Учебный предмет: внеурочная деятельность
Класс: 6 класс
Форма занятия: комбинированное занятие
Цели занятия: развить интерес к наукам, показать взаимосвязь между математикой и окружающим миром, развитие пространственного воображения, умения мыслить и делать умозаключения, применять свои знания на практике.
Ход занятия
1. Организационный момент (1 мин)
Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Во-первых, на нашем уроке присутствуют гости. Уважаемые гости, мы рады приветствовать вас. Во-вторых, сегодняшний интегрированное занятие по математике и информатики, мы проведём вдвоем с Мариной Александровной.
Повернитесь лицом друг к другу, улыбнитесь, мысленно друг другу хорошего настроения и успехов на уроке. Садитесь.
2. Постановка целей и задач урока (3 мин)
Ребята, сегодня мы с вами поговорим об одном из красивейших математических понятий. О каком именно, вы узнаете, просмотрев небольшой видеоролик. В процессе просмотра попробуйте ответить на вопрос: «Что объединяет все фотографии данного видеоряда?»
Промотр видео «Симметрия в живой и неживой природе» (Приложение 1)
- Что общего у этих фотографий?
Предполагаемые ответы.
- Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на занятии? (о симметрии).
- Где мы можем встретить симметрию? (в жизни, в природе)
Давайте попробуем сформулировать тему нашего занятия, как бы вы её назвали? (симметрия в живой и неживой природе).(Приложение 2)
Действительно, окружающий нас мир прекрасен, потому что всё в нём создано в соответствии со строгими пропорциями, отличается соразмерностью и симметрией.
Куда мы не посмотрим, повсюду замечаем симметрию. Растения, животные, человек – всё создано по строгим законам природы. Человек давно это заметил, изучил и начал созидать, подчиняясь этим законам. Человек использовал симметрию в архитектуре. Древним храмам, башням средневековых замков, современным зданиям она придает гармоничность, законченность. С симметрией встречаем везде – в природе, технике, искусстве, подавляющее большинство самых необходимых для нас предметов — от ложки, чайника и молотка до газовой плиты, холодильника и пылесоса — обладает симметрией. Симметрия буквально пронизывает весь окружающий нас мир. Земля вполне могла бы быть названа царством симметрии…
И не зря симметрия изначально употреблялась в словах гармония и красота.
3. Актуализация знаний (3 мин)
Ребята, мы увидели, как много окружающих нас понятий тесно взаимосвязаны с понятием симметрии. И мы уже кое-что о ней знаем.
На прошлом занятии мы с вами изучали понятие симметрии, рассматривали виды симметрии, строили симметричные геометрические фигуры. Давайте вспомним эти сведения и попробуем ответить на несколько вопросов.
– Какой из этих рисунков обладает симметрией, а какой нет?
– Почему вы так решили? Как бы вы описали словами первый рисунок?
Ответы: – Первый обладает.
– Он более правильный. (Симметрия – это правильность)
– Какой из этих рисунков вы считаете более законченным, а какой хочется дорисовать?
Ответ:
– Первый закончен. (Симметрия – это завершенность)
– Какой из этих бабочек проще летать? (той, у которой крылышки здоровы, или у которой крыло раненое)
– Какой из этих пейзажей создает атмосферу умиротворенности?
Ответ
– Первый. (Симметрия – это спокойствие)
– А как одним словом можно назвать равновесие, спокойствие, завершенность и правильность?
Ответ
– Красота или гармония.
Хочется вспомнить слова древнегреческого философа Платона: "...быть прекрасным значит быть симметричным и соразмерным".
А теперь используя все свои знания, дайте мне четкое определение симметрии.
(Симметрия – это соразмерное, пропорциональное расположение частей чего-либо по отношению к центру, прямой или плоскости)
Молодцы, ребята!
4. Применение знаний в новой ситуации (15 мин)
У каждого на столе лежит карточка, на которой расположены симметричные и несимметричные картинки. Ваша задача, указать стрелочкой, в какую колонку вы отнесете данные обекты. Работать вы будете в парах. На выполнение задания отводится минута. (Приложение 3)
А теперь мы с вами проверим, как вы выполнили это задание.
Задание на проектной доске (см. используемую литературу)
- А с какими видами симметрии мы познакомились на прошлом занятии?
- Какая симметрия называется осевой?
На доске задание…..
- Скажите, как определить на каком расстоянии от оси симметрии мы должны распределить симметричный объект?
Молодцы, вы справились с этим заданием.
- Наверно каждый из вас уже раньше создавали симметричные объекты?
- Постарайтесь вспомнить, когда?
- Какой праздник у нас впереди?
- Чем украшаем мы комнату, окна? (предполагаемые ответы)
Сегодня мы тоже будем моделировать симметричные объекты. Для того, чтобы определить объект моделирования отгадаем загадку:
Шевелилась у цветка
Все четыре лепестка,
Я сорвать его хотел –
Он вспорхнул и улетел.
(бабочка)
- Посмотрите на бабочку
- Из каких частей она состоит? (голова, туловище, крылья)
- Что можно сказать о её крыльях? (они одинаковы с противоположных сторон)
- Можно ли сказать, что у бабочки крылья симметричны относительно прямой? (да)
- Докажите это, используя бабочку из бумаги.
- Симметричный рисунок можно согнуть относительно одной оси симметрии.
- Где эта ось у бабочки? Покажите.
- Молодцы!
- Ребята, а мне интересно, можно ли в графическом редакторе сделать вот такую бабочку? (Слайд)
- Как вы считаете?
- Если можно, то как?
- Что достаточно изобразить, чтобы нарисовать бабочку?
- Из каких геометрических фигур состоит бабочка?
- Какие инструменты нам с вами понадобятся?
- как выделить фрагмент? (открыть свёрнутый до урока Paint и там продемонстрировать)
- как скопировать изображение?
- как вставить изображение?
- как позаботиться о сохранении рисунка?
- Как изменить размеры изображения?
5. Практическая работа (20 мин)
- А сейчас мы научимся создавать симметричный рисунок в графическом редакторе Paint.
- Но сначала познакомимся с алгоритмом создания симметричных рисунков. (Приложение 3)
- Откройте в папке «Информатика» текстовый документ «Создание симметричных рисунков»
- Прочитайте про себя.
- Приступайте к работе. Кому нужна моя помощь – поднимите руку.
- Чтобы закончить нашу работу, посмотрите на фотографии бабочек.
- Обратите внимание на симметричный рисунок на крыльях бабочек и на их цвет.
- Украшайте своих бабочек.
- Сохраните свои работы.
- Откройте ГР Paint известным способом. Инструкция на листах: Для получения симметричного изображения необходимо:
|
– А сейчас вы попробуете самостоятельно нарисовать свою бабочку, исользуя симметрию.
- Украсьте крылья узорами, “нарядите” бабочку в красивое, яркое, узорчатое платье.
- Сохраните свою бабочку в сетевом диске под своей фамилией.
- На работу вам отводится 7 минут.
6. Рефлексия (3 мин)
– Ребята, спасибо вам за работу! Без помощи и поддержке друг друга мы не смогли бы достичь цели. Я очень довольна вашей работой на уроке. Считаете ли вы, что мы не напрасно провели эти минуты вместе?
Мы с вами увидели, что симметрия - неотъемлемая, можно сказать, обязательная часть нашей жизни.
Так, давайте ребята, ценить красоту, любить красоту и восхищаться красотой природы с ее удивительной симметрией!!!
Дотронуться хотела я руками
До самого красивого цветка.
А он, взмахнув своими лепестками,
Вспорхнул и улетел под облака!
- Ребята, кому наше занятие понравилось, нарисуйте солнышко.
- У кого остались недопонимания, сомнения, нарисуйте тучку.
- Если занятие не понравилось, нарисуйте красный круг.
Используемая литература и интернет-ресурсы