Цель: Формировать представление о героическом прошлом русского народа Древней Руси, великих русских богатырях - защитниках земли русской.
Задачи:
- Образовательные:дать определение былины; познакомить с произведением устного народного творчества – былина «Илья Муромец»; учить давать характеристику героям и их поступкам; обобщить знания об истории возникновения Руси, познакомить с русскими былинными богатырями, с тем, как наши предки защищали свою Родину.
- Развивающие:развивать интерес к чтению; умение внимательно, сосредоточенно слушать; зрительное внимание.
- Воспитательные:воспитывать гражданско-патриотические чувства средствами устного народного творчества; чувство гордости и восхищения подвигами русских богатырей.
Оборудование: репродукция картины В.М.Васнецова «Три богатыря»; разрезные картинки; иллюстрации с изображением современных видов оружия и оружия русских богатырей, деталей одежды русских богатырей.
Возраст детей: подготовительные группы.
Направление: “Познавательно-речевое развитие”.
Основная образовательная область: “Познание” (формирование целостной картины мира).
Интеграция образовательных областей: “Познание”, “Коммуникация”, “Социализация”.
Форма проведения: подгрупповая.
Методы и приёмы:
- рассматривание;
- показ;
- сюрпризный момент;
- наводящие вопросы детям;
- гимнастика “Чудо-Юдо”;
- русская народная сказка «где работа – там еда»;
- викторина;
- просмотр м/ф «Илья Муромец и Соловей разбойник» (2 выпуск)
Предварительная работа: рассматривание репродукции картины В.М.Васнецова «Три богатыря», складывание разрезных картинок; иллюстрации оружия русских богатырей; пословицы.
Лексическая работа:
- Былина – русская эпическая песня о богатырях.
- Богатырь – герой русских былин, совершающий воинские подвиги.
- Предки – это люди, которые жили на земле много-много веков назад.
- Палица – старинное оружие – тяжелая дубинка с утолщенным концом.
- Странники – человек, странствующий, путешествующий пешком.
- Благословление – напутствие, слова пожелания тому, кто отправляется в путь, на подвиги ратные.
- Воевода – командир войска.
- Служить верой-правдой – честно, не жалея жизни своей.
- Встречать хлебом – солью – оказывать почет, уважение.
- Кольчуга, булава, копье, щит, доспехи, шлем, лук, стрелы.
Ход занятия
Звучит «Утро» Э. Грига.
Дети заходят и садятся на стулья.
Логопед. Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы! Собрались мы не на честной пир, а на беседу добрую и складную, чтоб был у нас мир, да лад, да согласие и велась наша беседа речью плавною.
А поговорим мы с вами о богатырях, защитниках Земли Русской, которые жили тысячу лет назад, а слава об их подвигах дошла до наших дней. Как мы узнали о русских богатырях, которые жили в старину и прославились своими подвигами?
Дети. Мы узнали о богатырях из былин.
Логопед. Правильно. А что такое былина? От какого слова произошло это название?
Дети. Слово «былина» произошло от слов «быль», «было». Былина - это произведение, рассказывающее о событиях, которые были на самом деле.
Логопед. Правильно. Былина – героическая песня о богатырях.
Создателем былин был народ, а рассказывал былины сказитель. Так называли человека, который рассказывал русские народные былины и сказки. Как сказитель рассказывал былины?
Дети. Сказывал, как песню, и играл на гуслях.
Логопед. Да, действительно, сказитель ходил из селения в селение и рассказывал нараспев (похоже на песню) о героях-богатырях, об их подвигах, о том, как они одолевали врагов, защищали родную землю, проявляли свою храбрость, мужество, смекалку, доброту.
Сказитель так и говорил (звучат гусли):
Расскажу я вам про дела старые,
Да про старые, про бывалые,
Да про битвы, да про сражения,
Да про подвиги богатырские!
В русском народе много столетий из уст в уста, от деда к внуку переходили былины о могучих богатырях.
Так кто же такие богатыри?
Дети. Защитники Родины, воины, смелые, мужественные люди.
Логопед. Вы правы, богатыри - это защитники Земли Русской. Они славились невиданной силой, безграничной храбростью.
А с кем сражались богатыри? (ответы детей)
Правильно как с врагами земли русской, так и с темными силами.
А сейчас давайте и мы с вами немного разомнемся и свою силушку богатырскую покажем.
ФИЗМИНУТКА
Под музыку «Жило_на_свете_чудо-юдо»
Логопед. Подвиги русских богатырей отражены не только в былинах, но и в творчестве художников. Скажите, пожалуйста, какая картина В.М. Васнецова появилась у нас на экране?
Дети. Картина «Богатыри».
Логопед. Давайте рассмотрим ее и поговорим о ней. Кто изображен на картине?
Дети. Три богатыря.
Логопед. Кто находится в центре картины?
Дети. Илья Муромец.
Логопед. Как вы догадались, что это Илья Муромец?
Дети. Он самый старший, могучий, мудрый.
Логопед. Кто слева от Ильи Муромца? А кто справа от него?
Дети. Добрыня Никитич слева, Алеша Попович справа.
Логопед. Богатыри смотрят вдаль: не видать ли где врагов? Они защищают Землю Русскую, ее границы. Как одеты богатыри?
Дети. На тело надета кольчуга.
Логопед. Что такое кольчуга и зачем она нужна?
Дети. Это рубашка из металлических колец. Она защищала богатырей от ударов копья или меча, от стрел.
Логопед. Что надето на головы богатырей?
Дети. Шлем. Он оберегал голову богатыря от ударов.
Логопед. Какие еще доспехи имеются у богатырей?
Дети. У Ильи Муромца копье и булава или палица, у Добрыни Никитича меч, а у Алеши Поповича лук со стрелами.
Просмотр доспехов
Логопед. Давайте внимательно посмотрим на картину. На чем умел играть Алеша Попович?
Дети. Алеша Попович играл на гуслях.
Логопед. Вы правы. Богатыри не только воевали, но и умели отдыхать. Сейчас и мы с вами отдохнем.
У кого тут хмурый вид?
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора!
Ждет вас русская игра!
«Где работа – там еда».
Игра «Где работа – там еда».
Для игры надо: 20 горошин, 2 ложки, 4 блюдца. Под музыку по одной горошине нужно перенести из одного блюдца(ведра) в другое.
Дети садятся
Логопед. А теперь предлагаю умом поразмяться и проведем состязание в смекалке по русским былинам и сказкам. (викторина)
- Назовите богатырей, которых вы знаете
- Как называется одежда богатырей, сплетенная из металлических колец? кольчуга
- Главное оружие Соловья Разбойника? свист
- Главное оружие богатыря? Меч, палица, копье
- Царский головной убор? Корона
- Головной убор богатыря? Шлем
- Разбойничья цифра? 40
- Богатырская цифра? 3
- Змей по батюшке? Горыныч
Логопед. Молодцы. Вы отлично справились с заданием!
Наша беседа о русских богатырях подошла к концу, а мы вспомним о том, какой завет (правило) богатыри оставили нам.
Любить Родину, защищать и беречь ее.
Защищать слабых, стариков и детей.
Быть сильными, храбрыми, мужественными.
А преданья старины
Забывать мы не должны.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Слава русской старине! Слава русской стороне!
А на последок посмотрим мультфильм про богатыря.
Просмотр м/ф