Актуальность
В наше время все чаще ставится вопрос об охране окружающей среды, об охране природы, которая нас окружает. Одна из важнейших задач для нашего общества прививать любовь и уважение к родной природе с самого раннего детства. Поэтому мы, взрослые, должны помочь малышам увидеть мир природы, который нас окружает в жизни, и научить ребенка беречь его.
Дети первой младшей группы не знакомы с происхождением тех или иных явлений, процессов в природе, не могут ответить на интересующие их вопросы: “Зачем и куда улетают птицы?”, “Зачем опадает листва?”, “Куда прячутся насекомые?” и т.д. Общение с природой, познание её тайн облагораживает человека, делает его более чутким. Чем больше мы узнаём природу своего края, тем больше мы начинаем любить его. Приобретённые в детстве умение видеть и слушать природу такой, какая она есть в действительности, вызывает у детей глубокий интерес к ней, расширяет знания, способствует формированию характера и интересов.
Ведущим видом деятельности детей дошкольного возраста является игра. Поэтому знакомить детей с природой, развивать познавательно-речевую и двигательную активность целесообразно именно в игровой форме.
Цель проекта: развитие игровых навыков и познавательного интереса.
Задачи:
- Расширять представление детей о времени года - осень.
- Знакомить с характерными признаками (холодно, дует ветер, часто идут дожди, и птицы улетают в теплые края, идет сбор урожая).
- Способствовать установлению причинно-следственных связей, умению дифференцировать красный, желтый, зеленый цвет.
- Развивать активную речь детей, побуждать их к употреблению слов, обозначающих признаки предметов (цвет: красный, желтый, зеленый); размер (длинная, короткая); знать геометрическую фигуру – круг.
- Развивать координацию движений рук и ног, мелко-моторные навыки в процессе выполнения упражнений музыкально-ритмической композиции, хороводных игр с речевым сопровождением, умение сочетать движения с музыкой и словами.
- Воспитывать познавательный интерес к активной игровой деятельности, способствовать развитию дружеского отношения друг к другу.
Предварительная работа:
- рассматривание иллюстраций, картинок по теме “Осень”;
- разучивание хороводных игр;
- наблюдение на прогулках о явлениях осени;
- чтение художественной литературы по теме “Осенние признаки”;
- дидактические игры: “Букет из листьев”, “Домино”, “Урожай”;
- знакомство с загадками, пословицами, стихами.
Материал: осенние листочки, корзины трех цветов (красная, желтая, зеленая), солнышко с лучиками, игрушка – солнышко, разноцветные ленточки разного размера, круги двух цветов (красный, желтый), игрушка – ёжик, корзинка с яблоками.
В ходе мероприятия детям предлагалось в игровой форме выполнить различные задания.
Ход мероприятия
Воспитатель собирает вокруг себя детей и предлагает поиграть с ладошками.
- Вы хотите играть? (Да). (Звучит запись – шелест листвы).
- Ребята, к нам в гости осень заглянула, листья разбросала – пришло время – листопаду. Ветер сорвал листочки с деревьев, и они закружились в воздухе.
- Возьмите в руки кленовые листочки. Я сейчас скажу волшебные слова: 1, 2, 3 повернись и в листочки превратись.
- Покажите, как умеют танцевать листочки на ветру (поднимают руки вверх, вниз). Ходит осень по дорожке, дарит людям красоту, и раскрашивает листья в желтый, красный там и тут.
Хороводная игра “Мы осенние листочки”
Мы осенние листочки разлетелись из кружочка (дети бегают по группе).
Мы летали, мы летали, а потом лежать устали (бег на носочках).
Перестал дуть ветерок, мы присели все в кружок (приседают).
Игровое упражнение “Салют”
Дети подбрасывают листочки вверх, они летят.
- Какие у нас листочки? (разноцветные: красные, желтые, зеленые).
- Молодцы! Вот какой разноцветный салют у нас получился.
- 1, 2, 3 повернись и в ребяток превратись!
Дидактическая игра “Собери букет из листьев”
Какие красивые, волшебные разноцветные листочки.
- Сколько листьев у меня в руках? (много).
- Сколько сейчас листочков? (мало).
- Какого цвета этот листок? (красный, зеленый, желтый). Опрос детей.
- Сейчас, мы будем собирать букет из листьев в корзины по цветам.
- Какого цвета эта корзина? (красная, зеленая, желтая). Опрос всех детей.
- Нам нужно положить в корзину красного цвета только красные листочки, а в эту корзину – желтые, а в эту – зеленые (показываю). Дети выполняют задание.
- Сейчас посмотрим: все ли листочки нашли свой домик. Проверяем и исправляем ошибки.
- Вот этот зеленый листик заблудился, надо его положить в корзину зеленого цвета.
- Хорошо, молодцы! У нас получились удивительные букеты в корзинках.
Пальчиковая игра “Клен”
Ветер тихо клен качает (пальчики растопырены, тянутся вверх).
Вправо, влево наклоняет (качают ладошками в разные стороны).
Раз – наклон и два наклон (наклоняем ладошки низко вправо, влево).
Зашумел листвой клен (пошевелить пальчиками).
В лес осенний мы пришли
Повстречались с осенью.
Нам под ноги осень
Тихо листья бросила.
- Посмотрите на листочки. Листочки как ладошка, эта ладошка дерева. Вот так деревья машут нам своими ладошками. Мы тоже им помашем своими ладошками, сначала одной, а затем другой (дети машут ладошками).
Солнышко греет ладошки деревьев – листочки. Листочки пожелтели и полетели (дети кружатся). А теперь, покажем наши ладошки солнышку, пусть оно их погреет.
Игра “Найди солнышко”
В группе солнышко прикреплено на стене, надо его найти и погреть свои ладошки.
- Здравствуй, солнышко! (солнышко здоровается).
Дети подставляют ладошки солнышку. Ура! Нашли! Согреем свои ладошки. Осенью солнце не так греет сильно, как летом. Тепла уже мало, птицы улетели в теплые края, часто идут дожди. Осень - пора сбора урожая. Про это время года говорят: “Каждый день – год кормит”. Это значит, что заготовим осенью, то и будем весь год кушать (овощи, фрукты, ягоды, грибы, зерно). Скажем людям спасибо, которые заботятся о нас (Спасибо!).
Хороводная игра – танец “Веселые ладошки”
Вздумали ладошки поиграть немножко (дети показывают ладошки).
Вот какие – ладушки, ладушки – ладошки!
Ручки – фонарики, можно покружиться (кружатся).
Строили ладошки, домик для матрешки (складывают руки домиком над головой).
Вот какие ладушки, ладушки – ладошки!
Курочке – пеструшке накрошили крошки (делаем движение пальчиками).
Вот какие ладушки, ладушки – ладошки!
Хлопали ладошки, топали ножки.
Прилегли ладошки, отдохнуть немножко (дети выполняют движения).
Солнышко осеннее, выйди на дорожки
Солнышко осеннее нам согрей ладошки.
Речевая игра – “Солнышко”
Кто же смотрит к нам в окошко?
Это солнышко, друзья!
Мы захлопали в ладошки,
Позовем его сюда.
- Солнце, солнце, ярче грей,
Приходи сюда скорей! (дети зовут солнышко, оно появляется в окошке – игрушка).
Солнышко приносит с собой солнечные лучики (разноцветные ленточки красного и желтого цвета). Закрепляем цвета, опрос детей. Спасибо, солнышко за лучики, мы согрелись.
Комплексная игра “Ленточки”
Вот какие ленточки солнце принесло,
С нами захотело потанцевать оно.
Побежали мы по кругу,
Посмотрели друг на друга.
Закружились быстро с нами,
Наши ленты танцевали,
Высоко они взлетали.
(Дети выполняют движения по тексту)
Упражнение на развитие речевого дыхания (с ленточками)
Осенью часто дует ветер. Подуем как сильный ветер (вдох носом, выдох ртом). А теперь как слабый ветерок подуем на ладошки и почувствуем его, а теперь увидим ветер – подуем на ленточки. (Закрепление цвета).
Правильно, молодцы!
Аппликация “Солнечные лучики”
Вот посмотрите, это “солнечные лучики” (разноцветные ленточки). Закрепляем цвет и размер – красные ленточки короче желтых. На столе лежали круги (красный, желтый). Нам нужно подобрать ленточки такого же цвета, как круги.
- Какая это геометрическая фигура? (круг).
- Какого цвета этот круг? (закрепляем цвета).
Дети прикрепляют ленточки к кругу определенного цвета путем сравнения (Красная лента короче желтой).
- Если задание выполнено правильно, все похлопаем в ладошки.
- Вот какая красота, правильно нашли цвета.
Согреем свои ладошки от разноцветных “солнечных” лучиков.
Сюрпризный момент
(слышится шорох под столом)
- Ребята, кто это там шуршит, листья ли? Кто это? Правильно, это ежик! Здравствуй, ежик!
- Здравствуйте девочки и мальчики! Помогите мне, пожалуйста. Не могу вытянуть (вместе с ежиком ребята тянут за ленточку, и вытаскивают корзину с яблоками).
- Ежик, чего в корзинке лежит? (обыгрывание).
- Вот осенние дары,
Я принес для детворы!
- Спасибо, добрый ежик, ты о нас позаботился, принес нам угощение. Ты оставайся с нами в группе, будем вместе играть и веселиться.
Вы сегодня были такими веселыми, добрыми. Вам понравилось играть с ладошками? (да).
(Воспитатель подводит итог и оценивает деятельность детей).
Мы по лесу погуляли,
Поиграли, подышали.
И вернулись без сомнения
Все с хорошим настроением.
- Я вас благодарю за участие в играх, будьте как солнышко и согревайте всех своим теплом. Удачи вам!