Цель: Закрепить знания детей, полученные на логопедических занятиях, и умения ими пользоваться.
Задачи: Закрепить навыки звуко-слогового анализа и синтеза слов. Развивать коммуникативную функцию речи. Расширять словарь антонимов. Закреплять умение чётко, громко в быстром темпе проговаривать скороговорки. Воспитывать дружеские взаимоотношения, желание помогать и чувство ответственности.
Оборудование: эмблемы для команд, картинки: бант, шапка, сарафан, полотенце, цифры от 1 до 4; буквы, разрезанные на несколько частей, по количеству детей; “листья” со слогами; мяч, флажки; карточки, где с одной стороны написаны цифры, а с другой буквы (для игры “Волшебники”).
Предварительная работа: изготовление эмблем для команд, повторение скороговорок, разучивание ритмической гимнастики “Три кита” и “Би-бика”.
Ход спартакиады
Гости и участники соревнования заходят в зал под песню “Дружба - это не работа” из репертуара группы “Барбарики”.
Логопед: Уважаемые гости и участники соревнования, мы рады приветствовать вас на логопедической спартакиаде “Скоро в школу”. Сегодня будут соревноваться две команды. Первая команда - “Апельсин”.
Приветствие команды: Мы все дольки апельсина. Мы дружны и неделимы
Логопед: Вторая команда – “Радуга”.
Приветствие команды: Мы, как радуги цвета, неразлучны никогда.
Логопед: Разрешите представить членов жюри... (члены жюри выбираются из родителей).
Собрались детишки в школу.
Как проверить их? Готовы ль?
Надо им заданья дать
И ответ от них узнать.
Коль ответы все верны
В школу пусть идут они!
1 конкурс: “Угадай-ка”.
Логопед: Перед вами на доске размещены четыре картинки: бант, шапка, сарафан, полотенце. Я загадаю слово и покажу цифру от одного до четырёх, цифра соответствует количеству слогов в слове. Вы должны отгадать загаданное слово. Та команда, которая первая отгадывает слово получает очко.
2 конкурс: “Цепочка”.
Детям предлагается построиться в две шеренги.
Логопед: Первый ребёнок называет слово. Следующий определяет последний звук в этом слове и подбирает свое слово, начинающееся с этого звука. Остальные участники делают то же самое, составляя цепочку слов. Первыми начинает команда “Апельсин”.
3 конкурс: “Собери букву”.
Логопед: Подойдите к столам и возьмите конверты. На счёт три надо достать из конверта, разрезанную на несколько частей букву и собрать её. Раз, два, три начни.
Логопед: Предлагаю отдохнуть и сделать ритмическую гимнастику “Три кита”.
4 конкурс: “Читалки”.
Логопед: Прочитайте на “листьях” слоги. Слоги одного слова записаны на листьях с одного дерева, составить из них слова.
5 конкурс: “Скажи наоборот”.
Логопед: Я бросаю вам мяч и называю слово. Вы говорите слово наоборот и возвращаете мне мяч. Начинает команда “Радуга”.
- Высокий – низкий.
- Молодой – старый.
- Холодный – горячий.
- Больной – здоровый.
- Широкий – узкий.
- Белый – чёрный.
- Светлый – тёмный.
- Смелый – трусливый.
- Длинный – короткий.
- Большой – маленький.
- Сухой – мокрый.
- Солнечный – пасмурный.
- Сытый – голодный.
- Трудный – лёгкий.
- Жёсткий – мягкий.
- Горький – сладкий.
- Говорить – молчать.
- Радость – грусть.
- Жара – холод.
- День - ночь.
- Грязь – чистота.
- Зима – лето.
- Добро – зло.
- Богач – бедняк
6 конкурс: “Кто кого переговорит?”.
Логопед: Я начинаю говорить скороговорку, а вы должны её продолжить.
- Собирала Маргарита... (маргаритки на горе, растеряла Маргарита маргаритки во дворе).
- Лук с укропом... (у забора собрала с утра Федора).
- У крошки матрёшки... (пропали серёжки. Серёжа серёжки нашёл на дорожке).
- Полосатые паласы...(полоскала дочка Власа. Полоскала, полоскала, полосатой речка стала).
- Рассердился Егор... (на таракана с комаром. За тараканом – с барабаном за комаром с топором).
- Я ловил на лавочке... (мотыльков и бабочек. Всё ловил, ловил, ловил, пожалел и отпустил).
- Очень рад баран... (у барана барабан. Баран в барабан барабанит, барабанит баран в барабан).
- На реке поймали... (рака, из-за рака вышла драка, это Рома – забияка снова в реку бросил рака).
7 конкурс: “Объяснялки”.
Логопед: Объясните, что означают выражения:
- Зарубить на носу (запомнить крепко – накрепко).
- Бить баклуши (бездельничать).
- После дождичка в четверг (никогда).
- Витать в облаках (фантазировать невесть о чём).
- Душа в пятки ушла (человек перетрусивший, испугавшийся).
- На седьмом небе (быть в полном восторге, в состоянии наивысшего блаженства).
8 конкурс: “Кто самый внимательный?”.
Детям раздаются флажки.
Логопед: Вы должны поднимать флажки только тогда, когда я называю слово, которое относится к школе. Тот, кто ошибётся, выбывает из игры. Выигрывает та команда, в которой останется больше игроков.
Слова: Класс, снег, перемена, линейка, портфель, санки, ученики, собака, пенал, тетрадь, ручка, игрушки, урок, парта, учитель, кукла, звонок, ученик, мороженое, коляска, доска, одеяло, мел, карандаш, парта, телевизор...
Логопед: Предлагаю отдохнуть и сделать ритмическую гимнастику “Би-бика”.
9 конкурс: “Волшебники”.
Логопед: У вас в руках карточки, где с одной стороны написаны цифры, а с другой буквы. Выложив цифры по порядку, вы сможете прочить моё послание вам. (СКОРО В ШКОЛУ)
Логопед: Просим жюри подвести итоги соревнования.
Жюри подводит итог соревнованию и объявляет, что дети к школе готовы.