Пояснительная записка.
Элективный курс предназначен для учащихся 9 класса, рассчитан на 16 академических часов. Курс основан на знаниях и умениях, полученных учащимися при изучении физики и математики в средней школе.
Физика – наука позволяет объяснить, предвидеть, открывать и использовать новые явления и объекты природы. Данный курс позволяет проявить свои знания учащимся в целостном подходе к окружающему миру. Программа включает знания, не содержащиеся в базовых программах, вызывающие познавательный интерес учащихся и представляющие ценность для определения ими профиля обучения в старшей школе. Курс реализует и укрепляет тесную связь физики и математики; известно, что математика является “языком “физики, расширяет физико-математический язык учащихся, активизирует самостоятельную деятельность, учит решать проблемы, пробуждает желание творчески проявить себя, показывает широкое применение физико-математического графического языка в разных областях деятельности человека. Научиться читать графики – это значит научиться понимать их содержание, составлять о них рассказ, извлекать из образа главную информацию. Это умение требуется очень часто людям разных профессий: архитектору, строителю, инженеру, токарю, банкиру, экономисту, диспетчеру.
Основная цель курса - развитие в процессе обучения физике способностей, позволяющих решать задачи и получать дополнительные сведения из смежных областей знания. Это достигается средствами предметной интеграции, учитывающими интересы и познавательные возможности учащихся, приводящими к развитию их творческих способностей, связанных с потребностью к самообразованию.
Основная задача курса – показать возможность межпредметной интеграции двух предметов естественно - научного цикла (физики и математики).
Объект исследования – процесс развития познавательного интереса при наблюдении физических явлений и их математическая интерпретация и объяснение.
Особенности преподавания: курс основан на деятельной подготовке учащихся и в связи с этим используются методы:
- Репродуктивные, при которых ученик усваивает знания и воспроизводит уже известные ему способы деятельности;
- Продуктивные, когда ученик добывает субъективно новые знания в результате самостоятельной творческой деятельности;
- Проблемное изложение материала;
- Словесные (лекции)
- Практические (решение задач (качественные и расчетные) и экспериментальные работы учащихся).
Содержание курса
Графики – язык профессионалов (1 ч)
Графики в кинематике (3 ч)
Использование графиков в различных областях деятельности человека; практикум по решению задач; практикум по анализу графиков.
Графики в динамике (5 ч)
Построение графиков и их чтение для различных ситуационных задач.
Тепловые явления и экология (4 ч)
Изучение зависимости температуры таяния льда от времени; графики в метеорологии и экологии; Построение графиков и их чтение для различных ситуационных задач.
Постоянный ток (2 ч)
Построение графиков и их чтение для различных ситуационных задач.
Итоговое занятие (1 ч)
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Тема занятия | Дата | Форма проведения занятия | Вид деятельности учащихся |
1 | Графики – язык профессионалов. | Лекция | Конспектирование основного содержания лекции | |
Графики в кинематике – 3 часа | ||||
2 | Лабораторная работа “Построение графика скорости движения человека” | Лабораторная работа | Определение кинематических величин путем прямых или косвенных измерений. Приобретение опыта работы с источниками информации (энциклопедия, Интернет,...)., применение компьютерных технологий при подготовке и оформление сообщений и выполнении лабораторных работ. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков . | |
3 | Практикум по решению задач. Построение графика зависимости скорости, перемещения и ускорения от времени при различных видах механического движения. | Беседа, решение расчетных задач. | ||
4 | Практикум по анализу графиков скорости, ускорения, перемещения от времени при различных видах движения. | Беседа, решение расчетных задач. | ||
Графики в динамике - 5 часов | ||||
5 | Лабораторная работа “Построение графика зависимости массы от количества” | Лабораторная работа | Определение величин путем прямых или косвенных измерений. Приобретение опыта работы с источниками информации (энциклопедия, Интернет,...).применение компьютерных технологий при подготовке и оформление сообщений и выполнении лабораторных работ. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков . | |
6 | Лабораторная работа “Исследование силы трения” | Лабораторная работа | ||
7 | Лабораторная работа “ Исследование силы упругости” |
Лабораторная работа | ||
8-9 | Практикум решения задач по теме “Графики в динамике” | Беседа , решение расчетных задач | ||
Тепловые явления и экология - 4 часа | ||||
10 | Лабораторная работа “ Исследование зависимости температуры таяния льда от времени” | Лабораторная работа | Определение величин путем прямых или косвенных измерений. Приобретение опыта работы с источниками информации (энциклопедия, Интернет,...)., применение компьютерных технологий при подготовке и оформление сообщений и выполнении лабораторных работ. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков. | |
11 | Практикум решения задач | Беседа, решение расчетных задач | ||
12 | Графики в метеорологии и экологии. Лабораторная работа “ Построение графика зависимости температуры и давления от времени на Эльбрусе” | Лабораторная работа, сообщение учащихся | ||
13 | Лабораторная работа “ Исследование зависимости радиационного фона с течением времени в нашем городе” | Лабораторная работа, сообщение учащихся | ||
Постоянный ток - 2 часа | ||||
14 | Лабораторная работа “Исследование зависимости силы тока от напряжения” | Лабораторная работа | Определение величин путем прямых или косвенных измерений. Представление результатов измерений и вычислений в виде таблиц и графиков виде | |
15 | Практикум решения задач | Беседа, решение задач | ||
16 | Урок – конференция “График – язык физика профессионала”. | Сообщения учащихся | Приобретение опыта работы с источниками информации (энциклопедия, Интернет,...)., применение компьютерных технологий при подготовке и оформление сообщений |
Список литературы.
- А. П. Рымкевич, П. А. Рымкевич “Сборник задач по физике 9-11”, Москва, Просвещение, 2000.
- Задания ЕГЭ, ОГЭ.
Рейтинговая оценка достижений учащихся по элективному курсу.
Рейтинговая оценка позволяет комплексно оценивать качество учебной работы обучающихся при усвоении ими программы элективного курса, стимулирует образовательную деятельность обучающихся.
Предлагаю начисление баллов по следующей схеме:
Вид деятельности | Баллы, выставляемые на занятии | Итого |
Посещение занятий | 2 | |
Ведение конспектов, устных ответов на уроке | 3 | |
Выполнение лабораторных работ | 5 | |
Выступление, сообщение | 10 | |
Проект, презентация | 20-25 | |
Итоговая работа за курс | 30 | |
100 |
Соотношение баллов с сертификатами и пятибалльной шкалой:
- 76-100 - “отлично”- сертификат 1 уровня
- 50-75 - “хорошо”- сертификат 2 уровня
- 35-49 - “удовлетворительно”- сертификат 3 уровня
- ниже 34 баллов сертификат не выдается, курс считается незачтенным.