Тип урока – комбинированный
Методы обучения:
- интерактивные - работа учащихся по группам;
- наглядные – комплекты заданий;
- практические – проведение исследовательской работы с использованием схем, рисунков, таблиц.
Цели урока: Проверить знания учащихся по данной теме в виде выполнения заданий; умение разрешать проблемные ситуации, работать самостоятельно; развивать творческие способности, вырабатывать внимательность.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить такие элементы знаний: сила тока, напряжение, сопротивление, виды соединений, закон Ома, работа тока, мощность тока, закон Джоуля - Ленца;
- закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач; расширить кругозор учащихся; показать необходимость физических знаний об электричестве в повседневной жизни
Развивающие:
- развить интерес к предмету через применение знаний в новой ситуации;
- развить внимание учащихся, творческие способности, активность и самостоятельность в процессе коллективной деятельности;
- сформировать способы умственной деятельности, способствующих развитию логического мышления, убеждения в том, что в основе прочных знаний лежать умения размышлять и думать.
Воспитательные:
- сформировать навыки коллективной работы;
- воспитывать чувства поддержки, товарищества, умение выслушивать чужую точку зрения;
- внести вклад в экономическое воспитание учащихся путем рассказа об использовании электрической энергии;
- содействовать экологическому воспитанию учащихся;
- развивать межпредметные связи.
Ход урока
I этап урока: Организационный.
Включение в деловой ритм. Подготовка класса к работе (2 мин)
Учитель: Здравствуйте, ребята! Садитесь. Сегодня на уроке мы будем работать группами, поэтому класс разделен на 3 группы, в каждой должен быть капитан, т.е тот ученик (ученица) который будет устанавливать очередность ответа каждого члена группы, помогать в ответах. Если будет необходимость. 20 секунд вам на выбор капитана.
И начала урока я хочу начать с интересной истории об ученом и его ученике.
Однажды Эрнест Резерфорд, поздно вечером зашел в лабораторию и увидел своего ученика, склонившегося над приборами.
Что вы делаете так поздно?
Работаю, - последовал ответ
А что вы делаете днем?
Работаю, разумеется.
И утром вы тоже работаете?
Да, профессор.
Послушайте, а когда же вы думаете?
Итак, Резерфорд ценил умение думать и размышлять. К чему я вас и призываю.
Мир сложен -
Он полон событий, сомнений,
И тайн бесконечных,
И смелых догадок.
Как чудо природы
Является гений
И в хаосе этом
Находит порядок.
На экран вы видите план урока
1) Организационный этап - 2 мин;
2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. – 5 мин
3) Постановка задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.- 3 мин
4)Первичное закрепление 10 мин
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) – 19 мин
6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению – 1 мин
7) Рефлексия (подведение итогов занятия) 1 мин
II этап урока: Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся. Актуализация знаний. (5 мин)
Вы должны были дома повторить основные понятия, формулы, приборы используемые в электричестве, для чего они нужны.
Каждая группа будет получать свое задание, которое будет оцениваться
- “5” баллов – за правильный и полный ответ,
- “3” балла – за неполный ответ,
- “1” балл – за дополнение к ответу.
В конце урока по количеству набранных баллов группа получает оценку, а капитан выставляет оценку каждому участнику группы, по его вкладу в общей работе.
И начнем с загадок: (интеллектуальная разминка)
1. Отгадай загадку на электрическую тему (время выполнения задания 1 мин)
Летит птица орел,
Несет в зубах огонь,
Огневые стрелы пускает,
Никто ее не поймает!
(молния)В полотняной стране
По реке – простыне
Плывет пароход
То назад, то вперед.
То назад, то вперед
Проплывает пароход.
Остановишь – горе:
Продырявишь море!
(утюг)Очень строгий контролер
Со стены глядит в упор,
Смотрит, не моргает:
Стоит только свет зажечь
Иль включить в розетку печь
– Все на ус мотает.
Что на ус мотает?
(счетчик)Дом – стеклянный пузырек.
И живет в нем огонек!
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется
(электрическая лампочка)
2. Выпиши номера правильных формул (время выполнения задания 1 мин)
- I =R/U
- I = I1 = I2
- U = I1R1 +I2 R2
- R = R1 + R2 / R1R2
- A =I2Rt
- P = At
- R = U/ I
Ответ: номера формул 2, 3, 5, 7.
3. Найди общее (время выполнения задания 2 мин)
- металлы, почва, растворы солей –
- фотоэлемент, электрофорная машина, гальванический элемент –
- утюг, электрическая плитка, кипятильник –
- источник тока, потребители, ключ –
- тепловое, химическое, магнитное –
- французский ученый, единица заряда –
- мех, стекло, дерево, эбонит, резина –
- q, I, R, U, P –
Ответ: Проводники, источники тока, нагревательные элементы, электрическая цепь, действия электрического тока, Кулон, изоляторы, физические величины.
Слайд 5
III этап урока: Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся - 3 мин
Цель урока - проверить ваши знания по разделу «электрические явления» при выполнении заданий и умение разрешать проблемные ситуации; работать самостоятельно и в группах; развивать творческие способности, вырабатывать внимательность.
Задачи урока:
Образовательные:
- повторить такие элементы знаний: сила тока, напряжение, сопротивление, виды соединений, закон Ома, работа тока, мощность тока, закон Джоуля - Ленца;
- закрепить навыки решения расчетных и экспериментальных задач; расширить кругозор учащихся; показать необходимость физических знаний об электричестве в повседневной жизни
Развивающие:
- развить интерес к предмету через применение знаний в новой ситуации;
- развить внимание учащихся, творческие способности, активность и самостоятельность в процессе коллективной деятельности;
- сформировать способы умственной деятельности, способствующих развитию логического мышления, убеждения в том, что в основе прочных знаний лежать умения размышлять и думать.
Воспитательные:
- сформировать навыки коллективной работы;
- воспитывать чувства поддержки, товарищества, умение выслушивать чужую точку зрения;
- внести вклад в экономическое воспитание учащихся путем рассказа об использовании электрической энергии;
- содействовать экологическому воспитанию учащихся;
- развивать межпредметные связи.
Великие ученые и их открытия
1 подсказка: Французский физик и математик. 2 подсказка: Ввел в физику понятие “электрический ток”. 3 подсказка: Его именем назван прибор для измерения силы тока и единица силы тока. Ответ: Ампер |
|
1 подсказка: Итальянский физик. 2 подсказка: Один из основателей учения об электрическом токе. 3 подсказка: Создал первый гальванический элемент. Ответ: Вольта А. |
|
1 подсказка: немецкий физик. 2 подсказка: открыл теоретически и подтвердил на опыте закон, выражающий связь между силой тока в цепи, напряжением и сопротивлением. Ответ: Ом Г. |
|
1 подсказка: английский и русский ученые 2 подсказка: открыли закон, выражающий связь между количеством теплоты, силой тока в цепи, и сопротивлением. Ответ: Джоуль-Ленц. |
Определить какая физическая величина заменена знаком вопроса?
Ответы:
1 график – u, В
2 график – R, Ом
IV урок. Первичное закрепление 10 мин
- в знакомой ситуации (типовые)
- в изменённой ситуации (конструктивные)
Каждая группа считает и заполняет клетки с вопросами на ответы
Слайд 7-8
После 4 минут работы группам выдаются ответы и они проверяют правильность ответов у другой группы – взаимопроверка (1 гр - 2 гр, 2 гр -3 гр, 3 гр - 1гр) за каждый правильный ответ соответственно
- 5” баллов – за правильный и полный ответ,
- “3” балла – за неполный ответ
(1 гр) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ«ПО ЗАДАННОЙ СХЕМЕ ОПРЕДЕЛИТЬ …»
- Определите цену деления амперметра 0,2 А
- Определите силу тока в цепи 3,2 А
- Определите цену деления вольтметра 1В
- Определите напряжение на батареи 16В
- Чему равно общее сопротивление в цепи? 5 Ом
- Вычислите мощность тока в реостате 51,2 Вт
- Вычислите количество теплоты, выделяемое нитью накала лампы, включенной в цепь, за время, указанное на карточке 18432 Дж.
(2 гр) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ«ПО ЗАДАННОЙ СХЕМЕ ОПРЕДЕЛИТЬ …»
- Определите цену деления амперметра 0,5 А
- Определите силу тока в цепи 9 А
- Определите цену деления вольтметра 2 В
- Чему равно общее сопротивление в цепи 4 Ом
- Рассчитайте напряжение на реостате 9 В
- Вычислите мощность тока в реостате 81 Вт
- Вычислите количество теплоты, выделяемое реостате, включенным в цепь, за время, указанное на карточке 2430 Дж
(3 гр) ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ЗАДАНИЕ«ПО ЗАДАННОЙ СХЕМЕ ОПРЕДЕЛИТЬ …»
- Определите цену деления амперметра 0,1 А
- Определите силу тока в цепи 1,4 А
- Определите цену деления вольтметра 1 В
- Определите напряжение на батарее 14 В
- Чему равно общее сопротивление в цепи 10 Ом
- Рассчитайте напряжение на лампе 5,6 В
- Вычислите количество теплоты, выделяемое нитью накала лампы, включенной в цепь, за время, указанное на карточке 940,8 дж
После выполнения заданий - взаимопроверка (1 гр - 2 гр, 2 гр - 3 гр, 3 гр - 1 гр) получают бланки ответов и выставляют баллы за решение.
V этап урока - Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания) – 19 мин
УЧИТЕЛЬ: Вы устали считать? Тогда предлагаю отдых с ребусами!
Учитель: Мы не представляем себе жизнь без электричества, представьте, что у вас дома нет телевизора, компьютера, микроволновой печи, холодильника, пылесоса, нет ламп освещения, нет стиральной машинки и т.д. Мы бы сказали: Жизнь закончена! А если все эти приборы включены, электросчетчик нам подскажет сколько надо заплатить. Так вот сейчас задания для групп как раз на расчет стоимости электроэнергии.
1 группа По паспорту утюга рассчитать сколько теплоты выделит утюг за 1 час, и сколько денег заплатит папа за электроэнергию (1 Квт час - 2, 04 руб) |
|
2 группа По паспорту фена рассчитать сколько теплоты выделит фен за 20 минут, и сколько денег заплатит папа за электроэнергию (1 Квт час - 2, 04 руб) |
|
|
3 группа По паспорту настольной лампы рассчитать сколько теплоты выделит лампа за 2 часа, и сколько денег заплатит папа за электроэнергию (1 Квт час - 2, 04 руб) |
После выполнения заданий группы также меняются бланками с решением (1 г - 2 г, 2 г -3 г, 3 г- 1г) получают бланки ответов и выставляют баллы за решение.
Учитель: Внимание на экран! Работают все группы одновременно, но отвечать можно только при поднятой руке.
- “5” баллов – за правильный и полный ответ,
- “3” балла – за неполный ответ,
- “1” балл – за дополнение к ответу.
- В какой цепи можно измерить силу тока?
- В какой цепи лампочку можно включить из двух различных мест?
- На какой схеме показано последовательное соединение двух ламп?
- Какая схема составлена неверно?
- В какой цепи можно измерить силу тока? Ответ: (Рисунок 8)
- В какой цепи лампочку можно включить из двух различных мест? Ответ: (Рисунок 5)
- На какой схеме показано последовательное соединение двух ламп? Ответ: (Рисунок 7)
- Какая схема составлена неверно? Ответ: (Рисунок 9)
VI этап урока - Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (1 мин)
ПОДГОТОВИТЬ ПРОЕКТ:
- 1 группа «Электробезопасность»
- 2 группа «Применение электроэнергии в быту»
- 3 группа «Применение электричества на транспорте - экология окружающей среды»
Слайд 15
VII этап урока - Рефлексия (подведение итогов занятия) 1 мин
Слайд 16