Аудитория: 3 класс
Тип занятия: занятие - открытие
Цель:
- Знакомить детей с нетрадиционной техникой рисования мыльными пузырями. Стимулировать стремление своими руками создавать красоту с помощью наук химия и изобразительное искусство.
- Формировать практические умения и навыки рисования по воображению, совершенствовать навыки работы с красками.
- Воспитывать интерес к изобразительному искусству и химии.
Планируемые результаты
Личностные:
- получать эмоциональное удовлетворение от продуктивности своей деятельности;
- развивать пространственное мышление, эстетическое восприятие, творческие способности;
- уважительно относиться к мнению других.
Метапредметные:
Познавательные учебные действия
- учиться новым приемам нетрадиционного рисования;
- учиться наблюдать красоту окружающего мира и делать выводы;
- учиться выполнять задания по аналогии.
Регулятивные учебные действия
- самостоятельно организовывать свое рабочее место;
- определять тему и цель деятельности с помощью учителя;
- работая по плану, сверять действия с поставленной целью и, если нужно, исправлять, корректировать выполненную работу;
- учиться определять степень успешности выполнения работы, давать собственную оценку работе.
Коммуникативные действия
- Участвовать в диалоге, слушать и понимать других, задавать вопросы, высказывать свою точку зрения;
- учиться организовывать учебное взаимодействие в паре, в группе: договариваться, согласовывать действия, сотрудничать в совместном решении проблемы.
Предметные
- Характеризовать состав мыльных пузырей, состав молочной и водной эмульсии;
- провести химические опыты с применением красителей, нарисовать цветы, используя технику рисования мыльными пузырями.
Ресурсы:два альбомных листа на каждого, гуашь, кисточки, трубочки, молоко, красители, ватные палочки, тарелки, стаканчики пластиковые с мыльным раствором, масло подсолнечное, вода, бумажное полотенце, средство для мытья посуды.
Ход занятия
I. Мобилизирующее начало
Учитель начальных классов (на фоне слайда 1):
Встали дружно, повернулись
И друг другу улыбнулись.
Поприветствуем гостей,
И начнем творить скорей.
II. Выведение темы занятия
- Ребята, сегодня внеурочное занятие вместе со мной будет проводить учительница химии.
Учитель химии. Здравствуйте, меня зовут Татьяна Алексеевна. Я надеюсь, что сегодняшнее занятие вызовет у вас интерес не только к изобразительному искусству, но и к химии.
- А занятие наше будет необычным. Мы отправимся в путешествие в город Красоты.
Но сначала я хочу попросить вас поделиться своими впечатлениями о том, что особенно красивого вы видели дома, в гостях, в школе или в другом месте.
- Так, что же такое красота и для чего она?
Читаю значение слова КРАСОТА в словаре Ожегова. (Красота – это все красивое, прекрасное, все то, что доставляет эстетическое и нравственное наслаждение)
- Как вы думаете, сумели бы разглядеть красоту, если бы все вокруг было одинакового цвета?
- Так, что же помогает увидеть мир таким красивым? (Разные краски)
- Попытайтесь определить тему нашего занятия. (Волшебные краски – слайд 2)
- Ну, что ж, тогда пора в путь. Нас ждут новые открытия, удивительные и непредсказуемые эксперименты, которые мы получим с помощью химических реакций и, конечно же, волшебных красок.
- Закрываем глазки и представляем самый необыкновенный, самый красивый вид транспорта, которой мчимся нас вперед.
III. Основная часть
1. Учитель начальных классов
Итак, первая наша остановка «Вернисаж» (Слайд 3)
- Объясните, как вы понимаете значение этого слова? (Торжественное открытие выставки, или выставка)
Учитель начальных классов: (на фоне слайдов 4-8)
- Рисовать люди любили всегда. Еще наши далекие предки расписывали стены пещер разнообразными рисунками.
Древние иконописцы, виртуозно владея техникой рисования и знанием красок, создавали восхитительные фрески в храмах.
Старинные иконы смотрят на нас, поражая глубиной образов и нетленными красками.
В замках и дворцах солнце, льющееся сквозь кружево витражей, погружает нас в фантастический мир красок и цвета.
Со стен музеев смотрят на нас полотна старых мастеров, знакомые и близкие сюжеты картин наших современников.
- Скажите, что же нужно художнику, чтобы создать такие прекрасные картины? (Карандаши, кисти, бумага, вдохновение и краски…)
- Ребята, мы уже говорили, что для получения красок используют как природные материалы, так и различные соединения, полученные химиками в результате реакций.
2. Остановка «Алхимик»
Учитель химии: - А ведь профессия химик произошла от немножко сказочной, и даже где-то волшебной профессии – алхимик. «Алхимик» - это наша следующая остановка. - Слайд 9.
Благодаря своеобразным играм с предметами и веществами алхимики зародили такую науку как химия. Они, пытаясь превратить в золото всё, что попадалось им под руку, заложили основы получения сплавов, эмалей, стёкол, лекарственных препаратов.
Если говорить точнее, то практическую химию человек начал применять ещё с древности, хотя и не понимал этого. В качестве материалов для рисования еще с глубокой древности художники применяли различные вещества и их соединения.
О химии можно говорить много, потому что вокруг нас и внутри нас огромное число разных веществ.
- Прочитайте, что такое химия.
Один ученик читает вслух на слайде: Химия - это наука о веществах и их превращениях друг в друга.
- Ну что ж, нам пора отправляться дальше.
3. Остановка «Экспериментальная» - Слайд 10.
Химический опыт «Цветной взрыв на молоке»
Учитель химии: Ребята, а вы любите волшебство? А кто из вас хотел бы стать волшебником?
- Я предлагаю вам провести вот такой занимательный химический опыт с молоком и пищевыми красителями и надеюсь, что вам понравится и вы почувствуете себя волшебниками.
- Этот эксперимент получается только с молоком. Вода не подойдет, поскольку не содержит жир.
Вам понадобятся:
- глубокие пластиковые тарелки,
- ватные палочки,
- концентрированные пищевые красители (можно и обычные, но цвета будут слишком бледные),
- моющее средство.
Практическая работа в парах
- Итак, наливаете в тарелку молоко, чтобы оно полностью покрыло дно.
- Дайте ему немного постоять. А пока посмотрите видеоролик и постараетесь все запомнить, а потом и повторить.
Просмотр видеоролика – вставка в слайд 10
- Возьмите пищевой краситель любого цвета и капните в центр тарелки с молоком. Если хотите получить более яркий, красивый эффект, то капайте рядышком красителями другого цвета.
- А теперь возьмите сухую ватную палочку и просто коснитесь молока, не перемешивая краски.
- Что-то изменилось? (Нет)
- Теперь окунем другую палочку в жидкость для мытья посуды и коснемся молока в центре на протяжение 10-15 секунд. Ват вам и волшебная ватная палочка. Настоящий взрыв цвета, красок в молоке.
- А теперь давайте поэкспериментируем с количеством и расположением красителя. Добавьте еще красителя и порисуйте палочкой. (Дети рисуют)
- Обратите внимание, что краски продолжают двигаться, даже когда вы убираете ватную палочку.
- Дети, так что же заставило молоко двигаться?
- Да, секрет этого фокуса именно в капельке моющего средства либо жидкого мыла, которые ослабляют химические связи, удерживающие жиры и протеины в растворе, и снижают поверхностное натяжение в молоке. Происходит бурная химическая реакция, которую мы наблюдали благодаря пищевым красителям.
Учитель начальных классов: Какие чувства вы испытали? (Чувство красоты, восторг, удивление.)
- Посмотрите, какие красивые рисунки получились у вас. Расскажите, что вы видите на тарелках? (Высказывания детей).
- Да, у большинства из вас получились орнаменты, которые вы встречали на известных вам росписях - Городецкой, Хохломской,Гжельской. И, конечно же, в этом нам помогли волшебные краски.
Учитель химии. Лава - лампа своими руками. Слайд 11.
Работа в группах
Занимательный опыт - эксперимент с водой и маслом.
Разные свойства масла, воды и красок позволяют сделать самим лавовую лампу. (Лава – расплавленная минеральная масса, извергаемая вулканом)
Учитель демонстрирует, а дети, работая в группах, повторяют за ней.
- Итак, чтобы сделать домашнюю лаву нам потребуется:
- растительное масло;
- пищевой краситель (можно заменить соком);
- прозрачная стеклянная емкость;
- шипучие таблетки.
- Возьмите большие пластиковые стаканчики. Вылейте туда подсолнечное масло, воду налейте до отметки, указанной на стаканчике. Капаем красители (можно разного цвета). Как только увидим четкую границу между слоями жидкости, небольшими порциями бросаем в емкость шипучую таблетку. После этого наблюдаем красивый эффект лавы.
Учитель химии: Ребята, вам интересно узнать, почему произошли такие реакции?
- Жидкости разделяются слоями, т.к. имеют разную плотность. Масло как менее плотное, оказалось сверху, а вода как более плотная – снизу. Шипучая таблетка всегда содержит лимонную кислоту и соду. Вещества таблетки реагируют с водой и, в результате химической реакции, выделяется углекислый газ, который, подхватывая частицы красителя, стремится вверх. Газ покидает сосуд, а частицы красителя возвращаются обратно. Из-за этого постоянного круговорота и получается такой красивый эффект.
Учитель начальных классов:
- Какой вывод сделаем из этого опыта? (Краски не растворяются в масле, но растворяются в воде. Вода и масло не смешиваются друг с другом.)
- Посмотрите, какие необычные рисунки дают нам реакции между веществами с разными свойствами.
- На что похож рисунок, полученный в результате опыта? (Фейерверк, серпантин.)
- Продолжаем наше путешествие. Слайд 12.
Физкультминутка
По дорожке, по дорожке, скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим, до лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке мы попрыгаем, как зайки.
Стоп. Немного отдохнём, за цветочками пойдем.
4. Остановка «Цветочная»
- Вот мы с вами на остановке «Цветочная» - Слайд 13.
- Ребята, а вы любите, когда исполняются желания? Я тоже люблю. Я давайте загадаем такое желание: пусть сегодня наступит лето, и зацветут цветы!
- Посмотрите, цветов нет, но есть баночки с разноцветной жидкостью. Что же это такое?
- Отгадайте загадку, и вы узнаете: Слайд 14.
В мыльной воде родился.
В шарик превратился.
К солнышку полетел.
Да не долетел, лопнул (мыльный пузырь)
- Что вы знаете о мыльных пузырях?
- Много вы знаете о мыльных пузырях, но этого недостаточно. Давайте познакомимся с тем, как устроен мыльный пузырь.
Ученик подходит к столу, опускает трубочку в мыльный раствор и выдувает пузырь.
- Мыльный пузырь – тонкая многослойная пленка мыльной воды, наполненная воздухом, обычно в виде шара с переливчатой поверхностью. Плёнка пузыря трёхслойная. Она состоит из тонкого слоя воды, заключенного между двумя слоями мыла.
На доске запись: мыло + вода + мыло.
- Существует много рецептов приготовления раствора для мыльных пузырей. Самый простой рецепт – пол-литра воды и стакан средства для мытья посуды.
А для того, чтобы получить красивые цветные пузыри мы немножко поэкспериментировали и добавили в раствор пищевого красителя.
Воспользовавшись приготовленными растворами, вы получите настоящие красивые пузыри.
Один ученик под руководством учителя демонстрирует всему классу получение такого раствора.
Создание проблемной ситуации – Слайды 15
- Вы, наверное, все любите пускать мыльные пузыри. Давайте устроим маленькое мыльное шоу.
По одному ученику от каждой группы подходят к лабораторному столу.
- Возьмите трубочку, опустите ее в жидкость. А теперь легко выдуваем пузыри. Дети пускают мыльные пузыри. Звучит один куплет песни из видеоклипа.
- Жаль, что от них ничего не осталось, и они так быстро лопнули.
- А задумывались ли вы над вопросом как сохранить мыльные пузыри, ведь они быстро лопаются. А ведь так хочется, чтобы они радовали нас как можно дольше.
- Подумайте, как это можно сделать? (Предположения детей)
- Чем мы обычно рисуем на уроках изобразительного искусства?
- А чем ещё можно рисовать?
- Сейчас я открою секрет, как можно сделать пузыри, которые лопаются, но никогда не исчезают. Сегодня мы будем рисовать мыльными пузырями – Слайды 16.
- Какие у вас предположения? Как можно рисовать мыльными пузырями? (Предположения детей)
Техника рисования.
1. Учитель демонстрирует приемы рисования.
- Берем соломинку для коктейлей и начинаем пенить раствор, чтобы пузыри поднялись в стаканчике.
Когда пена поднялась, берем бумагу для акварели и прислоняем ее к пене. Можно выкладывать поднявшуюся пену соломинкой на бумагу.
А еще можно выдувать из соломинки пузыри и сажать их на лист. Для этого надо взять соломинку и опустить её в этот раствор. Затем вытаскиваем и аккуратно выдуваем пузырь. Кончик трубочки должен находиться на расстоянии 2-5 см от бумаги. Слишком сильно дуть нельзя, т.к. пузырь может лопнуть еще в воздухе.
После того как пузырь на бумаге лопнет, он оставит красивый округлый след.
Веселые пузыри лопнули, но не исчезли, а остались на моем листе.
1. Правила работы. Слайд 17.
- Прежде чем приступить к работе, вспомним правила.
- Правильно расположить предметы на столе;
- Работать спокойно, неторопливо.
- Разговаривать тихо, чтобы не мешать другим;
- После работы убрать свое рабочее место.
2. Практическая работа.
- Сейчас вы будете сами рисовать разноцветными мыльными растворами, которые мы заранее приготовили для вас.
- Сначала попробуем нарисовать мыльными пузырями на половинке альбомного листа.
- Возьмите любого цвета мыльный раствор и выдуйте пузырь на бумагу.
- А теперь выдуйте пузырь другого цвета.
- Что произошло, после того как пузырь лопнул?
- Посмотрите, как красиво получается.
- Можно весь лист покрыть пузырями. Текстуру вы можете сделать одноцветную или разноцветную. Слайды 18-20.
3. Продолжение работы по теме. Слайды 21-23
- А теперь возьмите альбомные листы бумаги и начинайте фантазировать. Рисуйте, кому как нравится.
Звучит музыка. Дети рисуют мыльными пузырями, Учитель оказывает помощь.
После рисования
- Посмотрите на свои отпечатки мыльных пузырей. На что они похожи? Во что можно их превратить, с помощью наших волшебныхкисточек? (Букет, салют и т.д.)
- Но раз мы пришли на цветочную поляну, пусть на ней распустятся цветы.
Учитель раздает заранее подготовленные текстуры, т.к. выполненные детьми еще не высохли. Их они дорисуют на другом занятии.
4. Работа с гуашью. Превращение текстуры в цветы.
5. Выставка работ «Наш вернисаж»
- Красиво получилось?
- Все работы хороши и уникальны по-своему, поэтому сложно определить, чья работа лучше.
- Понравилось ли вам рисовать мыльными пузырями?
IV. Итог занятия.
- Наше путешествие подошло к концу.
Всё, во что мы здесь играли,
Мы запомнили с тобой.
До свиданья, всем сказали.
Отправляемся домой!
- Понравилось вам сегодняшнее занятие?
- Сегодня мы с вами совершили внеурочное занятие-открытие, побывали в городе Красоты и убедились, что краски - действительно волшебные. Они могут творить чудеса.
- Скажите, хорошо было бы жить без красоты, если бы все красивое исчезло, а вокруг осталось одно безобразное, грязное и противное?
- Красота делает человека лучше. От красоты всем становится радостно на душе, человек становится добрее и хочет сделать что-нибудь красивое в жизни.
Однако человек может создавать вокруг себя и красивое, и безобразное.
Один человек старается говорить слова хорошие и добрые, а другому нравится грубить, ругаться и дразниться. Один старается нарисовать красивый рисунок, а другой нарочно пачкает бумагу каракулями. Один с радостью собирает фигуры из конструктора, а другой ее умышленно разрушает.
Но все же, у каждого человека внутри, в душе, скрыта любовь к красоте. Когда человек думает о красоте и восхищается ею, эта любовь растет.
- Ребята, я тоже надеюсь, что мы сегодня подарили друг другу хорошее настроение, так как мы увидели необыкновенную красоту, постарались сами создать ее на листах бумаги и в своих душах.
V. Рефлексия. Слайд 24
Продолжите предложения:
- Сегодня на занятии мне понравилось…
- На занятии я узнал…
- После занятия мне захотелось…
Интернет-ресурсы