«Экология как наука о взаимоотношениях между растительным, животным миром и окружающей средой в последние годы значительно усложнилась философскими, социальными, экономическими, техническими и географическими аспектами. Экологическое мировоззрение должно способствовать правильному пониманию места и роли человека в окружающей среде, являющегося ее продуктом и неотъемлемой составной частью. На современном этапе выделяют два вида экологического мировоззрения: антропоцентрическое и экоцентрическое. В процессе формирования личности человека должно сформироваться экоцентрическое мировоззрение, которое рассматривает человека как часть природы и поэтому заботящегося о ней, как среде своего обитания.
Экологическое мировоззрение – это система знаний о природной среде, состоящей из тесно взаимосвязанных метасистем: природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и техногенной (искусственные сооружения, здания, города и промцентры).
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.»
В наше время каждый знает или слышал слово экология. Ребенок с детства быстро всему учится и все запоминает. Бросил взрослый на глазах ребенка мусор не в урну, не убрал за собой дома, на природе и все, малыш сделает точно также. А ведь каждая мамочка хочет воспитать своего малыша правильно: убирать за собой игрушки, вешать свою одежду, мыть за собой посуду и так далее. А для этого недостаточно только заставлять делать, нужно показывать на своем примере. Плохому учатся быстро. А вот как научить хорошим манерам? Этому тоже нужно учиться с детства.
Конечно об экологии начинают говорить уже с детского сада. И знания детей пополняются по мере их взросления. Приходя в школу, они узнают еще больше о природе, об окружающем мире, о добре. Узнавать что-то новое помогает учитель на уроках. Экология тесно связана со всеми школьными предметами, но не всегда и не очень много есть тем, которые входят в программу.
Начиная с первого класса, я стараюсь говорить об экологии больше. Очень тесно связываю эту тему с уроками изобразительного искусства и художественного труда. Уже на первом уроке мы проводим беседу о предметах, которыми будем пользоваться на рисовании - бумаге, кисточках, карандашах, из чего они сделаны, сколько потрачено средств и сил на их изготовление. Сразу провожу беседу о мусоре, о загрязнении лесов, о вторичной переработке мусора.
Почти любую тему по изобразительному искусству и труду можно связать с темами по экологии и окружающему миру: рисование птиц, животных, рисование пейзажей, даже изображение человека, узоров (если узоры из растений и ягод). Например, тему: «Пейзаж родной земли», нельзя не связать с экологией. Кроме развития графических навыков, развития мелкой моторики, привития любви к родному краю, развивается бережное отношение к окружающему нас миру, любовь к труду.
Многие рисунки на уроках изобразительного искусства можно выполнять нетрадиционными приемами: выдувание через трубочку; печатание мятой бумагой, губкой, спичечными коробками; рисование нитками, ватными палочками, мыльными пузырями, пальчиками; монотипия (название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток). В этой технике получается только один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным»; набрызг; процарапывание (эта работа в технике гроттаж (от французского «гратте» царапать). Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности»; диатипия (это необычная техника изобразительного искусства получила свое название от греческого слова dia –сквозь, через). В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы. Наносят на лист картона небольшой слой краски, накладывают сверху тонкий лист бумаги и рисуют на нем карандашом. На картоне остается оттиск рисунка с готовым фоном.)»; рисование бусинками, камешками, шариками. Мне очень нравится использовать нетрадиционные приемы и я стараюсь использовать их начиная с первого класса, продолжая все четыре года. Выдувая через трубочку воздух на капельку воды с краской можно получить красивейшие картины: деревья, цветы, веточки и сразу же связать капельку, которую мы взяли для рисования, с темами: «Кто воду бережет?», «Для чего нужна вода?», «Где мы теряем воду?», «Чистая вода всем нужна».
Интеграция уроков изобразительного искусства и окружающего мира с использованием нетрадиционных приемов рисования
Класс | Тема урока по изобразительному искусству |
Тема беседы урока по окружающему миру |
Нетрадиционные приемы рисования |
1 класс |
Украшение птиц |
Как помочь птицам зимой |
Рисование манной крупой, раскрашивание работы гуашью. |
2 класс |
Изображение характера животных |
Разнообразие животных |
Рисование восковыми мелками, с заливкой фона гуашью. |
3 класс |
Пейзаж на тему: Сады цветут. |
Природа будет жить. |
Выдувание через трубочку, выполнение цветочков из бумаги. |
4 класс |
Пейзаж родной земли. |
Твой родной край. |
Рисование мятой бумагой. |
Тема урока изобразительного искусства и художественного труда «Сады цветут» сочетается с темой урока по окружающему миру «Природа будет жить». Можно проследить связь между этими темами и добавить беседу по экологии, связанную с растениями нашего края. А изобразить рисунок «Сады цветут» можно, используя нетрадиционную технику: выдувание через трубочку. Так же добавить небольшую беседу на тему: «Капля жизни», тат как выдувать рисунок нужно из одной капли воды.
Фрагмент интегрированного урока изобразительного искусства и окружающего мира, с использованием нетрадиционных приемов рисования
Тема урока: Пейзаж «Сады цветут».
Образовательные ресурсы:
- Художественные материалы: краски, кисти, альбом, трубочки для коктейля;
- Литературный ряд: стихотворения и загадки о природе;
- Зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем, фотографии о природе.
План.
- Беседа «Природа будет жить».
- «Мастер Украшения учится у природы». Работа с учебником.
- «Изображая мир, мы учимся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.
- «Любить природу – значит любить свою Родину».
Цели:
- развивать творческое воображение, наблюдательность;
- учить видеть красоту родной природы; способствовать приобретению экологического опыта.
Задачи художественного развития учащихся:
- воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, Родине;
- формирование навыков работы с красками, выдувания через трубочку;
- развитие наблюдательности и способности к творческому самовыражению.
Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; УУД.
- Регулятивные: создание рисунка, использование выразительных свойств красок; оценивание результата своего труда.
- Познавательные: понимание значения и роли Мастера Украшения в изобразительном искусстве и в жизни каждого человека и общества.
- Личностные: формирование навыков работы с красками, умение использовать сочетание цветов для своего замысла; развитие способностей к творческому самовыражению.
- Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать учителя и одноклассников, работать в коллективе; обсуждение индивидуальных и коллективных результатов художественно-творческой деятельности.
Этап урока | Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Планируемые результаты |
Выполнение практической части урока | Проверка готовности к уроку. - Сегодня мы будем рисовать картину не совсем обычно. Для этого нам понадобятся предметы, которые лежат у вас на партах. Начнем с фона. |
Дети, пользуясь губкой наносят на лист бумаги фон. |
Различать основные о составные теплые и холодные цвета; изменять их напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками. |
Проводится беседа о воде: «Капля жизни». - Что можно сделать из капли воды с краской на листе бумаги.
Показ готовых работ с веточками, которые получились при выдувании. Рассматриваются интересные работы. |
Дети наносят каплю воды с краской на готовый и уже высохший фон. Берут трубочку и дуют через нее на каплю, чтобы она растекалась. |
||
- Тема урока «Сады цветут», поэтому мы должны веточку сделать цветущей. Для этого нам понадобится цветная бумага и ножницы. |
Учащиеся вырезают из цветной бумаги цветочки, делают их объемными с помощью карандаша или ручки, надавливая тупым концом на лепестки и серединку цветка. |
Различать виды художественной деятельности (рисунок, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование и дизайн). | |
|
Учитель демонстрирует свою работу. - Посмотрите, какая цветущая, словно живая, получилась веточка. Приклейте свои цветочки на свою веточку как захотите. |
Учащиеся приклеивают цветы на веточку в любом порядке, как захочется. |
Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы, выраженную средствами рисунка и дизайна. |
Обсуждая темы экологии на уроках изобразительного искусства и художественного труда дети подтверждают свои ответы и гипотезы практическими работами.
Выдувая воздух через трубочку на капельку воды с краской, можно получить очень красивые картины: веточки, деревья, цветы. Связь уроков изобразительного искусства и художественного труда с окружающим миром и экологией помогает становиться детям бережливыми, трудолюбивыми, добрыми, отзывчивыми.
Если ребенок с детства понимает, что значит беречь природу, любить свой край, помогать животным, птицам, только тогда он вырастет Человеком с большой буквы.
Нарисую на листке: солнце, море, облака.
Полюбуюсь на картину, посмотрю издалека.
Получилось или нет? Кто мне даст такой ответ?
Чтоб любить свою работу, нужно верить в чудеса!
(Запорожец Е.Ю.)
Литература.
- Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».
- www.science forum.ru /2013/116/6124