НОД в подготовительной группе для детей с задержкой психического развития. Занятие по речевому развитию на тему "Звуки "в, в' ". Буквы "В, в"

Разделы: Коррекционная педагогика


Тема занятия, называемая детям. Путешествие в страну звуков и букв. Звуки “в, в'”. Буквы “В, в”.”

Составила: учитель – дефектолог МБДОУ “Детский сад № 14 “Василёк” г. Рубцовска Алтайского края, Митина Вера Борисовна.

Образовательная область – речевое развитие

Пояснительная записка.

Во время совместной образовательной деятельности дети в игровой форме знакомятся со звуками “в, в'”. При организации использовались разнообразные формы работы, что способствует поддержанию интереса и повышению работоспособности на протяжении всей деятельности: традиционно деятельность начинается с работы с календарем, упражнения по сопряжённой гимнастике, физкульминутка “Вентилятор” под музыкальное сопровождение из м/ф “Фиксики”, дидактические игры и упражнения “Составь поезд”, “Назови первый звук”, “Разноцветные машины”, “Имена детей”, “Вот и буква”, “Прочитай предложение”, “Угадай слов”, “Найди - где звук?”, психологическое упражнение “Дом настроения”.

Место занятия в образовательной программе: коррекционно-развивающее занятие по речевому развитию для детей с задержкой психического развития подготовительной группы муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения “Детский сад компенсирующего вида № 14 “Василёк” г. Рубцовск, проведённое согласно АООП.

Цель: создание условий для самостоятельного выделения звуков “в, в'”, знакомства с буквами “В, в”

Задачи.

Коррекционно-обучающие:

  • совершенствовать умение выделять звук голосом, давать ему характеристику, определять мягкость – твёрдость данного звука в словах, его место в слове;
  • познакомить с буквами В, в;
  • упражнять в дифференциации звуков “С – Ш”;
  • упражнять в правильном употреблении предлога “В” с существительными в предложном падеже.

Коррекционно-развивающие:

  • отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука “р”;
  • развивать слуховое и зрительное восприятие через игры и упражнения “Угадай слов”, “Составь поезд”, “Назови первый звук”, “Разноцветные машины”, “Имена детей”, “Вот и буква”.
  • развивать память через запоминание слов со звуками “В, В'”, которые встретятся в предложении;
  • развивать внимание, логическое мышление через дидактические игры;
  • развивать моторику через обводку трафарета буквы “В”.

Коррекционно-воспитательные:

  • воспитывать усидчивость и аккуратность при выполнении заданий.

Формы организации совместной деятельности: путешествие в страну букв и звуков

Форма организации детей: подгрупповая

Методы организации: ИКТ, игровой, пояснение, объяснение, показ, практические методы, художественное слово, наглядный.

Предварительная работа: выполнение физкультминутки “Вентилятор”, разучивание упражнений на настрой перед работой.

Оборудование: проектор, ноутбук, презентация “В стране букв и звуков (в)” (Приложение 1), пособие “Календарь”, зеркала, трафареты буквы В, д/ игра “Составь поезд”, д/ игра “Разноцветные машины”, индивидуальные листы, цветные карандаши, пособие “Дом настроения”.

Индивидуальная работа:

  • Доминика – быть сдержанной, уметь выслушивать ответы других детей;
  • Вадим – учить работать в общем темпе;
  • Тимофей – работать над дифференциацией согласных звуков по мягкости – твёрдости;

Этапы проведения совместной деятельности

Этап работы Деятельность педагога Деятельность детей
Начало совместной образовательной деятельности. Организационный момент
“Мы готовы!”

Цель: психологический настрой на совместную деятельность.

Проговаривание стихотворения.

 

 

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Не мешай трудиться,
Не мешай учиться!

Дети стоят перед педагогом в произвольном порядке и вместе с педагогом проговаривают стихотворение и выполняют действия:

- хлопки по цепочке

- притоп ногой

- указательным пальцем правой руки грозят

- руки “полочкой” перед грудью.

Процесс совместной образовательной деятельности. Основная часть
Минутка календаря.

Цель: формирование временных представлений.

Педагог демонстрирует детям пособие “Календарь”.

– Расскажем вместе о сегодняшнем дне по плану.

ЧИСЛО, МЕСЯЦ, ГОД, ВРЕМЯ ГОДА, ДЕНЬ НЕДЕЛИ.

- Что можно сказать про февраль?

- Если сегодня среда, то завтра будет ...

- Если сегодня среда, то вчера была ...

Вадим

- Сегодня 16 марта 2016 года, время года – весна, день недели – понедельник.

- Март – это начало весны или первый месяц весны.

- Если сегодня понедельник, то завтра будет вторник.

- Если сегодня понедельник, то вчера было воскресенье.

Выделение темы.

СЛАЙД 1.

СЛАЙД 2.

- Сегодня мы с вами снова отправляемся в страну звуков и букв, поиграем в наши любимые игры, также познакомимся с новым звуком.  
Д/ игра “Составь поезд”

Цель: дифференциация звуков С – Ш

СЛАЙД 3.

- Какие два поезда мы сегодня составляем? Дети делят картинки на две группы по первому звуку
Упражнения по сопряжённой гимнастике для рук и языка.

“Дятел”

Цель: отрабатывать подвижность языка и подготавливать его к вибрации, необходимой для звука “р”.

СЛАЙД 4

Тук-тук-тук,
Тук-тук-тук,
Раздаётся чей-то стук.
Руки

На первую строчку – постучать кулачком правой руки по раскрытой ладони левой; на вторую – наоборот, постучать кулачком левой руки по раскрытой ладони правой. Губы и язык

Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка в верхние резцы.

Это дятел на сосне Руки

Соединить все пальцы правой руки, изображая клюв дятла, левую руку поднять, пальцы развести в стороны, изображая дерево.

Губы и язык

Напряжённым кончиком языка постучать в верхние резцы, многократно и отчётливо произнося “д-д-д-д”

Долбит клювом по коре. Пальцами, изображающими клюв, постучать по ладони другой руки.
Д/ упр “Назови первый звук”

Цель: выделение начального согласного твёрдого звука “В”.

СЛАЙД 5

- Будьте внимательны: я называю картинки, которые появляются у нас на экране, а вы назовёте первый звук: ввваза, вввваленки, вввволк.

- Какой это звук твёрдый или мягкий?

- Это звук “В”.

 

 

- Звук “В” твёрдый.

Д/ упр “Назови первый звук”

Цель: выделение начального согласного мягкого звука “В`”.

СЛАЙД 6

- А теперь другие картинки: ввведро, ввввилка, ввввесы.

- Какой это звук твёрдый или мягкий?

- Это звук “Вь”.

 

- Звук “Вь” мягкий

Характеристика звуков “В – Вь”

 

 

СЛАЙД 7, 8

 

 

 

 

СЛАЙД 9

 

 

СЛАЙД 10

 

 

 

 

Прослушивание звука вентилятора.

СЛАЙД 11

- Произнесите звуки “В – Вь” и посмотрите на себя в зеркало.

- Есть ли преграда?

- Какая преграда стоит перед воздушной струёй: зубы, губы или язык?

- Если есть преграда, то это какой звук: гласный или согласный?

Дети произносят звуки, контролируя своё произношение в зеркало.

- Преграда губы и зубы.

- Это согласный звук.

- Мы знаем, что гласные звуки можно петь, тянуть. Проверим: можно ли пропеть звук “В”?

- Песня громкая – тихая не получается.

Значит, этот звук согласный.

Дети пытаются пропеть звуки “В” и “Вь” тихо - громко.
- А теперь узнаем: какой это звук – звонкий или глухой?

 

 

- Какой это звук?

Дети произносят звуки, контролируя своё произношение “наушниками” (ладони на уши) и вибрацией горла.

- Звуки “В и Вь” - звонкие.

- Послушайте звук “В”, на что он похож? Что может производить такой звук?

- Звук “Вь” мы можем услышать когда работает вентилятор, а звук “В” - когда ветер крутит мельницу.

 
Физкульминутка “Вентилятор”

под музыкальное сопровождение из м/ф “Фиксики”

СЛАЙД 12

Педагог показывает движения по тексту песни. Дети выполняют движения по тексту песни.
Д/ игра “Разноцветные машины”

Цель: дифференциация звуков В - Вь

СЛАЙД 13

- Картинки с каким звуком везёт синяя машина?

- Картинки с каким звуком везёт зелёная машина?

- Синяя машина везёт картинки с твердым звуком “В”.

- Зелёная машина везёт картинки с мягким звуком “Вь”.

Д/ игра “Имена детей”

Цель: нахождение имен детей на данный звук

СЛАЙД 14

- Посмотрите друг на друга, вспомните, как зовут ваших товарищей.

- Какие имена начинаются на звук “В”?

- А на какой звук начинается моё имя?

 

 

- Василиса, Вадим.

- На мягкий звук “Вь”.

“Вот и буква”

Цель: знакомство с буквой В.

СЛАЙД 15

СЛАЙД 16

 

СЛАЙД 17

 

СЛАЙД 18

Обведение трафарета буквы В из наждачной бумаги

 

Составление буквы из деталей бумажного конструктора.

СЛАЙД 19.

- Звуки “В и Вь” обозначаются буквой В.

Её можно сделать из пальчиков.

Дети конструируют букву В из пальцев по образцу на картинке.
- На что похожа эта буква?

К единице три приставим...

Что за букву мы составим?

Высказывания детей.
Словно букву В

Алена держит трубку телефона.

 
Вот ведь горе у лягушки:
На очках сломались дужки!

(дужка - элемент очков, который вставляется за ухо)

 
- Буква В состоит из трёх элементов: две дуги и отрезка.

- Обведите пальцем букву “В” на макете: сначала отрезок сверху вниз, затем верхнюю дугу и нижнюю дугу.

Дети обводят букву В на макете.
- А сможете без моей подсказки самостоятельно составить букву В из деталей конструктора? Дети составляют букву из трёх элементов конструктора.
Д/ игра “Прочитай предложение”

Цель: упражнение в правильном употреблении предлога “В” с существительными в предложном падеже

СЛАЙД 20 - 26

- А вы знаете, что звук В – может быть и маленьким словом. Когда предмет находится внутри чего-то, мы произносим маленькое слово “В”.

- Посмотрите, на экран. Здесь нарисованы две картинки. Их нужно соединить маленьким словом “В”. Поможет нам вопрос “Где?”

Составим первое предложение вместе: волк В лес.

Волк (ГДЕ?) в лесу.

- Какое слово со звуком “В или Вь” есть в этом предложении?

Дети по схеме и картинкам составляют по цепочке предложения:

Василёк в вазе.
Веник в ведре.
Варежки в сумке.
Врач в больнице.
Вилка в стакане.
Виноград в корзине.

Д/ игра “Угадай слов”

Цель: развитие слухового восприятия

СЛАЙД 27, 28

- В наших словах потерялся первый звук “В”. Добавьте его в начало сказанного, чтобы получилось красивое слово

...ата

...орона

... агон

...афли

... аренье

...арежки

Дети добавляют звук “В” и называют полное слово:

вата

ворона

вагон

вафли

варенье

варежки

Д/ упр “Найди где звук?”

Работа на индивидуальных картах.

Цель: закреплять умение делить слова на слоги, определять место звука в слове (начало, середина, конец), дифференцировать его по мягкости – твёрдости, составлять предложение с данным словом.

СЛАЙД 29

Последовательность работы (не проговаривается на занятии):

1. Раздели слово на слоги.

2. Опередили: какой слышится звук – мягкий или твёрдый.

3. Определи место данного звука в слове: в начале, в середине, в конце.

4. Закрась карандашом (синим – твердый, зелёным – мягкий) квадрат в том месте, где расположен звук.

5. Составь предложение с данным словом.

Дети выполняют работу.
Окончание совместной образовательной деятельности. Итоговая часть.
СЛАЙД 30 - Вспомним: что мы узнали про звуки “В и Вь”: Преграда губы и зубы
Его нельзя петь, тянуть
Он звонкий
Может быть мягким и твёрдым.

Услышим его, когда работает вентилятор или крутится мельница.

Д/ упр “В каком доме ты сегодня будешь жить?” (весёлый – грустный). Вот закончена игра,
Результат узнать пора.
Кто же лучше всех трудился?
Кто сегодня отличился?
Дети считают заработанные фишки и определяют своё настроение после проведённого занятия.

Варианты организации образовательной деятельности в режимных моментах:

  • Упражнение в печатании буквы В.
  • Д/ игра “Разноцветные машины” Цель: дифференциация звуков “В – Вь”.
  • Чтение слогов с согласным звуком В.

Формы взаимодействия с родителями:

  • Предложить подумать и нарисовать с ребёнком, на что похожа буква В.