Анализ ситуации
В современных условиях, когда происходят глубочайшие изменения в жизни общества, одним из центральных направлений работы с подрастающим поколением становится патриотическое воспитание. Сейчас в период нестабильности в обществе, возникает необходимость вернуться к лучшим традициям нашего города, к его вековым корням, к таким понятиям, как род, родство, Родина.
Цель патриотического воспитания детей дошкольного возраста – привить любовь к Отечеству, гордость за его культуру.
Задачи:
1. Формирование гражданственно-патриотического отношения и чувства сопричастности:
- к семье, поселку, стране;
- к природе родного края;
- к культурному наследию своего народа.
2. Воспитание чувства собственного достоинства у ребенка как представителя своего народа;
3. Воспитание толерантного отношения к представителям других национальностей;
4. Воспитание патриотизма и чувства гордости за свою страну, край.
1. Проблема
Проблема духовно-нравственного воспитания растущего поколения всегда была актуальной. Духовно-нравственное воспитание – это формирование ценностного отношения к жизни, обеспечивающего устойчивое, гармоническое развитие человека, включающее в себя воспитание чувства долга, справедливости, ответственности и других качеств, способных придать высокий смысл делам и мыслям человека.
Современное российское общество остро переживает кризис духовно-нравственных идеалов. Сегодня каждый из нас понимает потребность возрождения и развития духовных традиций нашего Отечества.
Вопросы духовно-нравственного воспитания закреплены в Законах Российской Федерации “Об образовании” и “Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации”, так же проблема духовно-нравственного воспитания отражена в Концепции модернизации образования.
В дошкольном возрасте закладываются основы личности; именно дошкольное детство, для которого характерно эмоционально-чувственное восприятие действительности, является благоприятным для нравственного и эстетического воспитания. Именно в этот период происходит бурное накопление жизненного опыта: нравственного, социального, духовного. Человек за первые 7 лет жизни приобретает столько, сколько не может приобрести за всю последующую жизнь и упущения в этом возрасте не наверстываются впоследствии. Именно этот возраст нельзя пропустить для становления представлений о добре и зле, о нравственных эталонах и нравственных нормах поведения и взаимоотношений.
В настоящее время происходит смещение акцентов в развитии детей в сторону ранней интеллектуализации, что не способствуют духовному развитию. В погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие маленького человека, без которых, все накопленные знания могут оказаться бесполезными. И как результат этого - эмоциональная, волевая и духовная незрелость.
Без знания своих корней, традиций своего народа, нельзя воспитать полноценного человека. Знакомство с традициями, обычаями русского народа, помогает воспитывать любовь к истории, культуре русского народа, помогает сохранить прошлое. Поэтому познание детьми народной культуры, русского народного творчества, народного фольклора, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности каждого ребёнка, формирует общую духовную культуру.
Правильно организованное воспитание и процесс усвоения ребенком опыта общественной жизни, сформированное условие для активного познания дошкольником окружающей его социальной действительности имеет решающее значение в становлении основ личности.
С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формирует основы самосознания и индивидуальности.
Большое место в приобщении детей к народной культуре должны занимать народные праздники и традиции. Именно здесь формируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений. Причем, эти наблюдения непосредственно связаны с трудом и различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Для успешного ознакомления с традиционными народными праздниками необходимо дать детям представление о культуре народа, знакомить с традициями и народными обрядами, что формирует в детях позитивные ценности. Так же в дошкольном возрасте необходимо формировать у детей чувство толерантности, уважения к другим народам, их традициям.
Цель: приобщение детей к православным традициям, совершенствование духовно нравственной личности ребенка в процессе интеграции О.О в различных видах деятельности
Задачи:
- Интегрирование содержания духовно-нравственного воспитания в игровую и творческую деятельность детей;
- Формирование духовно-нравственных чувств на основе изучения культуры страны и родного края;
- Обогащение словарного запаса детей в процессе духовно-нравственного воспитания и диалогического общения;
- Воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией, способности к совершенству и гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- Воспитание интереса и любви к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, народному календарю, к народным играм;
- Создание условий для реализации основных направлений ФГОС дошкольного образования, достижения целевых ориентиров дошкольного образования.
Участники педагогического проекта: воспитатели, специалисты, воспитанники группы и их родители.
2. Планируемые результаты
- знание детьми информации о православных праздниках и их праздновании;
- развитие познавательной активности, творческих способностей, коммуникативных навыков;
- воспитание любви и уважения к старине.
3. Рабочий план реализации проекта
Средства реализации проекта:
1. Опрос детей.
2. НОД
3. Консультация для родителей “Роль религиозных праздников в семье”
4. Выставка детских работ “Береза –символ России”, “Наша церковь в будущем”
5. Дидактические игры на формирование духовно – нравственного воспитания.
6. Создание альбомов: “Храмы Сергиевского района”, “Святые источники Самарской области”, “Вечканово”, “Православные праздники и традиции”
7. Беседы: “Исконные символы России”, “Православный храм”
8. Прослушивание аудио сказок
Этапы реализации педагогического проекта
Организационный:
1. Постановка целей и задач, прогнозирование результатов.
2. Составление плана реализации проекта.
3. Изучение проблемы по данному вопросу через специальную методическую литературу.
4. Подбор дидактических игр в соответствии с возрастом детей.
5. Изготовление альбомов
7. Подготовка консультаций, рекомендаций родителей.
8. Оснащение развивающей среды.
9. Создание необходимых условий для реализации проекта.
Основной
Предполагаемая дата проведения мероприятия | Место проведения мероприятия | Наименование мероприятия | Ответственный за выполнение | |
Работа с детьми | ||||
Сентябрь | Групповая комната | Беседы о православных традициях, праздниках о исконных символах России, “Православный храм” | Воспитатели | |
Сентябрь | Муз.зал | Просмотр презентации: “Православный Сургут” | Воспитатели | |
Сентябрь | Групповая комната | Чтение и обсуждение литературных
произведений стихотворений, рассказов |
Воспитатели | |
Сентябрь | Групповая комната | Раскрашивание “Храмы” | Воспитатели | |
Сентябрь | Групповая комната | Аппликация “Береза – символ России” | Воспитатели | |
Сентябрь | Муз.зал | Прослушивание аудиозаписей песнопений; | муз.руководитель | |
Сентябрь | Групповая комната | Дидактические игры на формирование духовно – нравственного воспитания | Воспитатели | |
Сентябрь | Групповая комната | Рассматривание икон, репродукций, картин художников; | Воспитатели | |
Работа с родителями | ||||
Сентябрь | Групповая комната | Консультация для родителей “Роль религиозных праздников в семье” | Воспитатели | |
Сентябрь | Групповая комната | Оформление альбомов “Храмы Сергиевского района”, “Святые источники Самарской области”, “Вечканово”, “Православные праздники и традиции” | Воспитатели |
Заключительный.
Подведение итогов в реализации проекта
Вечер встреч с настоятелем сургутского прихода Алексеем Свистуновым.
4. Условия, обеспечивающие достижения новых образовательных результатов:
- дидактические и наглядные пособия;
- методическая литература;
- иллюстрации с различными видами храмов, святых источников;
- детская художественная литература;
- аудиозаписи
5. Список используемых источников
Список используемой литературы.
- ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования (пилотный вари- ант) / Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА СИНТЕЗ, 2014.
- Зеленова Н.Г., Осипова Л.Е. Мы живем в России / Москва 2008.
- А.А.Вахрушев, Е.Е.Кочемасова, Ю.А.Акимова. Здравствуй, мир! / Москва Баласс 2003.
- Н.В.Алешина. Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью (старшая и подготовительная группы) / ЦГЛ Москва 2004.
- И.А.Лыкова. Цветные ладошки / Карапуз-дидактика Творческий центр СФЕРА Москва 2007.
- Игровые праздники, тематические вечера / Издательство “Учитель - АСТ”.
- Н.Зарецкая, З.Роот. Праздники в детском саду / 6-е издание, Москва Айрис пресс 2007.
- Праздники в детском саду (старшая группа) / Минск Харвест 2003.
- Весну привечаем, весело встречаем / авторы-составители О.П.Власенко, Г.П.Папова. – Волгоград.