Цель: познакомиться с текстом произведения, определить систему образов.
Планируемые результаты:
- Предметные: научиться определять систему образов главных героев, сравнивать их переживания, научиться читать выразительно, передавая состояние героя;
- Метапредметные:
- регулятивные – работать над новым материалом в сотрудничестве с учителем и одноклассниками;
- познавательные – определить главную мысль произведения;
- коммуникативные – учиться высказывать свое мнение, грамотно работать в группе;
- Личностные: учиться выполнять рефлексию своей деятельности на уроке.
Тип урока: изучение нового материала.
Оборудование: карточки для индивидуальной и групповой работы, учебник литературного чтения, портрет писателя, аудио-носитель.
Ход урока
В процессе подготовки к уроку парты расставляются парами для организации работы группы из 4-х человек. У каждой группы есть свой номер от 1 до 7 (на класс из 28 человек). У каждого учащегося внутри группы есть свой порядковый номер от 1 до 4. Под номером один сидит ученик, чье место располагается справа ближе к учителю, напротив него сидит ученик под номером два, рядом с учеником под номером два – ученик под номером 3, напротив него – ученик под номером 4. Раздаточный материал заранее кладется на столы групп (Приложение 1, Приложение 2).
1. Организационный момент
Учащиеся встают, проверяют готовность к уроку, улыбаются друг другу, настраиваются на работу.
2. Повторение раннее изученного материала
- Возьмите, пожалуйста, первый бланк для групповой работы. (Приложение 1). В центре вы видите понятие “сказка”, вокруг данного понятие четыре пронумерованных квадрата, каждый из вас работает в квадрате соответствующем вашему порядковому номеру в группе, нарисуйте по одному неодушевленному предмету в каждом квадрате. Как только ученик справился с работой в своем квадрате, он передает бланк дальше в группе по часовой стрелке.
- Теперь, закончите предложение, которое дано у вас под квадратом. Сказка похожа на (то, что вы нарисовали), потому что… Например, сказка похожа на яблоко, потому что помогает нам делать открытия, как яблоко помогло Ньютону. Как только закончили работу в своем квадрате, передаете бланк дальше в группе против часовой стрелки.
- Молодцы! Давайте проверим, что у вас получилось. Обсудите в группе ваши мысли и выберите одну самую оригинальную. Каждая группа по очереди зачитывает мысли, на что похожа сказка.
3. Постановка проблемной ситуации
- Посмотрите, как многогранна у нас получилась сказка. Вспомните, с каким разделом мы работаем? (Литературные сказки). Сегодня мы с вами продолжим знакомиться с литературными сказками. А какие сказки называются литературными? (Сказки, у которых есть автор). Попробуйте угадать автора нашей сказки. Учащиеся в группах складывают из разрезанных букв фамилию автора. (Приложение 2, карточка №1).
4. Работа над новым произведением
4.1. Беседа об авторе
- Какая фамилия у вас получилась? (Гаршин). Верно! Всеволод Михайлович Гаршин родился 14 февраля 1855 года в Санкт-Петербурге. К сожалению, у писателя было несчастливое детство. Его мама ушла из семьи, когда Всеволод Михайлович был совсем ребенком. Мальчик очень переживал расставание с матерью. Он всегда старался стать лучше, поэтому хорошо учился и много читал. В своих произведениях Гаршин всегда чётко выражал противодействие добра и зла, справедливости и несправедливости. На счету автора много прекрасных сказок. С какой сказкой Всеволода Михайловича мы познакомились в 3 классе? (“Лягушка-путешественница”). Сегодня в нашей сказке будет фигурировать другое животное – жаба. Мы познакомимся со сказкой о жабе и розе. Послушайте предысторию создания этой сказки. Однажды Всеволод Михайлович был в гостях у своего друга – поэта Полонского. В доме был гость - композитор Антон Григорьевич Рубинштейн. Рубинштейн сидел за роялем и играл. Музыка была прекрасна. (Проигрывается отрывок произведения, Приложение 3). Прямо напротив Музыканта уселся и пристально смотрел на него неприятного вида, как казалось Гаршину, чиновный старик. Эта разница между прекрасной музыкой и странным стариком натолкнула Гаршина на мысль написать сказку о жабе и розе. Писатель слушал музыку, а в голове его уже складывались первые трогательные слова этой сказки. [2]
- Мы сегодня не просто попробуем осознать главную мысль сказки, но и извлечь из нее уроки мудрости. Чему бы вы хотели научиться на этом уроке, что узнать?
4.2. Словарно-лексическая работа
- Перед тем, как начать читать сказку, давайте поработаем со словами, которые могут нам встретиться в первом отрывке.
Цветник – место, где посажены цветы, клумба.
Сорные травы (сорняки) – дикорастущие растения на с/х участках.
4.3. Прогнозирование содержания произведения
- Сейчас прочитайте утверждения, которые написаны у вас на листах для индивидуальной работы (Приложение 2, карточка №2).
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
Роза росла в большом цветнике напротив замка. | ||
Цветник этот был очень запущен. | ||
Роза распустилась в теплое майское утро. | ||
Роза точно плакала. | ||
Внизу сидела старая жаба. | ||
В этом цветнике всегда можно встретить много людей. |
Мы с вами будем работать с колонкой “до”, поставьте плюсы рядом с теми утверждениями, с которыми вы согласны. Давайте, начнем читать текст. Читать будем по номерам по одному предложению. (Приложение 2, карточка №3). Учащиеся читают отрывок из произведения. Давайте проверим, что мы с вами узнали. Возвращаемся к нашим листкам и уже с полученными знаниями заполняем колонку “после”.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
Роза росла в большом цветнике напротив замка. | - | |
Цветник этот был очень запущен. | + | |
Роза распустилась в теплое майское утро. | - | |
Роза точно плакала. | + | |
Внизу сидела старая жаба. | + | |
В этом цветнике всегда можно встретить много людей. | - |
4.4. Первичный синтез
- Отлично, встаньте те, кто согласился с 1-ым утверждением. (Так проверяем каждое утверждение). Теперь встаньте те, у кого совпали колонки “до” и “после”. Почему так получилось, что не все утверждения совпали? (Мы прогнозировали и не владели всей информацией).
4.5. Анализ произведения
-Давайте обсудим, что мы узнали из прочитанного отрывка. Где происходят события, описанные в сказке? Как выглядит дикий сад? Цветник на самом деле некрасив? Что придало ему красоту? Как чувствовала себя роза в этом цветнике? Отчего она плакала? Какие персонажи встретились нам в этом отрывке? Из названия нам понятно, какие персонажи будут главными?
4.6. Вторичный синтез
-Давайте обсудим образы розы и жабы. Пользуясь текстом, опишите жабу и розу. На листе А4 вы сейчас заполняете 1-ю колонку у вас есть 1 минута, чтобы записать характеристики розы. Проведите черту под последней характеристикой. Теперь 1 минута, чтобы заполнить 2-ю колонку и записать характеристики жабы. Проведите черту под последней характеристикой. (Приложение 2, карточка №4). Сейчас вы будите двигаться по классу, образовывать разные пары и обмениваться своими мнениями. Послушайте характеристики ваших одноклассников и под чертой запишите недостающие.
-Теперь в группе по кругу поделитесь тем, что у вас получилось. Первым в группе начинает тот, у кого фамилия по алфавиту раньше, далее по часовой стрелке. Вы также слушаете характеристики ваших одноклассников и под чертой записываете недостающие.
-Давайте, послушаем, что у вас получилось. Группы по очереди зачитывают характеристики жабы и розы и сравнивают их.
5. Рефлексивное подведение итогов
- С каким автором и произведением познакомились? Какую цель перед собой поставили? Что уже выполнили? С какими образами поработали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. Закрасьте столько лепестков розы, сколько баллов вы бы сегодня себе поставили. (Приложение 2, карточка №5).
Список литературы:
1. Климанова Л.Ф. и др. Литературное чтение. Учебник для общеобразовательных организаций 4 класс 2 часть. М.: Просвещение, 2015. 223 с.
2. Кутявина С.В. Поурочные разработки по литературному чтению к УМК Л.Ф. Климановой и др. (“Школа России”) 4 класс. М.: Вако, 2016. 431 с.
3. Преобразование обучения для XXI века // Educare International Consultancy. 2015. All Rights Reserved. 46 c.
4. “Словари.ру”. [Электронный ресурс]. URL: http://www.slovari.ru/ (дата обращения: 20.01.2017)