Цель: Продолжить ознакомление с задачами на движение
Задачи
- продолжить работу по формированию умений решать задачи изученных видов: на движение, на нахождение площади и периметра геометрической фигуры; формировать вычислительные навыки;
- продолжить формировать представление о геометрических фигурах;
- продолжить работу по формированию умения решать уравнения;
- пазвивать математическое мышление и математическую речь;
- логическое мышление: сравнение, обобщение, классификация и т.д;
- психические процессы: память, мышление, внимание;
- рефлексию и адекватную самооценку учебной деятельности;
- развивать самостоятельность, самоконтроль;
- воспитывать любовь к математике, к родной природе, родному краю
Оборудование:Учебник, Электронные физкультминутки, Презентация к уроку
Ход урока
Здравствуйте! Меня зовут Юлия Анатольевна. Урок математики вести у вас буду я.
Потрите ладоши.
Вы почувствовали тепло?(да)
- Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Давайте вспомним правила поведения на уроке. Как должен вести себя ученик? (слушать учителя внимательно, поднимать руку при ответах или просьбах)
I. Формулирование темы урока, постановка цели
. Какую тему мы сегодня возьмём, вы узнаете отгадав ребус и загадку.
Слайды 2, 3, 4
- Кто догадался, какое слово здесь спрятано?
- Следующее слово спрятано в загадке. Читаем хором.
- Чтобы отгадать третье слово вы должны решить примеры.
(скорость, время, расстояние)
Какая же тема нашего урока? (Решение задач на движение)
С какими предметами, созданными человеком, мы чаще всего связываем слова “скорость, время, расстояние”? (Транспорт, машины, поезда, самолёт, велосипед)
Как называется участок дороги для передвижения пешеходов? (тротуар)
В какую сторону следует смотреть в первую очередь при переходе дороги? (влево)
На какой свет светофора следует переходить улицу? (зелёный)
Нужно слушаться всегда
Указаний светофора
Нужно правила движенья
Выполнять без возраженья.
II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
- Чем будем заниматься сегодня на уроке математики? (Ответы детей)
На уроке перед нами стоит важная задача: научиться анализировать и решать задачи на движение, оформляя краткую запись в виде графических моделей и таблиц.
Но урок наш непростой. Сегодня мы будем путешествовать по р.н.с. “Колобок”.
Все ли помнят эту сказку? Вы готовы отправиться в путешествие?
Слайд 5
Испекла бабка вечером колобок и положила на окно остужать. Колобок, на удивление, получился необычный. Мало того, что непоседа, ещё и любознательный. Лежит колобок на окне, смотрит на небо и звёзды считает. Давайте мы тоже посчитаем. Открыть тетради.
III. Актуализация ЗУН.
Слайд 6
1.Устный счёт. Я буду читать, а вы найдёте из трёх
ответов правильный - обведёте кружочком.
1. В каком числе 5 десятков?
2. Какое число уменьшили на 25, если получили 65?
3. Найди произведение чисел 16 и 2.
4. Найди произведение чисел 24 и 4.
5. Уменьши число 90 на 34.
6. Найди частное чисел 84 и 2.
7. На сколько 80 больше 20?
8. Какое число меньше 100 в 2 раза?
Слайд 7 (для проверки)
1 2 3 4 5 6 7 8
а) 15 90 32 28 66 86 100 50
б) 50 100 18 96 54 42 4 98
в) 51 40 8 6 56 24 60 90
- Соедините кружочки по порядку.
- Что у вас получилось? (ломаная линия)
- У кого такая ломаная линия, поднимите руку.
У вас верны все ответы.
- Поднимите руку, у кого другая ломаная линия.
У вас допущена ошибка....
- Что вы знаете о ломаной линии?
Она бывает замкнутой и незамкнутой. Данная ломаная линия незамкнутая.
Из чего она состоит?
Ломаная линия состоит из звеньев.
Замкнутые ломаные линии образуют многоугольники, как треугольник, четырёхугольник, пятиугольник и т.д. они имеют вершины, углы и стороны (звенья).
Слайд 8
Среди данных фигур найдите все прямоугольники и выпишите их номера.
- Подчеркните номера тех прямоугольников, которые являются квадратами.
1 2 4 5 6 8 10
- Найдите Р=? , S=?, если сторона квадрата 5см.
Р – это сумма длин всех сторон.
Чтобы найти Р квадрата надо сложить все его стороны. Поскольку все стороны квадрата равны, то Р=а*4 Р=5*4
S квадрата равна произведению длин его двух сторон. S=а*а S=5*5
IV. Обобщение и систематизация знаний
Слайд 9
Пока Колобок считал звёзды, мы справились с вами и устным счётом, и геометрическими фигурами.
А Колобок, лёжа на подоконнике продолжал мечтать и не заметил, как наступило утро. Спрыгнул он с окна и покатился по дорожке (Музыка по щелчку) и встретил Зайца.
А заяц решил навестить родителей, но не знает который путь выгоднее.
Поможем ему?
Слайд 10
Зайцу от своего дома до дома родителей можно проехать на автобусе с пересадкой в Липовке и Сергеевке. Время движения автобуса между этими посёлками указано на схеме. Какой путь выгоднее, если известно, что в Липовке приходится ждать автобуса 5 мин., а в Сергеевке 15 мин.
Спросить у нескольких учеников предпологаемые ответы.
1ч 15мин+1ч 48мин+5мин=3ч 8мин
1ч 25мин+1ч3 5мин+15мин=3ч 15мин
V. Физкультминутка для глаз. Слайд 11
Заяц поблагодарил всех и побежал на остановку.
Колобок устал и решил отдохнуть
А мы дадим нашим глазкам отдохнуть. Вы должны водить глазами за солнышком.
Слайд 12
Глазки наши отдохнули, зайчику мы помогли, и Колобок наш покатился дальше
Катится себе Колобок, катится, песни распевает. Вдруг видит Волка. Сидит он на лужайке задумчивый.
- Что ты, волк, такой грустный?
- Не могу справиться с задачами.
- Поможем ему?
VI. Применение знаний и умений в новой ситуации
Слайд 13
Составить задачу по графической модели
Задача 1: Лошадь бежит со скоростью 30 км/ч. В пути она была 5 часов. Сколько километров пробежала лошадь?
- С какой скоростью бежит лошадь?
- Сколько времени она была в пути?
- Какую величину нужно найти?
- Как найти расстояние?
Вывод: Чтобы найти расстояние, надо скорость умножить на время.
(Решение задачи записывается в тетрадь).
Слайд 14
- А теперь составьте задачу обратную данной, чтобы неизвестной величиной была скорость.
Задача 2: Лошадь пробежала 150 км за 5 часов. С какой скоростью двигалась лошадь?
- Назовите формулу нахождения скорости.
Вывод: Чтобы найти скорость, надо расстояние разделить на время.
(Решение задачи записывается в тетрадь).
А теперь составьте задачу обратную данной, чтобы неизвестной величиной было время.
Слайд 15
Задача 3: Лошадь пробежала 150 км со скоростью 30 км/ч. Сколько времени она была в пути?
Вывод: Чтобы найти время, надо расстояние разделить на скорость.
Вывод учителя: ^ Насколько важно знать зависимость между компонентами. Мы быстро, без особых усилий смогли вывести формулы нахождения скорости, времени и расстояния.
Слайд 16 Вывод (слайд остаётся на экране)
Работа в группах: составить задачи на нахождение расстояния, скорости и времени.
Краткую запись оформлять в виде графической модели.
Группы №1 расст группы №2, 4 – скорость группы №3,5 – время
(раздаю листы и рисунки)
Проверка у доски
Вывод: s=v.t v=s:t t=s:v (Таблица на доске)
Все группы справились с заданием.
Слайд 17
И волку мы помогли. А колобок продолжает своё путешествие.
Закатился он на поляну. А там такая необыкновенная красота. Сидит Медведь и перебирает цветы. Колобок присоединился к нему.
- А вам хочется узнать какие цветы у них?
Но прежде нужно решить 4 примера.
Слайд 18 ( рисунки цветов появляются только после решения примеров)
180:60=3
100:20 =5
180:30=6
270:30=9
Узнали цветы?
Каждый цветок распускается в определённое время, а значит, по ним можно узнать который час. Ответы примеров обозначают время распускания цветка.
- Во сколько расцветает шиповник?
- Во сколько расцветает мак?
- Во сколько расцветает мать-и-мачеха?
- Во сколько расцветает тюльпан?
Шиповник---3 часа
Мак-----5 часов
Мать-и-мачеха----6 часов
Тюльпан---9 часов
Можно ли рвать цветы на поляне, в лесу? Почему?
Они должны украшать природу, приносить радость людям.
(Слайд остаётся)
Колобок попрощался с медведем и покатился дальше и вдруг услышал звук “ж-ж-ж-ж-ж”. Он увидел пчелиный рой. Пчёлки пригласили Колобка порезвиться вместе с ними. Физминутка: Пчёлки в домике сидели
И в окошечко глядели
Порезвиться захотели
Полетели, полетели.
Пока путешествовал, Колобок соскучился по бабушке и решил вернуться домой Катится по тропинке, вдруг из-за ёлки—Лиса. Под мышкой у неё учебник математики говорит:
Слайд 19
- Слушай, Колобок, решишь мне задания с учебника
- домой вернёшься, нет - съем тебя. Быстро, а то я в
школу опаздываю. Поможем Колобку?
Слайд 20
Работа по учебнику.
1.№ 3 с.11
(Краткую запись в учебнике).
VII. Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.
Работа по тренажёру
Проверьте свою работу.
– Кто допустил ошибку? Почему произошла ошибка?
– Кто решил без ошибок? МОЛОДЦЫ!
Слайд 21
2.№ 5 Блиц-турнир
Слайд 22
3.“А знаете ли вы?”Кто плавает и летает быстрее всех?
Чемпион по скорости плавания – меч-рыба. В момент броска её скорость более 100 км/ч. Быстрее всех бегает гепард, его скорость достигает 100 км/ч.Быстрее всех летает иглохвостый стриж, его скорость достигает 160-170 км/ч.Самое медлительное животное – ленивец. С одной на другую ветку он может переползать полчаса ,а то и больше. Кстати черепаха на суше передвигается очень медленно, а в воде её скорость не уступает рыбам.
Слайд 23
4.Рассмотрите предметы и животных на следующем слайде. Попробуйте определить их средние скорости.
Ребята, вы молодцы. Спасли колобка и помогли другим героям сказки, они вам очень благодарны.
VIII. Домашнее задание.№4,6 с.11
Слайд 24
Прикатился Колобок домой. Все обрадовались. А Колобку так понравилось выполнять задания, что он захотел и дома самостоятельно поработать.
IX. Рефлексия.
- В заключение мне хочется вам сказать, чтобы наука не была для вас ночью, тьмой, а свет знаний освещал вашу дорогу, давайте воспользуемся звёздами, которые лежат у вас в конвертах (они разного цвета). Поднимите соответствующую звёздочку:
1. Если было интересно и легко на уроке, возьмите жёлтую (самую яркую).
2. Если иногда были трудности, сомнения – розовую.
3. Если не разобрались в теме – голубую.
(Дети показывают звёзды.)
Посмотрите. Сколько много жёлтых звёзд.
Я очень рада, что этот урок для вас был интересным и познавательным.
Слайд 25
Вот закончилась наше путешествие. Что вам понравилось, ребята, на уроке?