Форма проведения: урок объяснения нового материала.
История Великой Отечественной войны – это история подвига советского народа. Величие и масштаб которого открывается перед нами по прошествии более чем 70 лет. Сегодня происходит осмысление позиции Русской православной церкви в годы Великой Отечественной войны.
Целью данного урока является формирование у учащихся знаний о роли Русской православной церкви в Великой Отечественной войне, представления о масштабах участия верующих в военных действиях , о гуманитарной деятельности священнослужителей и верующих . Анализ исторических документов позволяет учащимся сформировать свое мнение по вопросам поставленным на уроке. Ознакомление учеников с патриотической деятельностью Православной церкви является средством преемственности поколений на основе духовных ценностей.
Разработка может быть использована 9–11 классах в ходе изучения истории Великой Отечественной войны.
Слайд 1. Презентация.
Патриотизм — это не значит только одна любовь к своей родине.
Это гораздо больше... Это — сознание своей неотъемлемости от родины и неотъемлемое переживание вместе с ней ее счастливых и ее несчастных дней.
Толстой А. Н
Введение в тему урока. Актуальность.
Слайд 2. Эти слова особенно относятся к событиям переживаемым Советской страной в годы Великой Отечественной войны. История, которой является примером героизма советских воинов и всего советского народа. Вместе с тем история тех героических событий хранит еще немало фактов требующих изучения и осмысления. К числу таких относится патриотическая миссия русской православной церкви .
Слайд 3. Тема нашего занятия: «Патриотическое служение православной церкви в годы Великой Отечественной войны».
Рассмотрение темы мы будем осуществлять в соответствии с следующим планом.
ПЛАН:
1. Положение православной церкви накануне В.О.В.
2 Обращение митрополита Сергия
3.Священнослужители на фронтах Великой Отечественной войны.
4. Патриотическое служение на оккупированных территориях
5. Благотворительная деятельность русской православной церкви.
6. Заключение . Выводы.
7. Источники.
1. Положение православной церкви накануне В.О.В.
Слайд 4. Накануне Великой Отечественной войны Русская Православная Церковь находилась в тяжелом положении. Государство главной задачей считало создание безрелигиозного общества. Религиозные организации представлялись как противники социализма.
Слайд 5. Русская Православная Церковь подверглась невиданному разгрому и репрессиям.
По данным правительственной комиссии по реабилитации жертв политических репрессий в 1937 году было арестовано 132 900 православных священнослужителей, из которых 85 300 были расстреляны. К 1939 г. по всей стране оставалось незакрытыми около 100 храмов из 60000 действующих в 1917 г. На свободе пребывали только 4 правящих архиерея.
На территории бывшей РСФСР в 25 областях не осталось ни одного действующего храма, а в 20 областях их осталось от 1 до 5.
Можно сказать, что к началу войны задача по полной ликвидации Церкви в Советском Союзе была близка к завершению.
Однако надвигавшаяся Вторая мировая война поставила перед руководством страны новые задачи. Необходимо было укреплять единство нации. Эта необходимость остро осознавалась Русской Православной Церковью поэтому, несмотря на погромы и репрессии готова была встать в ряды защитников Отечества, благословляла народ на победу над коварным врагом.
2. Обращение митрополита Сергия.
Слайд 5. Воскресный день 22 июня 1941 года был особенным днём для православных верующих. В этот день отмечался праздник Всех Святых, в земле Российской просиявших. По традиции митрополит Московский Сергий служил в кафедральном Богоявленском соборе в Елохове. Возвратившись после службы к себе в скромный деревянный домик, что в Бауманском переулке, он узнает трагическую весть: фашистские войска перешли советскую границу, бомбят города и поселки, пролилась первая кровь граждан Союза ССР. Молча удалился он в комнату-келью. Через некоторое время вышел оттуда с текстом обращения:
В нем есть такие слова: «Жалкие потомки врагов православного христианства хотят ещё раз попытаться поставить народ наш на колени пред неправдой, голым насилием принудить его пожертвовать благом и целостью родины, кровными заветами любви к своему отечеству. Но не первый раз приходится русскому народу выдерживать такие испытания. С Божиею помощью и на сей раз он развеет в прах фашистскую вражескую силу. Наши предки не падали духом и при худшем положении, потому что помнили не о личных опасностях и выгодах, а о священном своем долге пред родиной и верой, и выходили победителями. Не посрамим же их славного имени и мы — православные, родные им и по плоти, и по вере. Отечество защищается оружием и общим народным подвигом, общей готовностью послужить отечеству в тяжкий час испытания всем, чем каждый может. Тут есть дело рабочим, крестьянам, учёным, женщинам и мужчинам, юношам и старикам. Всякий может и должен внести в общий подвиг свою долю труда, заботы и искусства».
Слайд 6-7 . Работа класса. Приложение 1.
Ученикам предлагается прочитать текст обращения митрополита Сергия и ответить на вопросы.
1. Какой характер носило обращение митрополита Сергия?
2. К кому обращается митрополит Сергий?
3. К чему обращается митрополит Сергий?
После ответов учеников делается вывод:
В обращении мы слышим призыв главы церкви к своей многомиллионной пастве проявить патриотизм и в словах, и в делах. Митрополит обращается непосредственно к духовенству. Священнослужители призывались ободрить малодушного, утешить огорченного, напомнить колеблющемуся о гражданском и церковном долге. Недопустимыми объявлялась позиция «некасательства» к обстоятельствам, переживаемым страной и верующими, а тем более искательство «выгод на той стороне границы», что приравнивалось к измене Родине и Церкви. Воззвание рассылалось по епархиям, церквям и приходам, вызывая ответные патриотические чувства у миллионов верующих. В условиях военного времени отныне практически за каждым богослужением митрополит Сергий обращается к теме народной войны.
26 июня Местоблюститель патриаршего престола совершил в Богоявленском соборе молебен о победе русского воинства.
Во всех еще не разрушенных и не оскверненных православных храмах Русской земли за богослужением с незначительными изменениями читали молитву, которая была составлена в Отечественную войну 1812 г.
24 ноября митрополит Сергий обратился к пастве с третьим патриотическим посланием «Близок час нашей победы». «У русских людей, у всех, кому дорога наша отчизна, — говорилось в нём, — сейчас одна цель — во что бы то ни стало одолеть врага. У истинного патриота не дрогнет рука для истребления фашистских захватчиков. Сердце христианина для фашистских зверей закрыто, оно источает только уничтожающую смертельную ненависть к врагу».
Слайд 8 . 3. Священнослужители на фронтах Великой Отечественной войны.
В 30 годы масса священнослужителей была репрессирована, многие томились в лагерях.. В 1942- 1943 гг. они были освобождены. Выйдя на свободу, они все силы отдали на служение Родине. Знаменитое воззвание митрополита Сергия, произнесенное им в Богоявленском соборе Москвы 26 июня 1941 года: « На морских кораблях иногда подается зычная команда: «Всех наверх!» Это значит, кораблю угрожает морская стихия, управление кораблем требует совместной работы всех, кто находится на нем. И вот по этой команде все выбегают на верхнюю палубу, каждый к своему месту. И там спешат делать, что от каждого требуется, пока не пройдет жгучий момент и корабль будет по-прежнему спокойно и уверенно продолжать свое плавание. Нечто подобное, только в неизмеримо большей степени , переживаем и мы сейчас. Мрачная и дикая стихия угрожает стране. Родина наша в опасности, и она созывает нас : все в ряды, все на защиту родной земли, ее исторических святынь, ее независимости от чужеземного порабощения. Господь нам дарует победу». ( в зависимости от времени зачитывается полностью или частично).
Это послужило основой для объединения православных христиан.
Слайд 9. Многие священнослужители становились непосредственными участниками боевых событий. ( Рассказ учителя)
Слайд 10. 1) Будущий патриарх Пимен, начал свой боевой путь заместителем командира роты и дослужился до звания майора. Архимандрит Алипий ( Воронов), наместник Псковско - Печерского монастыря, участвовал в обороне Москвы.
Слайд 11. 2) Архимандрит Алипий (Иван Михайлович Воронов1914-1975 ) Учился в вечерней студии при Московском Союзе советских художников в бывшей мастерской Сурикова. С 1942 года на фронтах Великой Отечественной войны. Прошёл боевой путь от Москвы до Берлина . Награжден Орденом Красной звезды, медалью За отвагу, несколькими медалями За боевые заслуги.
Вернул из Германии монастырские ценности. Вел колоссальную реставрационную и иконописную работу в монастыре.
Слайд 12. 3) С третьего курса МАИ ушла на фронт Наталья Владимировна Малышева (монахиня Адриана). Молодая девушка была направлена в разведку, принимала участие в обороне Москвы, участвовала в боях на Курской дуге, под Сталинградом. В Сталинграде вела переговоры с фашистами, призывая их сдаться. Дошла до Берлина. После войны закончила МАИ ,работала в конструкторском бюро С.П. Королева. Принимала активное участие в восстановлении Пюхтицкого подворья в Москве, в 2000 году приняла монашеский постриг.
Слайд 13. 4) Особую страницу в историю Великой Отечественной войны вписал Валентин Феликсович Войно-Ясенецкий (Святитель Лука, причисленный в 2000 году к лику святых). Получив медицинское образование, он стал одним из выдающихся хирургов. Участник Русско-японской войны. После смерти жены принял монашеский сан, но по сфабрикованному обвинению оказался в ссылке. Один из талантливейших хирургов своего времени, доктор медицинских наук, профессор хирургии. С началом войны Валентин Феликсович предложил свой опыт для лечения воинов Советской Армии. И несмотря на возраст проводил по 5–6 операций в день, простаивая за операционным столом по 9-10 часов. В 1945 году Лука был удостоен медали « За доблестный труд в Великой Отечественной войне.
4. Патриотическое служение на оккупированных территориях.
Православные священнослужители несли свое служение не только на фронтах войны, но на оккупированных территориях. На оккупированных территориях фашистские власти разрешали открывать храмы. Но это осуществлялось лишь в пропагандистских целях.
Фашистская религиозная политика основывалась на высказывание Гитлера: «… каждая деревня должна быть превращена в независимую секту….наша политика должна заключаться в поощрении любой и каждой формы разъединения и раскола».
На оккупированных территориях священнослужители оказывали духовную поддержку населению, помощь больным и престарелым, являлись подчас единственным связующим звеном между местным населением и партизанами. Они укрывали красноармейцев и сами вступали в партизанские ряды.
Слайд 14. Вот только несколько историй из этого ряда. (Презентация учеников)
1) Отец Василий Копычко, настоятель Одрижинской Успенской церкви Ивановского района на Пинщине, читал своим прихожанам послание патриаршего местоблюстителя митрополита Сергия. С начала войны до ее победного завершения отец Василий не ослабевал в духовном укреплении веривших ему людей, совершая богослужения ночью, без освещения, чтобы не быть замеченным. Кроме того, отважный пастырь знакомил прихожан со сводками Информбюро, рассказывал о положении на фронтах, призывал противостоять захватчикам, читал послания священноначалия Церкви к тем, кто оказался в оккупации.
Однажды в сопровождении партизан он приехал к ним в лагерь, обстоятельно ознакомился с жизнью народных мстителей и с того момента сам стал партизанским связным. Отец Василий собирал продукты для раненых партизан, присылал и оружие. В начале 1943 года немцам удалось раскрыть его связь с партизанами. Церковь и дом настоятеля немцы сожгли. Отцу Василию пришлось скрываться. За свою патриотическую деятельность священнослужитель был награжден медалями «Партизану Великой Отечественной войны», «За победу над Германией», «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
2) Георгиевский кавалер Первой мировой войны, священник псковского села Хохловы Горки Порховского района Федор Пузанов стал разведчиком советской партизанской бригады. Пользуясь относительной свободой передвижения, разрешенной ему оккупантами как священнику сельского прихода, отец Федор вел разведывательную работу, снабжал партизан хлебом и одеждой, сообщал данные о передвижениях немцев. В январе 1944 г. он, рискуя жизнью, предотвратил угон в немецкий плен односельчан, за что был награжден медалью «Партизану Отечественной войны II степени».
Командир 5-й Ленинградской партизанской бригады, Герой Советского Союза Камрицкий К.Д. прикрепляет медаль «Партизану Отечественной войны II степени» священнику церкви Порховского района Пузанову Ф.А.
3) В пинском партизанском соединении служил протоиерей Александр Федорович Романушко, настоятель церкви села Мало-Плотницкое Логишинского района Пинской области. Он не раз учавствовал в боевых операциях, ходил в разведку, был в полном смысле слова, партизанским батюшкой. В оставленных некоторыми священниками храмах и местностях, где церкви были сожжены, о. Александр, совершал отпевания расстрелянных, заживо сожженных, а также павших на поле боя партизан. И неизменно во время богослужения или при исполнении треб призывал верующих помогать партизанам и защищать родную землю от фашистов. Через некоторое время, перед строем партизан, о. Александр Романушко был награжден медалью «Партизану Отечественной войны» I степени.
4) Настоятель церкви в Старом Селе, ныне Ракитовского района Ровенской области, Николай Иванович Пыжевич вместе с семьёй с первых дней войны помогал партизанам, в домах верных ему людей распределял тяжелораненых, которых впоследствии лечили всем миром. Занимался он и распространением листовок среди населения. В сентябре 1943 г. отряд карателей заживо сжёг в собственном доме о. Николая и его семью. Через некоторое время за помощь партизанам было полностью уничтожено и Старое Село, а 500 его жителей заживо сожжены в церкви.
5) Настоятель церкви во имя Покрова Богоматери в селе Хворосно Логишинского района Пинской области священник Иоанн Лойко принародно благословил трёх своих сыновей идти в партизаны. В феврале 1943 года Хворосно было окружено карательными отрядами фашистов. Штабом партизанского командования было принято решение без боя оставить этот край и с большей частью населения выйти из окружения, но отец Иоанн остался с теми, кто не имел возможности отступать, чтобы помогать больным, калекам, беспомощным старикам. Он был сожжен фашистами 15 февраля вместе с 300-ми прихожанами в храме, где совершал Божественную литургию.
Слайд 15.
Вывод: Священники укрывали отставших при отступлении от частей красноармейцев, сбежавших из лагерей военнопленных, вели патриотическую агитацию среди населения, сами вступали в ряды антифашистских отрядов. О самопожертвование священнослужителей говорит факт, что число священников в Полесской епархии уменьшилось на 55%.Многие из них были расстреляны за содействие партизанам.
Английский журналист А.Верт писал о патриотической деятельности православных общин в период оккупации: церкви … превратились, чего немцы не ожидали, в активные центры русского национального самосознания…
Учащимся задается вопрос:" Могли ли священнослужители на оккупированных территориях занять нейтральную позицию?" Выслушиваются ответы учеников.
Слайд 16-17. 5. Благотворительная деятельность русской православной церкви.
Русская Православная Церковь занималась широкой благотворительной деятельностью.
Церковь организовала среди верующих сбор средств в фонд обороны, в фонд помощи раненым, в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. В приходах проводился сбор средств на нужды обороны, на подарки бойцам, на содержание раненых в госпиталях.
Русская церковь с помощью верующих с 1941 по 1943 год в фонд обороны внесла 200 миллионов рублей, а к концу войны сумма увеличилась до 300 миллионов рублей.
Верующие охотно несли не только деньги, облигации, но и лом серебра, меди и др. вещи, обувь и пр. Было заготовлено и сдано немало валяной и кожаной обуви, шинелей, белья. Был организован особый сбор на подарки для бойцов в день годовщины Красной Армии, давший свыше 30000 рублей»
Еще одним направлением в деятельности православной церкви было участие в сборе средств на строительство боевой техники в подарок фронту. Митрополит Сергий 30 декабря 1942 года призвал паству присоединиться к общесоюзному движению и жертвовать средства на строительство особой танковой колонны — имени Дмитрия Донского. «Пусть наша церковная колонна имени Димитрия Донского, — писал митрополит, — понесёт на себе благословение Православной нашей церкви и её неумолчную молитву об успехе русского оружия. Нам же всем даст утешительное сознание, что и мы не останемся стоять в стороне, что и мы по нашей силе и способности участвуем в святом деле спасения родины».
Было собрано 8 миллионов рублей, на них построено 40 танков, которые митрополит Николай (Ярушевич) 7 марта 1944 года передал Красной Армии. Свои средства верующие передали также на создание двух эскадрилий – имени Александра Невского и « За Родину».
На заключительном этапе войны особое значение придавалось сбору средств в фонд помощи детям и семьям бойцов Красной Армии. В мае 1944 года митрополит Алексий (Симанский) и его сестра А. Погожева передали свою дачу под детский дом. По подсчетам Московской Патриархии, к лету 1945 года было собрано 300 млн. руб., не считая драгоценностей и продуктов. Возможно, средств было собрано больше, но в то время не велся четкий учет собранных средств.
Не оставались равнодушными к судьбе соотечественников и священнослужители блокадного Ленинграда. По предложению митрополита Алексия(Симанского) уже 23 июня приходы Ленинграда начали сбор пожертвований на оборону. К концу 1941 года было собрано 2 миллиона 144 тысячи рублей. Всего верующие ленинградцы за 1942 год собрали 1485 тысяч рублей, а за 1943-5051 тысяч рублей.
Слайд 18. 6. Заключение.
Русская Православная Церковь в период Великой Отечественной войны показала, как она вместе со всем народом любит свою Родину и защищает ее всеми доступными для Церкви средствами... Немецкая политика стремилась использовать Русскую Православную Церковь в качестве орудия для достижения своих разбойничьих планов, для борьбы с советской властью, с советским народом... Но она натолкнулась на непреодолимое препятствие — на любовь и верность духовенства и верующих своей Родине...
Русская Православная Церковь продолжала традиции патриотического служения, не оставляя народ в время тяжелых испытаний.
Задание ученикам . Привести примеры патриотического служения
Русская Православная Церковь задумывалась о будущем.
9 мая 1945 года закончилась Великая Отечественная война. Патриарх Алексий обратился к верующим со словами радости.
"Мы уверенно и терпеливо ждали этого радостного дня Господня, – дня, в который изрек Господь праведный суд Свой над злейшими врагами человечества, – и Православная Русь, после беспримерных бранных подвигов, после неимоверного напряжения всех сил народа, вставшего как один человек на защиту Родины и не щадившего и самой жизни ради спасения Отечества, – ныне предстоит Господу сил в молитве, благодарно взывая к Самому Источнику побед и мира за Его небесную помощь в годину брани, за радость победы и за дарование мира всему миру. Но только ли сознание радости несет победа? Она несет также сознание обязанности, сознание долга, сознание ответственности за настоящее и будущее, сознание необходимости усилить труд, чтобы закрепить победу, чтобы сделать её плодотворной, чтобы залечить раны, нанесенные войной. Много еще предстоит нам трудного дела, но мы теперь можем дышать свободно и радостно приняться за труд, – тяжелый, но созидательный."
7. Источники.
1. http://www.lenvest.ru/2011/05/07/sluzenie.htm
2.http://pravoslavnye.ru/analitika/2015/05/20/patrioticheskoe_sluzhenie_russkoj_pravoslavnoj_cerkvi_v_gody_velikoj_otechestvennoj_vojny_19411945_gg/
3. http://www.polkmoskva.ru/articles/other/patrioticheskaya-deyatelnost-russkoy-pravoslavnoy-tserkvi-v-gody-velikoy-otechestvennoy-voyny/
4.http://biofile.ru/his/32578.html
5.http://maxpark.com/community/8/content/1773451
6. http://www.blagogon.ru/biblio/716/
7. https://rusoir.ru/president/president-works/president-works-185/
8. http://pominovenie-iv.narod.ru/statie/fedotov/fed1_1.htm
9. http://www.journalsmolensk.ru/new/2015/87-9-10193-194august-septembr2016/923-patrioticheskoe-vospitanie.html
10. http://pravsarov.su/content/846/1882/4289.html