Цели урока: сформировать понятие силы трения, раскрыть её природу, познакомить школьников с особенностями действия силы трения.
Задачи урока:
Образовательная:
- изучить явление трения (его причины, закономерности); формировать практические навыки;
Развивающие:
- развивать умение выделять главное, аргументировать свой ответ, приводить примеры, формулировать выводы, анализировать предлагаемую информацию, давать полный развернутый ответ; способствовать овладению методами научного исследования (проводить самостоятельно эксперимент и делать выводы на основе анализа общих и отличительных черт объектов).
Воспитательная:
- создать условия для положительной мотивации при изучении физики, используя разнообразные приёмы деятельности, сообщая интересные сведения; формировать умения работать в группах.
Тип урока: изучение нового материала.
Формы работы: фронтальная, индивидуальная
Используемые средства обучения: компьютер, проектор, экран; приборы для демонстрации опытов.
Ход урока
Учитель.
(1 слайд)
“То, что Вы вынуждены открыть сами, оставляет в Вашем уме дорожку, которой Вы сможете снова воспользоваться, когда в этом возникнет необходимость” Г.Лихтенберг
Наверное, всем уже известно, что представляет собой квест. Популярность данной игры растет с каждым днем. Ведь в нее играть - это сплошное удовольствие как для взрослых, так и для детей. В последнее время квест стал излюбленным способом проводить детские дни рождения и праздники, рабочие корпоративы и отдых с друзьями. Вот и мы сегодня проведем наш урок в виде квеста.
В игре этого жанра всегда предполагается задание, в котором необходимо что-то разыскать – предмет, подсказку, сообщение, чтобы можно было двигаться дальше. Слово Quest переводится на русский язык как "поиск". Иногда квест предполагает выполнение какого-нибудь задания. Задача игрока заключается в том, чтобы как следует пошевелить мозгами, дабы решить предложенную задачку, а также проявить смекалку и умения, чтобы справиться с заданием, а затем двигаться дальше.
Игра квест состоит из трех важных этапов:
- получение задания;
- его выполнение;
- награждение.
Начинаем игру! Желаю вам удачи!
(2 -3 слайд)
Мышонок Мысик проснулся от странного шума. Когда он вышел наружу, из своей норке, то он увидел, что все кругом кружится и несется кувырком! Мусику стало страшно и он спрятался у себя в норке. Но мысль его не покидала “Что все это значит? Что происходит на Земле? Почему все кружится и летает кувырком.” Его мысли услышала добрая волшебница севера – Виллина. “Милый Мусик! Причина всего, что происходит на Земле, спрятана в сундук, который закрыт под пятью ключами. Если ты хочешь спасти Землю, то тебе необходимо раздобыть эти пять ключей. Но раздобыть их не просто, нужно выполнить задания по физике.” Мусик очень испугался, ведь он никогда не учился в школе и не знает физику.
Эту историю Мусик прислал мне не просто так, он попросил о помощи. Ну что, поможем Мусику?
Учитель.
Чтобы раздобыть первый ключ, вам необходимо ответить на вопросы в виде теста. Но учтите, что при каждом неправильном ответе, вы теряете время.
(4-8 слайд)
(учащиеся отвечают на вопросы, составленные в виде теста.)
Учитель.
(9 слайд)
Отлично! Первый ключ есть, осталось еще четыре ключа. Выполняем следующие задание. Внимание на экран.
Как вы думаете, что нам хотят сказать этим мультфильмом?
(Учащиеся высказывают свое мнение. В результате приходят к выводу, что тема урока – Сила трения)
(10-11 слайд)
Отлично! Уже есть два ключа. А у нас с вами появилось название темы урока.
(Учащиеся записывают новую тему и вводят определение силы трения)
Учитель. Ну что продолжаем помогать Мусику? Что это? Послание!
(12 слайд)
(Класс делится на три групп. Первая группа определяет силу трения покоя, вторая группа- силу трения скольжения, третья – силу трения качения. Также в ходе выполнения опытов выводят, от чего зависит сила трения)
Учащиеся.
- Сила трения покоя; (13 слайд)
- Сила трения скольжения; (14 слайд)
- Сила трения качения. (15 слайд)
(Делают общий вывод о направлении силы трения, точки приложения и ее зависимости)
(16-18 слайд)
Учитель.
Отлично! У нас есть три ключа!
До сегодняшнего урока вы наверняка мало что знали о силе трения, может, даже и не задумывались о её действии. Сила трения возникает во многих процесса, она в нашей жизни встречается очень часто. Давайте рассмотрим различные ситуации, которые окружают нас. И попробуем “найти” силу трения. Заодно добудем оставшиеся два ключа.
(19-23 слайд)
(Учащиеся объясняют поговорки и пословицы. В литературных произведениях определяют виды силы трения.)
Учитель.
Мы молодцы! Добыли для Мусика все пять ключей. Открываем все пять замков и что это?
(24-25 слайд)
(Учащиеся объясняют Мусику причину беспорядка на Земле. )
Дома: Параграфы 32-34
Приложение
Задание для группы 1
- Положите брусок на трибометр сначало гладкий, а затем шероховатый и тяните его динамометром, не допуская движения бруска.
- Переверните брусок на другую сторону, сделайте замеры.
- Результаты измерений занесите в таблицу:
Гладкая поверхность | Шероховатая поверхность | |
Сила трения при скольжении по одной стороне, Fтр,Н |
||
Сила трения при скольжении По другой стороне, Fтр, Н |
Задание для группы 2
- Положите брусок на трибометр сначала гладкий, а затем шероховатый и тяните его равномерно динамометром.
- Переверните брусок на другую сторону, сделайте замеры.
- Результаты измерений занесите в таблицу:
Гладкая поверхность | Шероховатая поверхность | |
Сила трения при скольжении по одной стороне, Fтр,Н |
||
Сила трения при скольжении По другой стороне, Fтр, Н |
Задание для группы 3
- Положите брусок на трибометр сначала гладкий, а затем шероховатый и тяните его равномерно динамометром.
- Положите на брусок груз массой 100г и тяните его. Измеряя силу трения.
- Положите на брусок 2 груза массой 100г и тяните его. Измеряя силу трения.
- Результаты измерений занесите в таблицу:
Брусок | Брусок с одним грузом | Брусок с двумя грузами | |
Сила трения, Fтр,Н |