Учебник Рудницкой В.Н. часть вторая с. 111.
Раздел учебной программы: “Таблица сложения и вычитания”.
- Таблица сложения и вычитания в пределах 10 (32 часа)
- Таблица сложения и вычитания в пределах 20 (16 часов)
- Составление таблицы сложения (3 часа)
Работа с информацией: Чтение и заполнение таблиц, перевод информации в табличную форму и её интерпретация. Уметь выбирать данные в таблице, необходимые для ответа на заданные вопросы
Предметные УУД: знать и выполнять табличные случаи сложения и вычитания как взаимно-обратные действия, используя свойства сложения и вычитания, объяснять как с помощью таблицы сложить любые два числа.
Регулятивные УУД: пошагово контролировать и выполнять алгоритм сложения и вычитания и оценивать правильность выполнения.
Коммуникативные УУД: умение работать в группе, слушать и слышать другого, умение убеждать и доказывать свою точу зрения, желание прийти на помощь
Познавательные УУД: проанализировать, почему значения сумм расположены по диагонали?
Предметное содержание модуля (с описанием проблемной ситуации)
Освоение таблицы сложения и вычитания в пределах 20 через самостоятельное её составление.
Две методические проблемы:
1 понимание смысла этих действий
2 освоение техники выполнения этих действий
Таблица сложения очень важна при освоении техники вычислений, но ещё важнее не допустить превращения её из опоры в “шпаргалку”.
Поэтому надо организовать постепенное самостоятельное построение таблицы, изучение её структуры, наблюдение за её особенностями, понимание того, почему таблица устроена так, а не иначе.
При обучении счету в прошлые десятилетия (когда не было калькуляторов) основное внимание уделялось отработке технике счета, доводя навыки до автоматизма. Такой подход оправдан. Так как, не владея навыками счета, учащиеся вряд ли смогли бы в дальнейшем успешно решать задачи по алгебре, физике, химии. В настоящее время, когда вычисления легко выполняются на калькуляторе, важность счета не уменьшается. Важно не только научить быстро считать, а ещё дать возможность глубже осознать суть выполняемых действий, увидеть и почувствовать многочисленные закономерности, связанные со счетом, и конечно освоить как можно больше различных приёмов счета, выбирая из них наиболее удобный в той или иной ситуации. Всё это должно быть подчинено развитию личности и её интересу к красоте математики.
Этапы проектного модуля | № | Цель | Проектный продукт | Средства (дидактические, материальные, технические) | Домашнее задание | ||||||||||||||||||||||||||||||
Актуализация Проблематизация Целеполагание Планирование |
1 | Цель: выявить трудности в овладении вычислительными навыками в пределах 20. | Актуализация: пробный
неудачный замер устного счета по секундомеру (навык автоматизированный , если ребёнок даёт ответ в течении 3-5 сек.) 1. Проблема: неумение быстро считать в уме. 2. Цель: освоить таблицу сложения через самостоятельное её составление. 3. Проектный продукт: Город с домами-таблицами сложения в стране “Арифметика” 4. Планирование: Поэтапное заполнение таблицы Дизайн Защита 5. Критериии оценки: Правильное содержание Прочность и практичность Четкость изображения Оригинальность и творчество Защита и умение использовать домик-таблицу. Варианты выполнения вычислений: 1. Опора на счетный материал, предметы и рисунки 2. Опора на перемещение по числовому лучу 3. Опора на знание состава числа 4. Опора на таблицу сложения Произвольное запоминание таблицы через самостоятельное её составление Почему значения сумм расположены по диагонали? Какое число повторяется в таблице больше всех? Почему? Какое число встречается только один раз? Почему? Найди суммы с числами- двойняшками (2+2, 3+3, 4+4 …) |
Проблематизация для детей:
сказочный зачин. Приглашение в страну
“Арифметики” Игровая цель: стать почетным гостем страны “Арифметика” План для детей: 1. Надо научиться быстро считать и знать все случаи сложения и вычитания в пределах 20. 2. Составить свою таблицу сложения 3. Придумать дизайн. Знак “Почетный житель” (образ полученного результата) получит тот, кто преодолеет испытания (тренажер) и заселит все этажи своего дома-таблицы. |
Принести модель-заготовку домика-таблицы | ||||||||||||||||||||||||||||||
Реализация проекта | 2 | Цель: произвольное запоминание трудных случаев сложения и соответствующих случаев вычитания через самостоятельное составление таблицы сложения. | Поэтапное заполнение таблицы (по
вертикали и горизонтали - однозначные числа -
это слагаемые, а на пересечении чисел – их сумма) Подумай почему, её так назвали? Где в таблице сложения записаны слагаемые? Где записаны значения сумм? Как можно использовать таблицу сложения для нахождения значений разностей? Обратить внимание на часть таблицы сложения 4-3 3-1 Какая часть поможет найти тебе значения разностей? Педагогический результат: непроизвольное запоминание таблицы сложения и соответствующих случаев вычитания Испытания жителей 1 Табличные случаи сложения и вычитания 2 Тренажёр 3 Свойства сложения и вычитания |
Знакомство с таблицей сложения
как способом записи действия с числами и
получаемого результата. Взаимопроверка:
групповое сотрудничество “Учитель-ученик”, “Ручеёк”, “Карусель”
|
Изготовить модель-домика-таблицы и продумать защиту | ||||||||||||||||||||||||||||||
Представление. Оценка. Рефлексия. |
3 | Цель: показать эффективность перехода от конкретных навыков счета к абстрактным. | Продукт: Город с домами
почетных жителей страны “Арифметика”, а у
каждого ребёнка свой дизайн таблицы сложения. Критерии оценки домиков-таблиц: Правильное содержание Прочность и практичность Четкость изображения Оригинальность и творчество Защита и умение использовать домик-таблицу. Дизайн Почему левая часть раскрашена в один цвет, а правая в другой? По каким признакам мы поймём, что домик-таблица сложения работает? Как её можно использовать? Целесообразно использование таблицы: при затруднениях, для самоконтроля, непроизвольного запоминания и выработки автоматизированного навыка, это движение перехода от конкретных опор к более абстрактным. |
Контрольный замер устного счета
по секундомеру. Знак “Лучший житель”, “Почетный житель”, “Хороший житель” (образ полученного результата) получит тот, кто преодолеет испытания на время. |
Подготовиться к контрольному
устному счету на тренажёре. Подготовить свой домик-таблицу к выставке работ |
Испытания в стране Арифметика
1. Контрольная работа
2. Устный счет на время
3. Математический диктант
4. Свой домик и его самостоятельное заполнение
5. Знание свойства сложения и вычитания