые витаминами.
Сценка “Витамины” (рассказывают ученики класса)
Витамины - просто чудо!
Столько радости несут:
Все болезни и простуды
Перед ними упадут,
Вот поэтому всегда
Для нашего здоровья
Полноценная еда –
Важнейшее условие!
Ягоды, фрукты и овощи – основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму.
Витамин А
Помни истину простую:
Лучше видит только тот,
Кто жуёт морковь сырую
Или сок морковный пьёт.
Витамин А – это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, тыкве, моркови, зелёном луке, петрушке, печени.
Витамин В
Очень важно спозаранку
Съесть за завтраком овсянку.
Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в чёрном хлебе, в грецких орехах, сухофруктах, бобах, куре.
Витамин Д
Рыбий жир всего полезней,
Хоть противный – надо пить,
Он спасает от болезней,
Без болезней – лучше жить!
Витамин Д делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Он есть в яйце, сыре, молоке, молочных продуктах, рыбе.
Витамин С
От простуды и ангины
Помогают апельсины,
Ну а лучше съесть лимон,
Хоть и очень кислый он.
Витамин С помогает бороться с болезнями. Он есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах, овощах.
Все (хором)
- Всю азбуку здоровья нужно крепко знать,
И в жизни эти знания повсюду применять!
- Есть лучше всего в одно и то же время. Сколько раз в день желательно есть? (Желательно 4-5 раз в день, но никак не меньше трёх раз.)
Вывод: ещё один помощник в сохранении здоровья – правильное питание. Слайд 11.
На экране слайд 12:
3) “Движение – это жизнь” - так гласит великая мудрость. Сейчас же люди практически не двигаются: автомобиль, телевизор, компьютер создают для нас малоподвижный образ жизни. Это очень вредно для нашего здоровья. Врачи провели эксперимент среди школьников. Более здоровыми оказались те ребята, которые посещали не только уроки физкультуры, но и занимались в спортивных секциях.
- Как вы думаете, почему? А кто из вас посещает спортивные секции? Только ходьба, бег, велосипед, лыжи, коньки, плавание способны привести нашу жизнь в движение. А где жизнь, там и здоровье. Поэтому предлагаю прямо сейчас и заняться активным отдыхом.
Музыкальная физкультминутка.
Вывод: следующий помощник в сохранении здоровья – движение.
На экране слайд 13:
4) Послушайте стихотворение:
Кто жить умеет по часам
И ценит каждый час,
Того не надо по утрам
Будить по десять раз.
И он не станет говорить,
Что лень ему вставать:
Зарядку делать, руки мыть
И застилать кровать.
Успеет он одеться в срок,
Умыться и поесть.
И раньше, чем звенит звонок,
За парту в школе сесть.
- О чем идет речь в этом стихотворении? (о соблюдении режима дня).
- Важное значение для здоровья имеет соблюдение режима дня.
Режим – это распорядок дел, действий, которые вы совершаете в течение дня.
Работа в парах: составьте режим дня, используя предлагаемое время, но сначала повторим правила работы в парах:
1. Называй товарища по имени.
2. Не шуми, общайся тихо.
3. Выслушай мнение товарища.
4. Умей доброжелательно высказать своё мнение.
5. Обоснуй свой ответ.
Проверка. 14 слайд.
- Тот режим дня, который мы прочитали на плакате примерный. Он может немного меняться. Например, вы можете прийти из школы не в 13, а в 12 часов, лечь спать не в 21, а в 22 часа, если к вам в дом пришли гости. Самое главное, чтобы в сутки вы спали не мене 8—9 часов, кушали примерно в одно и то же время 4— 5 раз в день, но никак не реже трех раз. Проводили на свежем воздухе не меньше двух часов в день, чередовали учебу с отдыхом, побольше двигались.
Вывод: ещё один помощник в сохранении здоровья – режим дня.
На экране слайд 15:
5) О здоровье есть много пословиц. Давайте вспомним некоторые из них.
16 слайд.
IV. Закрепление изученного материала
Учитель: Чему вы научились на уроке? Что нового узнали?
- Назовите помощников в сохранении здоровья. (Режим дня, личная гигиена, правильное питание, движение). Что такое режим дня? Что нужно учитывать при составлении собственного распорядка дня?
- Что такое личная гигиена?
- Назовите правила личной гигиены.
- Как ухаживать за зубами?
- Что такое правильное питание?
- Почему человеку нужно двигаться, заниматься физкультурой ?
V. Рефлексия “Всё в твоих руках”.
- На листе бумаги обведите левую руку. Каждый палец – это какая-то позиция, по которой надо высказать своё мнение, закрасив пальчики в соответствующие цвета. Если какая-то позиция вас не заинтересовала – не красьте.
- Большой – для меня тема была важной – красным.
- Указательный – узнал много нового – жёлтым.
- Средний – мне было интересно – зелёным.
- Безымянный – мне было комфортно – синим.
- Мизинец – теперь я могу (буду) использовать полученные знания в жизни – фиолетовым.
На листе в центре ладони поставьте себе отметку за работу на уроке.
17 слайд
VI. Домашнее задание. Рабочая тетрадь, стр. 7 №4.
Список использованной литературы.
- Васильева Н.Ю. Окружающий мир: методические рекомендации: 2 класс - М.: Издательство “Вако”, 2013.
- Плешаков, А. А. Окружающий мир. Рабочая тетрадь. 2 класс: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков. - М.: Просвещение, 2016.
- Плешаков, А. А. Великан на поляне, или Первые уроки экологической этики: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А. Плешаков, А.А. Румянцев. - М.: Просвещение, 2014.
- К.И.Чуковский “Мойдодыр”, М.: РИО “Самовар” - 1990.