Формирование экологического мировоззрения и бережного отношения к окружающему миру через применение нетрадиционных приемов на уроках изобразительного искусства и художественного труда

Разделы: Начальная школа, Внеклассная работа, Экология


«Экология как наука о взаимоотношениях между растительным, животным миром и окружающей средой в последние годы значительно усложнилась философскими, социальными, экономическими, техническими и географическими аспектами. Экологическое мировоззрение должно способствовать правильному пониманию места и роли человека в окружающей среде, являющегося ее продуктом и неотъемлемой составной частью. На современном этапе выделяют два вида экологического мировоззрения: антропоцентрическое и экоцентрическое. В процессе формирования личности человека должно сформироваться экоцентрическое мировоззрение, которое рассматривает человека как часть природы и поэтому заботящегося о ней, как среде своего обитания.

Экологическое мировоззрение – это система знаний о природной среде, состоящей из тесно взаимосвязанных метасистем: природной (атмосфера, гидросфера, литосфера, биосфера) и техногенной (искусственные сооружения, здания, города и промцентры).
В структуре мировоззрения можно выделить следующие основные компоненты: знания; ценности; убеждения, чувства, эмоции.»
В наше время каждый знает или слышал слово экология. Ребенок с детства быстро всему учится и все запоминает. Бросил взрослый на глазах ребенка мусор не в урну, не убрал за собой дома, на природе и все, малыш сделает точно также. А ведь каждая мамочка хочет воспитать своего малыша правильно: убирать за собой игрушки, вешать свою одежду, мыть за собой посуду и так далее. А для этого недостаточно только заставлять делать, нужно показывать на своем примере. Плохому учатся быстро. А вот как научить хорошим манерам? Этому тоже нужно учиться с детства.

Конечно об экологии начинают говорить уже с детского сада. И знания детей пополняются по мере их взросления. Приходя в школу, они узнают еще больше о природе, об окружающем мире, о добре. Узнавать что-то новое помогает учитель на уроках. Экология тесно связана со всеми школьными предметами, но не всегда и не очень много есть тем, которые входят в программу.

Начиная с первого класса, я стараюсь говорить об экологии больше. Очень тесно связываю эту тему с уроками изобразительного искусства и художественного труда. Уже на первом уроке мы проводим беседу о предметах, которыми будем пользоваться на рисовании - бумаге, кисточках, карандашах, из чего они сделаны, сколько потрачено средств и сил на их изготовление. Сразу провожу беседу о мусоре, о загрязнении лесов, о вторичной переработке мусора.

Почти любую тему по изобразительному искусству и труду можно связать с темами по экологии и окружающему миру: рисование птиц, животных, рисование пейзажей, даже изображение человека, узоров (если узоры из растений и ягод). Например, тему: «Пейзаж родной земли», нельзя не связать с экологией. Кроме развития графических навыков, развития мелкой моторики, привития любви к родному краю, развивается бережное отношение к окружающему нас миру, любовь к труду.

Многие рисунки на уроках изобразительного искусства можно выполнять нетрадиционными приемами: выдувание через трубочку; печатание мятой бумагой, губкой, спичечными коробками; рисование нитками, ватными палочками, мыльными пузырями, пальчиками; монотипия (название произошло от греческих слов «монос» - один и «типос» - отпечаток). В этой технике получается только один отпечаток, второго сделать нельзя. Но этот один отпечаток бывает очень красивым и необычным»; набрызг; процарапывание (эта работа в технике гроттаж (от французского «гратте» царапать). Рисунок выполняется процарапыванием на покрытой парафином и тушью поверхности»; диатипия (это необычная техника изобразительного искусства получила свое название от греческого слова dia –сквозь, через). В этой технике делают одноцветные и многоцветные работы. Наносят на лист картона небольшой слой краски, накладывают сверху тонкий лист бумаги и рисуют на нем карандашом. На картоне остается оттиск рисунка с готовым фоном.)»; рисование бусинками, камешками, шариками. Мне очень нравится использовать нетрадиционные приемы и я стараюсь использовать их начиная с первого класса, продолжая все четыре года. Выдувая через трубочку воздух на капельку воды с краской можно получить красивейшие картины: деревья, цветы, веточки и сразу же связать капельку, которую мы взяли для рисования, с темами: «Кто воду бережет?», «Для чего нужна вода?», «Где мы теряем воду?», «Чистая вода всем нужна».

Интеграция уроков изобразительного искусства и окружающего мира с использованием нетрадиционных приемов рисования

Класс

Тема урока по изобразительному искусству

Тема беседы урока по окружающему миру

Нетрадиционные приемы рисования

1 класс

Украшение птиц

Как помочь птицам зимой

Рисование манной крупой, раскрашивание работы гуашью.

2 класс

Изображение характера животных

Разнообразие  животных

Рисование восковыми мелками, с заливкой фона гуашью.

3 класс

Пейзаж на тему: Сады цветут.

Природа будет жить.

Выдувание через трубочку, выполнение цветочков из бумаги.

4 класс

 Пейзаж родной земли.

Твой родной край.

Рисование мятой бумагой.

Тема урока изобразительного искусства и художественного труда «Сады цветут» сочетается с темой урока по окружающему миру «Природа будет жить». Можно проследить связь между этими темами и добавить беседу по экологии, связанную с растениями нашего края. А изобразить рисунок «Сады цветут» можно, используя нетрадиционную технику: выдувание через трубочку. Так же добавить небольшую беседу на тему: «Капля жизни», тат как выдувать рисунок нужно из одной капли воды.

Фрагмент интегрированного урока изобразительного искусства и окружающего мира, с использованием нетрадиционных приемов рисования

Тема урока: Пейзаж «Сады цветут».

Образовательные ресурсы:

  • Художественные материалы: краски, кисти, альбом, трубочки для коктейля;
  • Литературный ряд: стихотворения и загадки о природе;
  • Зрительный ряд: мультимедийная презентация, подготовленная учителем, фотографии о природе.

План.

  1. Беседа «Природа будет жить».
  2. «Мастер Украшения учится у природы». Работа с учебником.
  3. «Изображая мир, мы учимся его понимать». Творческая практическая деятельность учащихся.
  4. «Любить природу – значит любить свою Родину».

Цели:

  • развивать творческое воображение, наблюдательность;
  • учить видеть красоту родной природы; способствовать приобретению экологического опыта.

Задачи художественного развития учащихся:

  • воспитание нравственных и эстетических чувств; любви к родной природе, Родине;
  • формирование навыков работы с красками, выдувания через трубочку;
  • развитие наблюдательности и способности к творческому самовыражению.

Формы и методы обучения: объяснительно-иллюстративный; УУД.

  • Регулятивные: создание рисунка, использование выразительных свойств красок; оценивание результата своего труда.
  • Познавательные: понимание значения и роли Мастера Украшения в изобразительном искусстве и в жизни каждого человека и общества.
  • Личностные: формирование навыков работы с красками, умение использовать сочетание цветов для своего замысла; развитие способностей к творческому самовыражению.
  • Коммуникативные: умение обмениваться мнениями, слушать учителя и одноклассников, работать в коллективе; обсуждение индивидуальных и коллективных результатов художественно-творческой деятельности.
Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Планируемые результаты

Выполнение практической части урока Проверка готовности к уроку.
- Сегодня мы будем рисовать картину не совсем обычно. Для этого нам понадобятся предметы, которые лежат у вас на партах. Начнем с фона.

Дети, пользуясь губкой наносят на лист бумаги фон.

Различать основные о составные теплые и холодные цвета; изменять их напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками.
 

Проводится беседа о воде: «Капля жизни».

- Что можно сделать из капли воды с краской на листе бумаги.

 

 

Показ готовых работ с веточками, которые получились при выдувании. Рассматриваются интересные работы.

Дети наносят каплю воды с краской на готовый и уже высохший фон. Берут трубочку и дуют через нее на каплю, чтобы она растекалась.

 
  - Тема урока «Сады цветут», поэтому мы должны веточку сделать цветущей. Для этого нам понадобится цветная бумага и ножницы.

Учащиеся вырезают из цветной бумаги цветочки, делают их объемными с помощью карандаша или ручки, надавливая тупым концом на лепестки и серединку цветка.

Различать виды художественной деятельности (рисунок, декоративно – прикладное искусство, художественное конструирование и дизайн).

 

Учитель демонстрирует свою работу.

- Посмотрите, какая цветущая, словно живая, получилась веточка. Приклейте свои цветочки на свою веточку как захотите.
Проводится выставка работ.

Учащиеся приклеивают цветы на веточку в любом порядке, как захочется.

Видеть, воспринимать и передавать в собственной художественной деятельности красоту природы, выраженную средствами рисунка и дизайна.

Обсуждая темы экологии на уроках изобразительного искусства и художественного труда дети подтверждают свои ответы и гипотезы практическими работами.

Выдувая воздух через трубочку на капельку воды с краской, можно получить очень красивые картины: веточки, деревья, цветы. Связь уроков изобразительного искусства и художественного труда с окружающим миром и экологией помогает становиться детям бережливыми, трудолюбивыми, добрыми, отзывчивыми.

Если ребенок с детства понимает, что значит беречь природу, любить свой край, помогать животным, птицам, только тогда он вырастет Человеком с большой буквы.

Нарисую на листке: солнце, море, облака.
Полюбуюсь на картину, посмотрю издалека.
Получилось или нет? Кто мне даст такой ответ?
Чтоб любить свою работу, нужно верить в чудеса!
(Запорожец Е.Ю.)

Литература.

  1. Фатеева А.А. «Рисуем без кисточки».
  2. www.science forum.ru /2013/116/6124