Открытое логопедическое занятие по теме «Звук и буква Ы. Части тела»

Разделы: Логопедия


Задачи:

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать фонематическое восприятие
  • развивать навык звукового анализа и слогового синтеза;
  • развивать слухоречевую память, зрительное восприятие;
  • формировать  зрительно-пространственные функции;
  • развивать познавательную деятельность;
  • формировать графо-моторные навыки;

Образовательные

  • познакомить детей  со звуком и буквой Ы;
  • познакомить детей с графическим начертанием гласной буквой 1 ряда, буквой ы;
  • актуализировать знания учащихся о гласных буквах 1 ряда;
  • обогащать словарь детей по лексической теме «Части тела»;
  • учить образовывать грамматические категории
  • учить аргументировать свои мысли и доводы;

Воспитательные

  • воспитывать умение выслушивать ответы товарища, внимательно слушать и слышать логопеда и других детей, умение адекватно реагировать на конструктивные замечания логопеда и реплики детей;
  • учить соблюдать речевой этикет
  • формировать усидчивость и выполнять заданную инструкцию

Здоровьесберегающие

  • чередовать статические и динамические упражнения;
  • отбирать материал с учетом возрастных особенностей детей

Оборудование: раздаточный материал, папки для занятий, наглядные картинки, картинки-символы артикуляционной гимнастики, картинки с наложенными друг на друга предметами, конверт, в котором разрезана на части буква Ы, клей, красный карандаш.

Продолжительность подгруппового занятия: 40 минут.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Этапы и виды работы. Время (ориентировочно)

Деятельность логопеда

Деятельность детей

Какие задачи решались в ходе выполнения задания

ВВОДНАЯ ЧАСТЬ

Организационный момент

(5 минут)

 

Логопед приглашает детей на занятие. Приветствие.

Задание №1: сядет тот, назовет… (Какой сегодня день недели, какой был вчера, какой будет завтра? Какое время года? Какой месяц? Какие осенние месяцы вы еще знаете?)

Дети заходят в кабинет, садятся за парты.
Ответы детей.
Среда, вторник, четверг. Осень. Ноябрь, сентябрь, октябрь.
 

Задание №2.

Артикуляционная гимнастика.

Задание №3

Развитие зрительно-пространственных функций.
Детям раздаются карточки с изображением наложенных предметов друг на друга. Им необходимо назвать, что они видят на этих картинках.

Дети вытягивают карточки-символы упражнений и делают вместе с логопедом.

 

Ответы детей

Создать положительный эмоциональный настрой. Организовать учащихся к началу занятия.
Развитие зрительно-пространственных функций

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

Введение в тему занятия. Логопед: к нам на занятия пришла одна кукла с очень интересным именем Ышка. Она принесла на много разных заданий.   Развивать слухо-речевую память, внимание, логическое мышление, зрительное внимание, графо-моторные навыки. Ориентация в схеме собственного тела.

 

Знакомство с героем занятия.
(5 минут)

 

Задание №4.

Посмотрите внимательно на картинки и скажите, что забыл дорисовать художник.

Детям раздаются картинки, на которых изображены герои из мультфильма Золотой ключик без частей тела.

Ответы детей: Буратино без носа, Мальвина без уха, Пьеро - без глаза, Карабас Барабас безо рта.
(Дети дорисовывают части тела)

Логопед: ухо, глаз, рот, нос… это все как называется?
- Сегодня мы будем с вами говорить о частях нашего тела. А сейчас мы посмотрим, насколько хорошо вы знаете части своего тела. Где у вас лево, где право? Покажите правой рукой левый глаз. Левой рукой правую щеку… и т.д.
Положите левую руку на правую руку соседа…

Части тела.

 

Дети выполняют задание. (При затруднении логопед помогает, либо дети сами друг другу)

Знакомство со звуком и буквой Ы

(5 минут)

 

Логопед: Ышка познакомит нас не только с частями тела. Она принесла на занятие и гласную букву. А какую, вы скажете мне сами, разгадав загадку и выполнив задание.
На доске висят картинки с частями тела.
- готовы? Слушаем внимательно.
Если б не было его
Не сказал бы ничего (язык)
Логопед читает загадку, отгадку дети выходят и снимают. На обороте записано задание. Развитие слухо-речевой памяти, зрительного внимания

Задание №5.

Соберите пазлы.

После того, как дети собрали пазлы и называли, что у них получилось, логопед еще раз четко проговаривает слова, выделяя голосом последний звук в слове.

Дети собирают пазлы: мыши, куклы, цифры, буквы, бананы, машины.  

Логопед: ребята, догадались, какая буква пришла к нам на занятие?
- Что вы знаете про эту букву?

- Почему она гласная? Давайте произнесем. Что делают наши губы?
Сколько звуков вы слышите?

Буква Ы

Гласная буква, делает согласные твердыми.
Когда мы ее произносим, воздух не встречает преграды, губы растягиваются в улыбке.
Один

 

- Что эта буква делает с согласными?
- А еще эта буква волшебная. Нет слов в русском языке, которые бы начинались с гласной буквы Ы
Посмотрите буква Ы, ходит с палочкой увЫ,
Если палочку убрать
Букве Ы не устоять

Делает их твердыми.

 

На доску вывешивается карточка с печатной буквой

 

Графический образ буквы Пятерка братьев неразлучна,
Им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
Пилою, ложкой, топором.
(Пальцы)
Ребенок выходит к доске, снимает отгадку. Зрительно-пространственные функции

Части-целое.
(2 минуты)

Задание №6

Вытащите частички буквы из конверта. Соберите букву. Какая буква получилась?
В какую сторону смотрит пузо у буквы Ы?

Буква Ы. В правую сторону.

 

«Ушки на макушке»

(4 минуты)

 

Ышка слушает в лесу,
Как кричат кукушки,
А для этого нужны
Нашей Ышке… (ушки)

Логопед: открываем тетради. Записываем сегодняшнее число на полях. Отступили одну строчку. Поставили точку. (Логопед ходит проверяет, где дети поставили точку и проговаривая, цифрами записывает число на доске.)

  Развитие фонематического восприятия и графо-моторных навыков

Задание №7


Игра «Ушки на макушке» Как услышите слово, в котором есть звук Ы, обводите печатную букву Ы. Каким цветом будем обводить? Почему?
Детям вклеивается в тетрадь листочек с пунктирными буквами Ы.
Логопед называет слова со звуком [Ы] и без него.

 

 

Красным, потому что она гласная.

 

Физкультминутка.

(3-4 минуты)

Две сестрички – подружки
Похожи друг на дружку.
Рядышком бегут – одна там, другая тут. (Ноги)
  Развитие читательских способностей, навыка контроля и зрительного внимания

Задание №8

Логопед: А сейчас немного отдохнем, поиграем с мячом. Я буду вам задавать вопрос и кидать мяч, а вы мне обратно, отвечая на мой вопрос.

Готовы? Что мы делаем глазами, ушами, руками, ртом, носом, зубами?
Один-много: зуб – зубы, палец -…, лоб - …, нос - …, рот - …, волос - …, стопа - … .

На конце всех этих слов, какой звук?
Буква Ы из одного предмета делает много.

 

 

 

Дети выполняют задание.

 

 

Ы

 

Посели картинку в свой домик. (3 минуты)

Одна другой касается
Хлопок получается.
(Ладоши)
  Развитие звукового анализа

Задание №9

Поселите картинку в свой домик.
Детям раздаются листочки, на которых изображены картинки со звуком [Ы].

Ребята называют картинку и соединяют со схемой в начале или в середине слова.

 

 

Ответы детей

 

Кто самый внимательны

(5 минут)

Вот гора, а у горы –
Две глубокие норы.
В этих норах воздух бродит:
То заходит, то выходит.
(Нос)
  Развитие зрительного внимания, мелкой моторики, целенаправленности и последовательности выполнения действия

Задание№9

Найди все спрятанные буквы Ы
Учащимся раздаются листочки с заданием

Дети выполняют задание

 

Слова рассыпались

(5 минут)

Гладкое поле – белая полянка,
Ни травинки, ни былинки,
Да посередине – ямка.
(живот)
  Развитие фонематического восприятия, звуко-буквенного синтеза.зрительно-пространственной ориентации, мелкой моторики

Задание № 10

Логопед: Был сильный ветер и все мои слова рассыпались. Вам  нужно помочь Ышке собрать слова. Сначала выкладываете на столе, после моей проверки вклеиваете буквы в тетрадь. Букву Ы подчеркиваем красным цветом. Почему?

Логопед раздает буквы.
СЫР, ШАРЫ, ЗУБЫ, НОСЫ

Дети собирают буквы в слова и вклеивают в тетрадь.

 

 

 

Она гласная

 

ИТОГ ЗАНЯТИЯ

Итог занятия

(2 минуты)

Вот и подошло к концу наше занятие. Расскажите, о чем вы сегодня узнали.
- Какая буква была у нас на занятии?
- Почему ее называют гласной?
- Сколько звуков она обозначает?
- Что буква Ы делает со словами?
- Какие задания мы в вами выполняли?
Молодцы, ребята!
Логопед ставит печати за занятия.
Складываем все в папочки. Урок окончен. До свидания.

Ответы детей