Внеурочное занятие "Симметрия в живой и неживой природе"

Разделы: Математика, Информатика


Учебный предмет: внеурочная деятельность

Класс: 6 класс

Форма занятия: комбинированное занятие

Цели занятия: развить интерес к наукам, показать взаимосвязь между математикой и окружающим миром, развитие пространственного воображения, умения  мыслить и делать умозаключения, применять свои знания на практике.

Ход занятия

1. Организационный момент (1 мин)

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас  необычное занятие. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости. Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас. Во-вторых, сегодняшний  интегрированное занятие по математике и информатики, мы проведём вдвоем с Мариной Александровной.

Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.

2. Постановка целей и задач урока (3 мин)

Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из красивейших математических понятий. О каком именно, вы узнаете, просмотрев небольшой видеоролик. В процессе просмотра попробуйте ответить на вопрос: «Что объединяет все фотографии данного видеоряда?»

Промотр видео «Симметрия в живой и неживой природе» (Приложение 1)
- Что общего у этих фотографий?

Предполагаемые ответы.

- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (о симметрии).

- Где мы можем встретить симметрию? (в жизни, в природе)

Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия, как бы вы её назвали? (симметрия в живой и неживой природе).(Приложение 2)

Действительно, окружающий нас мир прекрасен, потому что всё в нём создано в соответствии со строгими пропорциями, отличается соразмерностью и симметрией.

Куда мы не посмотрим, повсюду замечаем симметрию. Растения, животные, человек – всё создано по строгим законам природы. Человек давно это заметил, изучил и начал созидать, подчиняясь этим законам. Человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. С симметрией  встречаем везде – в природе, технике, искусстве, подавляющее большинство самых необходимых для нас предметов — от ложки, чайника и молотка до газовой плиты, холодильника и пылесоса —  обладает симметрией. Симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир. Земля вполне могла бы быть названа царством симметрии…

И не зря симметрия изначально употреблялась в словах гармония и красота.

3. Актуализация знаний (3 мин)

 Ребята, мы увидели, как много окружающих нас понятий тесно взаимосвязаны с понятием симметрии. И мы уже кое-что о ней знаем.
На прошлом занятии мы с вами изучали понятие симметрии, рассматривали виды симметрии, строили симметричные геометрические фигуры. Давайте вспомним эти сведения и попробуем ответить на несколько вопросов.

– Какой из этих рисунков обладает симметрией, а какой нет?

– Почему вы так решили? Как бы вы описали словами первый рисунок?

Ответы: – Первый обладает.

– Он более правильный. (Симметрия – это правильность)

– Какой из этих рисунков вы считаете более законченным, а какой хочется дорисовать?

Ответ:

– Первый закончен. (Симметрия – это завершенность)

– Какой из этих бабочек проще летать? (той, у которой крылышки здоровы, или у которой крыло раненое)

– Какой из этих пейзажей создает атмосферу умиротворенности?

Ответ

– Первый. (Симметрия – это спокойствие)

– А как одним словом можно назвать равновесие, спокойствие, завершенность и правильность?

Ответ

– Красота или гармония.

Хочется  вспомнить слова древнегреческого философа Платона: "...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным".

А теперь используя все свои знания, дайте мне четкое определение симметрии.

(Симметрия – это соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, прямой или плоскости)

Молодцы, ребята!

4. Применение знаний в новой ситуации (15 мин)

У каждого на столе лежит карточка, на которой расположены симметричные и несимметричные картинки. Ваша задача, указать стрелочкой, в какую колонку вы отнесете данные обекты. Работать вы будете в парах. На выполнение задания отводится   минута. (Приложение 3)

А теперь мы с вами проверим, как вы выполнили это задание.

Задание на проектной доске (см. используемую литературу)

- А с какими видами симметрии мы познакомились на прошлом занятии?

- Какая симметрия называется осевой?

На доске задание…..

- Скажите, как определить   на каком расстоянии от оси симметрии мы должны распределить симметричный объект?

Молодцы, вы справились с этим заданием.

- Наверно каждый из вас уже раньше создавали симметричные объекты?

- Постарайтесь вспомнить, когда?

- Какой праздник у нас впереди?

- Чем украшаем мы комнату, окна? (предполагаемые ответы) 

Сегодня мы тоже будем моделировать симметричные объекты. Для того, чтобы  определить объект моделирования отгадаем загадку:

Шевелилась у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)

- Посмотрите на бабочку

- Из каких частей она состоит? (голова, туловище, крылья)

- Что можно сказать о её крыльях? (они одинаковы с противоположных сторон)

- Можно ли сказать, что у бабочки крылья симметричны относительно прямой? (да)

- Докажите это, используя бабочку из бумаги.

- Симметричный рисунок можно согнуть относительно одной оси симметрии.

- Где эта ось у бабочки? Покажите.

- Молодцы!

- Ребята, а мне интересно, можно ли в графическом редакторе сделать вот такую бабочку? (Слайд)

- Как вы считаете?

- Если можно, то как?

- Что достаточно изобразить, чтобы нарисовать бабочку?

- Из каких геометрических фигур состоит бабочка?

- Какие инструменты нам с вами понадобятся?

- как выделить фрагмент? (открыть свёрнутый до урока Paint и там продемонстрировать)

- как скопировать изображение?

- как вставить изображение?

- как позаботиться о сохранении рисунка?

- Как изменить размеры изображения?

5. Практическая работа (20 мин)

- А сейчас мы научимся создавать симметричный рисунок в графическом редакторе Paint.

- Но сначала познакомимся с алгоритмом создания симметричных рисунков. (Приложение 3)

- Откройте в папке «Информатика» текстовый документ «Создание симметричных рисунков»

- Прочитайте про себя.

- Приступайте к работе. Кому нужна моя помощь – поднимите руку.

- Чтобы закончить нашу работу, посмотрите на фотографии бабочек.

- Обратите внимание на симметричный рисунок на крыльях бабочек и на их цвет.

- Украшайте своих бабочек.

- Сохраните свои работы.

- Откройте ГР Paint известным способом.

Инструкция на листах:

Для получения симметричного изображения необходимо:

  1. нарисовать ось симметрии,
  2. левее оси – левую половину изображения;
  3. получить копию этого изображения;
  4. развернуть копию последовательностью команд Рисунок-Отразить/повернуть - Отразить слева направо-OK.
  5. для удаления оси симметрии выбрать цвет оси, инструмент “заливка”, щелкнуть на свободном месте рабочего поля левой кнопкой мыши, затем здесь же – правой кнопкой.

– А сейчас вы попробуете самостоятельно нарисовать свою бабочку, исользуя симметрию.

  1. Украсьте крылья узорами, “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.
  2. Сохраните свою бабочку в сетевом диске под своей фамилией.
  3. На работу вам отводится 7 минут.

6. Рефлексия (3 мин)

– Ребята, спасибо вам за работу! Без помощи и поддержке друг друга мы не смогли бы достичь цели. Я очень довольна вашей работой на уроке.  Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?

Мы с вами увидели, что симметрия  - неотъемлемая, можно сказать, обязательная часть нашей жизни.

Так, давайте ребята, ценить красоту, любить красоту и восхищаться красотой природы с ее удивительной симметрией!!!

Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!

- Ребята, кому наше занятие понравилось, нарисуйте солнышко.

- У кого остались недопонимания, сомнения, нарисуйте тучку.

- Если занятие не понравилось, нарисуйте красный круг.

Используемая литература и интернет-ресурсы

  1. ttp://school-collection.edu.ru
  2. https://urok.1sept.ru/articles/632940/