Задачи:
Коррекционно-развивающие:
- Развивать фонематическое восприятие
- развивать навык звукового анализа и слогового синтеза;
- развивать слухоречевую память, зрительное восприятие;
- формировать зрительно-пространственные функции;
- развивать познавательную деятельность;
- формировать графо-моторные навыки;
Образовательные
- познакомить детей со звуком и буквой Ы;
- познакомить детей с графическим начертанием гласной буквой 1 ряда, буквой ы;
- актуализировать знания учащихся о гласных буквах 1 ряда;
- обогащать словарь детей по лексической теме «Части тела»;
- учить образовывать грамматические категории
- учить аргументировать свои мысли и доводы;
Воспитательные
- воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
- учить соблюдать речевой этикет
- формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию
Здоровьесберегающие
- чередовать статические и динамические упражнения;
- отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей
Оборудование: раздаточный материал, папки для занятий, наглядные картинки, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, клей, красный карандаш.
Продолжительность подгруппового занятия: 40 минут.
ХОД ЗАНЯТИЯ | |||
Этапы и виды работы. Время (ориентировочно) |
Деятельность логопеда |
Деятельность детей |
Какие задачи решались в ходе выполнения задания |
ВВОДНАЯ ЧАСТЬ |
|||
Организационный момент (5 минут)
|
Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие. Задание №1: сядет тот, назовет… (Какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра? Какое время года? Какой месяц? Какие осенние месяцы вы еще знаете?) |
Дети заходят в кабинет, садятся за парты. Ответы детей. Среда, вторник, четверг. Осень. Ноябрь, сентябрь, октябрь. |
|
Задание №2. Артикуляционная гимнастика. Задание №3 Развитие зрительно-пространственных функций. |
Дети вытягивают карточки-символы упражнений и делают вместе с логопедом.
Ответы детей |
Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия. |
|
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ |
|||
Введение в тему занятия. | Логопед: к нам на занятия пришла одна кукла с очень интересным именем Ышка. Она принесла на много разных заданий. | Развивать слухо-речевую память, внимание, логическое мышление, зрительное внимание, графо-моторные навыки. Ориентация в схеме собственного тела.
|
|
Знакомство с героем занятия. (5 минут)
|
Задание №4. Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что забыл дорисовать художник. Детям раздаются картинки, на которых изображены герои из мультфильма Золотой ключик без частей тела. |
Ответы детей: Буратино без носа, Мальвина без уха, Пьеро - без глаза, Карабас Барабас безо рта. (Дети дорисовывают части тела) |
|
Логопед: ухо, глаз, рот, нос… это все как называется? |
Части тела.
Дети выполняют задание. (При затруднении логопед помогает, либо дети сами друг другу) |
||
Знакомство со звуком и буквой Ы (5 минут)
|
Логопед: Ышка познакомит нас не только с частями тела. Она принесла на занятие и гласную букву. А какую, вы скажете мне сами, разгадав загадку и выполнив задание. На доске висят картинки с частями тела. - готовы? Слушаем внимательно. Если б не было его Не сказал бы ничего (язык) |
Логопед читает загадку, отгадку дети выходят и снимают. На обороте записано задание. | Развитие слухо-речевой памяти, зрительного внимания |
Задание №5. Соберите пазлы. После того, как дети собрали пазлы и называли, что у них получилось, логопед еще раз четко проговаривает слова, выделяя голосом последний звук в слове. |
Дети собирают пазлы: мыши, куклы, цифры, буквы, бананы, машины. | ||
Логопед: ребята, догадались, какая буква пришла к нам на занятие? - Почему она гласная? Давайте произнесем. Что делают наши губы? |
Буква Ы Гласная буква, делает согласные твердыми. |
||
- Что эта буква делает с согласными? |
Делает их твердыми.
На доску вывешивается карточка с печатной буквой |
|
|
Графический образ буквы | Пятерка братьев неразлучна, Им вместе никогда не скучно. Они работают пером, Пилою, ложкой, топором. (Пальцы) |
Ребенок выходит к доске, снимает отгадку. | Зрительно-пространственные функции |
Части-целое. |
Задание №6 Вытащите частички буквы из конверта. Соберите букву. Какая буква получилась? |
Буква Ы. В правую сторону. |
|
«Ушки на макушке» (4 минуты)
|
Ышка слушает в лесу, Логопед: открываем тетради. Записываем сегодняшнее число на полях. Отступили одну строчку. Поставили точку. (Логопед ходит проверяет, где дети поставили точку и проговаривая, цифрами записывает число на доске.) |
Развитие фонематического восприятия и графо-моторных навыков | |
Задание №7
|
Красным, потому что она гласная. |
|
|
Физкультминутка. (3-4 минуты) |
Две сестрички – подружки Похожи друг на дружку. Рядышком бегут – одна там, другая тут. (Ноги) |
Развитие читательских способностей, навыка контроля и зрительного внимания | |
Задание №8 Логопед: А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Я буду вам задавать вопрос и кидать мяч, а вы мне обратно, отвечая на мой вопрос. Готовы? Что мы делаем глазами, ушами, руками, ртом, носом, зубами? На конце всех этих слов, какой звук? |
Дети выполняют задание.
Ы |
|
|
Посели картинку в свой домик. (3 минуты) |
Одна другой касается Хлопок получается. (Ладоши) |
Развитие звукового анализа | |
Задание №9 Поселите картинку в свой домик. Ребята называют картинку и соединяют со схемой в начале или в середине слова. |
Ответы детей |
|
|
Кто самый внимательны (5 минут) |
Вот гора, а у горы – Две глубокие норы. В этих норах воздух бродит: То заходит, то выходит. (Нос) |
Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, целенаправленности и последовательности выполнения действия | |
Задание№9 Найди все спрятанные буквы Ы |
Дети выполняют задание |
|
|
Слова рассыпались (5 минут) |
Гладкое поле – белая полянка, Ни травинки, ни былинки, Да посередине – ямка. (живот) |
Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного синтеза.зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики | |
Задание № 10 Логопед: Был сильный ветер и все мои слова рассыпались. Вам нужно помочь Ышке собрать слова. Сначала выкладываете на столе, после моей проверки вклеиваете буквы в тетрадь. Букву Ы подчеркиваем красным цветом. Почему? Логопед раздает буквы. |
Дети собирают буквы в слова и вклеивают в тетрадь.
Она гласная |
|
|
ИТОГ ЗАНЯТИЯ |
|||
Итог занятия (2 минуты) |
Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали. |
Ответы детей |