Классный час "Курить – здоровью вредить!"

Разделы: Классное руководство, Конкурс «Презентация к уроку»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (14 МБ)


Цели:

  • показать негативное влияние курения на человека,
  • подчеркнуть социальную и личную значимость здорового образа жизни.

Задачи:

  • раскрыть причины, ведущие к болезненной привязанности к курению;
  • показать последствия этой вредной привычки для человека;
  • формировать отрицательное эмоциональное отношение к курению;
  • подвести к осознанию преимущества здорового образа жизни.

Оборудование:

  • Таблица “Внутренние органы человека”
  • Компьютер и мультимедийный проектор для демонстрации мультфильма
  • Раздаточный материал
  • Карточки
  • Стикеры

1. Вступительная беседа. Прежде чем начать наш разговор, я хотела бы вам предложить посмотреть мультфильм “Как медведь трубку нашёл” режиссера Александра Иванова, снятого по сценарию С. Михалкова.

А)- Что нашёл Медведь в лесу?

Б)- Как чувствовал Миша себя после того, как начал курить?

В)- Чем закончилась история курильщика Миши?

Г) - О чем мы будем сегодня говорить? (учитель прикрепляет на доске карточку с темой: “Курить - здоровью вредить!”)

Д)- А зачем нам это обсуждать? Выдвиньте гипотезу (курить вредно для здоровья).

Е) Значит, цель нашего занятия какая? (показать негативное влияние курения на человека, значимость здорового образа жизни). Вывешивается на доску.

Ж)- Вспомните, где Мишка взял трубку?

З)- А кто из вас знает, откуда появился у людей табак и как давно они начали курить?

В Европу табак попал из Америки, где в 1492 г. побывал мореплаватель Христофор Колумб. Высадившись на незнакомый берег, Колумб и его спутники увидели, что туземцы - взрослые и дети - держали в зубах дымящиеся пучки тлеющих листьев неизвестного европейцам растения. Выяснили, что "дикари" традиционно используют листья для частого вдыхания дыма. Туземцы предлагали путешественникам покурить, и если кто-то отказывался от предлагаемой “трубки мира”, это воспринималось индейцами как враждебное к ним отношение. Возвращаясь в Европу, Колумб захватил с собой несколько кип сушеных листьев "табакко" и... нескольких курильщиков. Он рассчитывал развлечь своих соотечественников невиданной экзотикой. Так и случилось: краснолицые "дикари", украшенные перьями и пускающие дым изо рта, поразили весь испанский двор. 

А вот вам портрет современного курильщика:

Утром наполнить спешу никотином
Хилые лёгкие. Пусть похрипят.
Так я воюю и с медициной,
И с утвержденьем: “Курение - яд!”
Это непросто: щёки обвисли,
Сердце в груди совершает прыжки.
Выпали волосы. Спутались мысли.
Руки дрожат. Под глазами мешки.

- С табаком, к сожалению, мы встречаемся на каждом шагу: дымят на улице, дома, в общественных местах. А почему подростки начинают курить? Может быть это красиво? Полезно для организма? Это средство казаться взрослым?

Возможные ответы учащихся:

  • Из любопытства;
  • За компанию;
  • Стремление показать себя “крутым”, взрослым;
  • Слабая воля;
  • Нечем занять досуг;
  • Непонимание опасности курения;
  • Не занимаюсь спортом;
  • Влияние рекламы, кино, телевидения;
  • Наличие карманных денег.

Ты можешь сам выбрать: курить или не курить. Но знай, что чем раньше ты начнешь курить, тем чувствительнее твой организм к табачному дыму, тем больше у тебя шансов заболеть.

2. Практическая работа

А) Как вы думаете, ребята, почему некоторых людей называют Мудрецами? Мудрым человек становится в раннем возрасте или в более зрелом?

Мудрец обладает большим умом, его мудрость основана на больших знаниях и опыте. Мудрым может стать каждый, кто заботится о своем здоровье, потому что только у здорового человека ясный ум, направленный на познание окружающего мира и на познание самого себя. Сегодня я покажу вам такого мудреца.

Беседа с ним поможет нам разобраться в некоторых вопросах, которые возникают перед каждым человеком. На эти и другие вопросы нам поможет получить ответы наш знакомый мудрый старец - человеческий организм! Ничего мудрее природа не придумала! Учитель прикрепляет на доску таблицу с изображением человека. Найдите и покажите самые важные органы человеческого организма (сердце, легкие). Что происходит с ними при курении? Дети прикрепляют карточки.

Назовите другие части тела, которые больше всего страдают у тех, кто курит (нос, рот, глаза, кожа, мозг). Дети по одному выходят к доске, работают с карточками. У курильщиков НОС плохо различает запахи, на КОЖЕ появляется много морщин, ДЫХАНИЕ перестает быть свежим, ЗУБЫ становятся у курильщиков желтыми, СЕРДЦЕ перекачивает кровь с трудом, потому что сосуды сжимаются, ЛЕГКИЕ у курильщиков не розовые, а серые, дряблые и вялые. Курящие люди чаще кашляют. Это только часть проблем, которые беспокоят курильщиков. О самом страшном мы сегодня не скажем.

Вывод: Тускнеет сердце, мозг, сосуды, почки. Слабеют легкие, от дыма почернев. Мы кашляем весь день и даже ночью. Страдает печень, яд не одолев. Остановитесь, люди, жизнь прекрасна. Но с дымом счастье улетает прочь. Не сразу. Постепенно и ужасно. И лучший врач не сможет вам помочь. Друзья и господа, курить бросайте смело. Не постепенно, сразу, навсегда. Чтоб голова была здорова, не болела. Чтоб сердце не болело никогда.

Б) Ребята, предлагаю вам провести простой эксперимент. Рассмотрите два листка розовой бумаги – это здоровые легкие. Что же произойдет с легкими у тех людей, которые будут курить? Возьмите один лист и сомните его. Расправьте этот лист и сравните его с другим листом. У курильщика легкое становится дряблым, вялым – примерно таким, как у вас помятый лист. У человека, который не курит, - здоровые легкие – примерно такие, как лист немятой бумаги. Каким же легким будет легче работать, снабжать организм человека кислородом? Курящие люди чаще кашляют. Лёгкие забиваются смолами. Они, как пчёлы, окуренные дымом, перестают думать о полетах.

У вас может возникнуть вопрос: а почему легкие становятся такими?

На этот вопрос Мудрец отвечает следующее:

Табачный дым разрушает здоровье медленно, незаметно. Почему?

Дым состоит из:

а) угарного газа, который снижает содержание кислорода в нервную систему, поэтому курящий человек не может добиться успехов в учебе, спорте;

б) никотина – сильнейшего яда, который действует на нервную систему. У курящего ухудшается память, появляется утомляемость и головная боль. Накапливаясь в организме, он уничтожает человека, убивает его. Продолжительность жизни человека зависит от количества выкуренных сигарет. Ученые считают, что каждая минута курения отнимает минимум жизни.

Об этом многие люди знают, но бросить курить не могут, так как это очень трудно. Продолжительность жизни курящих людей, которые начали курить с детского возраста, снижается на 10 – 12 лет.

В связи с этим ученые заявляют: “Бросить курить никогда не поздно, но чем раньше, тем лучше!” Во всех цивилизованных странах в последние годы усердно пропагандируют отказ от курения. Курильщиков не желают брать на работу. Сегодня курить не модно! Сегодня модно вести здоровый образ жизни!

А о чувствах человека, оставившего эту дурную привычку, прекрасно сказал В.Маяковский в стихотворении “Я счастлив!”

Граждане, у меня огромная радость.
Разулыбьте сочувственные лица.
Мне обязательно поделиться надо,
Стихами хотя бы поделиться.
Я сегодня дышу, как слон,
Походка моя легка, и ночь
Пронеслась, как чудесный сон,
Без единого кашля и плевка...
Я стал определенный весельчак и остряк-
Ну просто-душа общества-
Граждане, вы утомились от ожиданья,
Готовы корить и крыть.
Не волнуйтесь, сообщаю:
Граждане, я
Сегодня бросил курить.

Давайте пожелаем всем курильщикам испытать такое чувство.

3. Ролевая игра “Марионетки”

Цель: определить, что чувствует человек, когда им управляют, когда он не свободен, когда он попадает в зависимость.

Люди скрывают от себя истинную причину курения. В чём же она состоит? Истинная причина курения - наркотическая зависимость. По словам учёных, половина курильщиков хочет бросить курить, но не может. Они попадают в зависимость от никотина. Курение – это вредная и опасная привычка, никотиновая зависимость.

Выбираются три участника. Тройке дается задание: два участника должны играть роль кукловода – полностью управлять действиями и движениями куклы-марионетки (третьего участника). Цель кукловодов - перевести куклу с одного стула на другой, стулья находятся на расстоянии 1,5 метра друг от друга; погладить себя по голове, почесаться. При этом человек, который играет роль куклы, не должен сопротивляться тому, что с ним делают кукловоды. После завершения игры происходит 1-2 минутное обсуждение:

Что вы чувствовали, когда были в роли куклы? Понравилось вам, комфортно ли вам было? Хотелось ли вам что-то сделать самому?

Что же делать, если ты пока не уверен в себе и не можешь противостоять давлению товарищей?

4. Поучимся говорить “НЕТ!” в различных ситуациях с помощью дидактической игры в форме инсценировки.

Первую сигарету обычно предлагает хороший приятель. И обычно ребята соглашаются. Причины, по которым ребенок соглашается ее выкурить очень много:

- обычное любопытство;

- просто потому, что другие мальчишки или девчонки курят;

- боязнь быть не в компании и что от тебя могут по этой причине отвернуться;

-желание сделать назло родителям (особенно если накануне была ссора); -часто курение является не твоим собственным выбором, оно навязывается тебе товарищами, которые называют некурящих учеников трусами, “маменькиными сынками”.

Зная о той опасности, которую несет в себе “дружба” с сигаретой, проще выработать у себя отрицательное отношение к курению, удержать себя от этой вредной привычки и помочь удержаться сверстнику.

Какие ответы можешь ты дать на предложение закурить? (ответы детей)

  • “Нет, я предпочитаю чистый воздух!”
  • “Не нахожу в этом никакого удовольствия”.
  • “Нет, не хочу укорачивать себе жизнь”.

Подбирается ситуация: “Твой друг предлагает тебе попробовать покурить сигарету”. Один ученик будет играть роль человека, на которого оказывают давление, и он должен найти выход из создавшегося положения, говоря “НЕТ!”

Диалог 1.

Миша. Давай закурим!

Саша. Я не могу.

Миша. Почему?

Саша. Родители увидят.

Миша. А мы отойдем за угол.

Саша. Мне нельзя, у меня сердце болит.

Миша. Ну, ты же не умрешь от одной сигареты.

Саша. А я сигареты без фильтра не курю.

Миша. У меня с двойным фильтром.

Саша. Да я спички забыл.

Миша. У меня есть зажигалка.

Саша. Соседи из окон нас увидят.

Миша. А мы пойдем в подвал.

Саша молчит, не знает, что сказать. Кто оказался сильнее в этом споре? Дети считают, что победил Миша. Как ни странно, Саша ни разу не сказал: “Я не хочу!” А ведь этого было бы достаточно, чтобы Миша от него отстал. Ведь если Миша его друг, то он должен уважать его желания. Иначе, о какой дружбе речь. Отговорки Саши сумбурны и случайны. Возникает впечатление, что он вот-вот согласится. Если вы действительно решили отказаться, выберите самое весомое, с вашей точки зрения, объяснение и настаивайте на нем.

Диалог 2.

Катя. У меня есть сигареты, давай покурим.

Лена. Ой, нет, я не могу!

Катя. А почему?

Лена. От меня будет пахнуть табаком.

Катя. Ну и что?

Лена. Родители узнают.

Катя. А ты к ним не подходи.

Лена. Моя собака учует. Она не выносит запах табака. Я приду домой, она меня обнюхает и убежит, а родители спросят, почему это собака от меня убежала. Потому, что я курила.

Катя. А ты надушись.

Лена. Тогда родители обо всем догадаются.

Катя не знает, что еще предложить.

Как вы считаете, кто оказался сильнее в этом диалоге? Класс считает, что победила Лена. В этом диалоге Лена настаивала на одной версии, что родители ее разоблачат в любом случае. Если бы Катя продолжала настаивать, это было бы неуважением к семье Лены. Поэтому диалог прекратился.

ВЫВОД: Грубое давление сверстники оказывают чаще всего на тех, кого не очень уважают. А за что могут уважать?

Примерные ответы детей:

- За спортивные достижения.

- За силу.

- За смелость.

- За то, что хорошо разбирается в чем-то.

Вывод:

Я шел домой со спортзанятий.
Меня окликнул мой приятель.
Он сигаретою дымил
И закурить мне предложил.
Но ведь куренье — это вред.
И я сказал: “Спасибо, нет.
Дышать нам надо кислородом.
Зачем травиться углеродом?”

Рефлексия.

Класс делится на группы.

  • Задание 1 группе. Дополни фразу: “Сигарета- это......”/ Карточку мнем и выбрасываем в мусорницу.
  • Задание 2 группе: “Я хочу быть здоровым, чтобы.....”
  • Задание 3 группе: “Мои пожелания”

Итог: Прощаясь с детьми, учитель советует им передать содержание беседы с Мудрецом родителям, обсудить с ними результаты опыта и инсценировки ситуаций отказа.

В конце занятия учитель дарит детям стикеры “Сигарете - нет!”

Приложение 1. Раздаточный материал

Запомните несколько правил, они вам помогут.

  1. Сделай перерыв и скажи: “Я подумаю об этом и завтра скажу вам своё решение”
  2. Умей сказать “Нет!”; “Спасибо, что вы мне предложили, но я не могу сделать это”.
  3. Используй перерыв правильно:
  • Выясни, как в подобной ситуации поступали другие;
  • Попроси помощи у взрослого или уважаемого человека;
  • Собрав информацию, будь настойчив в своих желаниях. Говори прямо: “Нет, спасибо, я не хочу сигарету”
  • Отказывай так, чтобы окружающие почувствовали твою решительность.