Урок математики "Распределительное свойство умножения относительно сложения". 3-й класс

Разделы: Начальная школа

Класс: 3


Технологическая карта урока математики

№ п/п Параметр Описание
1 Учебный предмет, класс Математика, 3 Г класс
2 Цель урока Познакомить учащихся с распределительным свойством умножения относительно сложения.
3 Ожидаемый учебный результат Ожидаемый учебный результат Универсальные учебные действия
Способствовать созданию условий для самостоятельного открытия учащимися распределительного закона умножения относительно сложения.

Создать условия для совершенствования

вычислительных навыков сложения и

вычитания в пределах 100, умножения и деления однозначных чисел, умения вычислять периметр прямоугольника, умения решать

задачи.

 

 

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение выражать свои мысли.

Познавательные: поиск и выделение

необходимой информации, умение строить речевое высказывание.

Логические: анализ, синтез.

Регулятивные: прогнозирование,

целеполагание.

4 Оборудование и материалы Для педагога Для учащихся
Учебник “Математика” И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина, компьютер, экран, презентация. Учебник “Математика” И.И.Аргинская, Е.И.Ивановская, С.Н.Кормишина, тетрадь, карточки, листы самооценки, линейка.

 

№ п/п Этап урока Цель Деятельность учителя Деятельность учащихся
I Орг.момент Позитивный настрой на урок, подготовка к мыслительной деятельности и продуктивной работе. - Ребята, что нового вы видите в нашем классном пространстве?

-Как вы понимаете мудрость "Не для школы, а для жизни мы учимся"?

- А для чего мы изучаем такую сложную науку, как математика?

- Вы готовы получать новые знания? Тогда - вперед!

Эмоциональный настрой на работу, интеллектуальная разминка.
II Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии Повторение изученного материала, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. - Начнем урок с разминки, с математического диктанта:

-произведение чисел 9 и 6;

- частное чисел 42 и 7;

- число 8 увеличить в 5 раз;

- 1 множитель 4, 2 множитель 6. Найди произведение.

- Делимое 72, делитель 8. Чему равно частное?

-Во сколько раз 32 больше 8?

- Во сколько раз 7 меньше 56?

- Число 81 уменьшить в 9 раз;

- Число 81 уменьшить на 9 единиц;

- На какое число нужно умножить 5, чтобы получить 35?

-Сверьте свои ответы с образцом: 54, 6, 40, 24, 9, 4, 8, 9, 72, 7.( слайд 2)

 

 

 

 

Самопроверка по образцу

    - Кто написал математический диктант без ошибок? Кто допустил 1-2 ошибки?

- Какие знания были нужны? Для чего нужны знания таблицы умножения?

- Ребята, у вас на партах лежат листы самооценки, оцените свою работу во время математического диктанта.

Самооценка.
    - Продолжаем разминку. Вычислите значения выражений.(слайд 3)

(9 : 3)х2

(9+5)х8

(4+2)х5

(8+6)х7

(12-4)х8

(7+9)х5

- Кто справился с выражениями 1 столбика? Проверим.

-Кто справился с примерами 2 столбика? В чем проблема?

- Значит какую цель мы ставим перед собой на этом уроке?

(Научиться решать более сложные выражения )

- Сегодня мы с вами познакомимся с новым математическим свойством и откроем для себя еще одну связь между сложением и вычитанием.

Во втором столбике сложные примеры, т.к. не умеем умножать двузначные числа на однозначные. Значит будем учиться решать примеры нового вида.
III Открытие новых знаний   - Внимание на экран. Что записано? (слайд 4)

(3+5)х2

3х3+5х3

(4+2)х2

4х2+2х2

- Сравните выражения каждой пары.

-Чем они похожи? Чем отличаются?

- Вычислите значения 1 пары.

- Что интересного заметили?

-Вычислите значения 2 пары.

- В чем их особенность?

Анализируют правую и левую части выражений.

Выражения равны.

Значит между ними есть связь.

  - Я могу поставить между левой и правой частями знак равенства?

- Как вы думаете, почему они равны? Какая связь между ними существует?

- Попробуйте сформулировать вывод.

Повторяют известные формулы.
  - Ребята, математика такая наука, которая очень любит формулы. Найдите глазками в классном пространстве знакомые вам формулы и прочитайте их.

а * в = в * а

(а * в) * с= а * (в * с)

Р = а * 2+в * 2

- А знакома ли вам эта формула?

(а * в) * 2 = а * 2 + в * 2

- Рассмотрите ее внимательно.

-Подумайте и примените данную формулу к тем выражениям, которые вызвали затруднение в начале урока

(9+5)х8

(8+6)х7

(7+9)х5

Знакомятся с формулой распределительного свойства умножения.

Пытаются решить примеры, которые вызвали затруднение в начале урока при помощи новой формулы.

  - Проверим, что у вас получилось.(у доски ученик записывает решение)

- Давайте сформулируем наше новое знание.

- Откройте учебник на стр. 104 и прочитайте правило.

- Сравните данное утверждение с тем, которое мы сделали сами.

-Какое открытие сделали?

-Как называется новое свойство математики? (слайд5)

Проверка у доски.

Формулируют новое свойство умножения.

Сравнивают его с формулировкой в учебнике.

IV Физминутка Установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке. Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
Выпал беленький снежок
Собрались мы все в кружок
Мы потопаем, мы похлопаем.
Будем весело плясать, будем руки согревать.
Мы потопаем, мы похлопаем,
Чтоб нам было веселее, будем прыгать мы скорее.
 
V Первичное закрепление Включение в систему знаний и закрепление пройденного материала Самоконтроль и самопроверка по эталону. - С каким свойством умножения познакомились?

- Как звучит новое свойство?

- Закрепим наши знания. Найдите в учебнике № 199 стр. 104.

-Прочитайте задание. Что нужно сделать?

-Кто готов решить первый пример у доски?

- Следующие 2 примера решаем самостоятельно. Кому нужна моя помощь?

- Проверим выполнение.

- Вы молодцы. А теперь составьте самостоятельно 2 похожих выражения и решите их.

-Поменяйтесь тетрадями и проверьте друг у друга их решение.

-В листах самооценки оцените свое умение решать примеры нового вида

 

 

1 ученик у доски решает первый пример. Остальные решают самостоятельно. Проверка у доски.

Самостоятельно составляют и решают примеры нового вида. Самооценка.

VI Обобщение нового знания и включение его в систему знаний Применение полученных знаний при решении выражений, задач. а) -Распределительное свойство умножения относительно сложения мы можем применять при решении не только числовых выражений, но и задач.

-Прочитайте задание № 202.

- Что нужно сделать? Как вычислить периметр прямоугольника? Что необходимо знать, чтобы вычислить периметр? Как узнать длину и ширину данного прямоугольника?

-Измерьте длину и ширину прямоугольника и вычислите его периметр самостоятельно.

- Какое из данных решений совпадает с вашим? (слайд 6,7)

 
  4х3

4х2+3х2

4+3+4+3

(4+3)х2

Вычисляют периметр прямоугольника известным способом.
  -Давайте составим формулу для нахождения периметра, используя распределительное свойство умножения.

-Сравним с формулой в учебнике на с.105.(слайд 8)

-Оцените умение находить периметр прямоугольника.

б) Продолжим нашу работу. Сейчас вам предстоит поработать в парах.

-Я предлагаю вам решить задачу: "Швея сшила 5 женских пальто и столько же мужских костюмов. На каждое пальто она расходовала по 3 метра ткани, а на каждый костюм по 6 метров ткани. Сколько всего метров ткани израсходовала швея? (слайд 9)

Знакомятся с новой формулой нахождения периметра
  - У вас на партах лежат карточки с таблицей к этой задаче, которые вам необходимо заполнить, прежде чем приступить к решению.

- Прочитайте еще раз задачу.

- О чем говорится в задаче? Что известно? Какой вопрос задачи?

- Посовещайтесь друг с другом в паре, заполните таблицу, обсудите решение.

- Запишите решение задачи, составив выражение.

Проверка.

- Оцените свое умение решать задачи.

Заполняют таблицу для решения задачи.

Записывают решение выражением, используя распределительное свойство умножения.

Самооценка.

VII Рефлексия Осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей и всего класса деятельности. - Давайте вспомним какие задачи ставили перед собой в начале урока?

- Чему должны были научиться?

-Достигли мы этой цели?

- Есть ли ребята которые оценили себя на отлично на всех этапах урока?

- Сдайте мне, пожалуйста, листы самооценки.

- Вспомните слова мудреца "Не для школы, а для жизни мы учимся"

(слайд 10)

- Как вы их теперь понимаете?

 

 

Открыли новый способ умножения Познакомились с новым математическим свойством.

VIII Домашнее задание. Закрепление полученных знаний в самостоятельной домашней работе. 1) Cоставить и решить 6 примеров, используя распределительное свойство умножения относительно сложения.

2) (по желанию) Составить задачу решением которой будет выражение на распределительное свойство умножения относительно сложения.

- Урок окончен.

Спасибо за работу!(слайд 11)