Конкурс-игра «Мистер-Математик»

Разделы: Математика, Внеклассная работа


Цель мероприятия:

  • привитие интереса к предмету математики;
  • осуществление практического применения математики;
  • развитие логического мышления, оригинальности, способности к анализу, творческих и интеллектуальных способностей;
  • воспитание трудолюбия и усидчивости.

План проведения:

  1. Вступительное слово ведущего.
  2. “Знакомство”.
  3. Разминка “Кто быстрее”.
  4. Конкурс “Основной капитал”.
  5. Конкурс “Аукцион”.
  6. Конкурс “Реванш”.
  7. Заключительное слово ведущего.
  8. Награждение победителей.

Оборудование: презентация PowerPoint, раздаточный материал с задачами.

Конкурс-игра “Мистер-Математик”

(слайд 1)

Доводы, до которых человек додумался сам,
убеждают его больше, чем те,
которые пришли в голову другим”.
(Луи Паскаль) (слайд 2)

Сценарий

1. Вступительное слово ведущего.

Ведущий.

Математику, друзья,
Не любить никак нельзя.
Очень строгая наука,
Очень точная наука –
Это математика!

2. “Знакомство” (слайд 3)

Лозунг 1 “Набирайся ума в учении, храбрости в сражении” (слайд 4)

Лозунг 2 “Дорогу осилит идущий, а математику - мыслящий!” (слайд 5)

Лозунг 3 “Тяжело в учении – легко на ЕГЭ” (слайд 6)

Лозунг 4 “Цыплят по осени считают, а знания на ЕГЭ проверяют” (слайд 7)

Лозунг 5 “Делу время, а потеха после ЕГЭ” (слайд 8)

Ведущий.

С тех пор, как существует мирозданье
Такого нет, кто б не нуждался в знанье.
Какой мы не возьмем язык и век -
Всегда стремился к знанью человек....

3. Разминка “Кто быстрее”.

Каждому участнику по очереди задается вопрос, если он не знает ответа, то отвечает другой участник. За каждый правильный ответ 1 балл.(слайд 10-12)

• отрезок, соединяющий точку окружности с ее центром (радиус)
• отрезок, соединяющий вершину треугольника с серединой противолежащей стороны (медиана)
• формула синуса двойного угла ()
• формула косинуса двойного угла через синус ()
• синус острого угла прямоугольного треугольника (отношение противолежащего катета к гипотенузе)
• график квадратичной функции (парабола)
• угол, смежный с углом треугольника при данной вершине (внешний угол)
• прямоугольник, у которого все стороны равны (квадрат)
• косинус острого угла прямоугольного треугольника (отношение прилежащего катета к гипотенузе)
• формула площади равностороннего треугольника
• отрезок, соединяющий две любые точки окружности (хорда)
• формула площади прямоугольного треугольника
• множество точек плоскости, равноудаленных от данной точки (окружность)
• сумма длин всех сторон многоугольника (периметр)
• ромб, у которого все углы прямые (квадрат)
• признак перпендикулярности прямой и плоскости (если прямая перпендикулярна двум пересекающимся прямым, лежащим в плоскости , то она перпендикулярна самой плоскости)
• формула Герона для нахождения площади треугольника
• формула косинуса двойного угла через косинус
•тригонометрическая формула, связывающая тангенс и косинус ()
• формула объема пирамиды
• график линейной функции (прямая)
• формула объема цилиндра
• формула, с помощью которой можно найти синус через котангенс ( )
• на сколько равносторонних треугольников разбивается диагоналями правильный шестиугольник (6)
• отрезок, соединяющий не соседние вершины многоугольника (диагональ)
• самая большая сторона в прямоугольном треугольнике (гипотенуза)
•формула полной поверхности пирамиды ()
• формула площади ромба
• формула площади треугольника через радиус вписанной окружности ()
• формула объема призмы ()

4. Конкурс “Основной капитал” (слайд 13)

(Зарабатываем основной капитал). Каждой команде выдается комплект однотипных задач. Каждая задача стоит 4 балла. Команда должна дать как можно больше правильных ответов за отведенное время (4-5 минут или меньше, если одна из команд решила все задачи). Ответы должны быть записаны на лист ответов. Ведущий проверяет ответы, выставляются баллы. Команды получают следующий набор из 4-х задач...(и так 3 раза). Выставляется итоговый счет за первый раунд.

Задачи для конкурса.

1.1. Теплоход рассчитан на 1000 пассажиров и 30 членов команды. Каждая спасательная шлюпка может вместить 50 человек. Какое наименьшее число шлюпок должно быть на теплоходе, чтобы в случае необходимости в них можно было разместить всех пассажиров и всех членов команды?

1.2. Флакон шампуня стоит 120 рублей. Какое наибольшее число флаконов можно купить на 700 рублей во время распродажи, когда скидка составляет 35%?

1.3. В пачке 250 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 700 листов. Какое наименьшее количество пачек бумаги нужно купить в офис на 8 недель?

1.4. В университетскую библиотеку привезли новые учебники для трёх курсов, по 360 штук для каждого курса. В книжном шкафу 9 полок, на каждой полке помещается 25 учебников. Какое наименьшее количество шкафов потребуется, чтобы в них разместить все новые учебники?


2.1. Найдите площадь треугольника, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см. Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

2.2. Найдите (в см2) площадь S фигуры, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.). В ответе запишите .

2.3. Найдите площадь ромба, изображенного на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

2.4. Найдите площадь трапеции, изображенной на клетчатой бумаге с размером клетки 1 см x 1 см (см. рис.). Ответ дайте в квадратных сантиметрах.

2.5. На клетчатой бумаге нарисованы два круга. Площадь внутреннего круга равна 34. Найдите площадь закрашенной фигуры.


3.1. Найдите корень уравнения: 

3.2. Найдите корень уравнения: 

Если уравнение имеет более одного корня, в ответе укажитебольший из них.

3.3. Найдите корень уравнения .

3.4. Найдите корень уравнения .


5. Конкурс “Аукцион” (14 слайд) Каждой команде предлагается решить одну задачу (коллективно или распределив работу) и назвать правильный ответ. Начальная цена задачи – 4 балла. Если ответ правильный, то 4 балла добавляются к счету этой команды. Если ответ неправильный, то 4 балла вычитаются из счета этой команды, а цена задачи становится 8 баллов (затем 16, 32, ...). Так продолжается до тех пор, пока не назван правильный ответ. После этого переходим к новой задаче (их всего 5). Не забываем менять счет на доске.

Затем подводится предварительный итог и называется цена домашней задачи, исходя из того, чтобы команда, набравшая самое маленькое количество баллов (при условии, что они полностью и верно решили обе домашних задачи), могла на 1 балл обогнать команду, которая по предварительным итогам набрала наибольшее количество баллов.

Задачи для конкурса.

Чему равна сторона правильного шестиугольника, вписанного в окружность, радиус которой равен 39?

Материальная точка движется прямолинейно по закону   где х — расстояние от точки отсчёта (в метрах), t — время движения (в секундах). Найдите её скорость (в метрах в секунду) в момент времени t = 2 с.

Найдите значение выражения , если .

Из пункта А в пункт В, расстояние между которыми 50 км, одновременно выехали автомобилист и велосипедист. Известно, что в час автомобилист проезжает на 40 км больше, чем велосипедист. Определите скорость велосипедиста, если известно, что он прибыл в пункт В на 4 часа позже автомобилиста. Ответ дайте в км/ч.

Найдите наибольшее значение функции у = 7cosx + 16x - 2 на отрезке 

Один мастер может выполнить заказ за 6 часов, а другой — за 3 часа. За сколько часов выполнят заказ оба мастера, работая вместе?

Найдите значение выражения 

Конкурс “Реванш” (15 слайд) Команды сдают решения домашних задач. Учитель должен проверить их к следующему уроку, чтобы подвести окончательный итог. Оценивается обоснованное решение и ответ.

Домашнее задание

7. Заключительное слово ведущего.

Закончился конкурс,
Закончилась встреча,
Настал расставания час
Мы все чуть устали,
Но нас согревали
Улыбки и блеск ваших глаз.

Подведение итогов и награждение. (слайд 16)

Советы ведущего:

“Учиться можно только весело...”
“Чтобы переваривать знания,
Надо поглощать их с аппетитом” (слайд17)

Пожелания достают из шкатулки сами учащиеся.

  • Научиться преодолевать трудности при решении математических задач
  • Справляться с любыми трудными задачами
  • Получать по математике только пятерки
  • Получать только пятерки по всем предметам
  • Выполнять все домашние задания только на “5”
  • Успешно сдать ЕГЭ
  • Набрать 100 баллов на ЕГЭ по математике
  • Стать отличником
  • Иметь годовую оценку “5” по математике
  • Научиться выступать перед аудиторией
  • Поступить в учебное заведение, которое выбрал.
  • Выучить все тригонометрические формулы
  • За все контрольные работы по математике иметь только пятерки
  • Выучить все теоремы по геометрии

Используемая литература.

  1. ЕГЭ. Математика. Профильный уровень: типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов / под ред. И. В. Ященко. — М.: Издательство “Национальное образование”

Интернет-источники.

  1. http://alexlarin.net/
  2. https://math-ege.sdamgia.ru/?redir=1
  3. http://www.fipi.ru/content/otkrytyy-bank-zadaniy-ege