Если ребенок вырастил розу
(нарисовал, вылепил или сделал аппликацию) для того,
чтобы любоваться ее красотой, если единственным
вознаграждением за труд стало наслаждение
красотой и творением этой красоты для счастья
и радости другого человека, он не способен на зло,
подлость, цинизм и бессердечность.
В.Сухомлинский
Актуальность:
В соответствии с ФГОС, построение образовательного процесса на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка, при котором сам ребенок становится активным в выборе содержания своего образования, становится субъектом образования. Важное направление в развитии личности – нравственно - эстетическое воспитание эстетических ориентиров, эстетической оценки и овладение основами творческой деятельности.
Вязание – вид рукоделия не только доступный для старших дошкольников, но и очень полезный для развития мелкой моторики рук, формирование положительных качеств личности, необходимых ребенку в его дальнейшем обучении в школе. Навыки вязания крючком могут пригодиться малышу не только для создания полностью вывязанных изделий, но и для соединения или обвязывания деталей их ткани.
Вязание крючком способствует не только привитию, совершенствованию определенных трудовых навыков и умений, но и развитию творческих способностей детей, формированию общей культуры личности, эстетического вкуса
Обучение дошкольников вязанию лучше всего организовать в форме занятий, что позволит получить детям навыки вязания и приобрести опыт работы с объемными изделиями.
Цель: Привить любовь и овладеть вязание крючком
Задачи:
- Помочь овладеть технологическими операциями, приобрести практические навыки
- Помочь детям в самостоятельной работе над созданием сувенира, украшения, подарка
- Развитие образного и пространственного мышления, ловкости и точного глазомера, ручной умелости и речи. Развитие детской самостоятельности и инициативы.
- Воспитание у каждого ребенка чувства собственного достоинства, самоуважения, стремления к активной деятельности и творчеству.
Возрастные особенности детей шестого года жизни. В старшем дошкольном возрасте происходит интенсивное развитие интеллектуальной, нравственно-волевой и эмоциональной сфер личности. Развитие личности и деятельности характеризуется появлением новых качеств и потребностей: расширяются знания о предметах и явлениях, которые ребенок не наблюдал непосредственно.
Опираясь на характерную для старших дошкольников потребность в самоутверждении и признании их возможностей со стороны взрослых, воспитатель может обеспечить условия для развития детской самостоятельности, инициативы, творчества.
Этому способствует создание творческих ситуаций в игровой, театральной, художественно-изобразительной деятельности, в ручном труде, словесное творчество. Все это – обязательные элементы образа жизни старших дошкольников в детском саду. Именно в увлекательной творческой деятельности перед дошкольником возникает проблема самостоятельного определения замысла, способов и форм его воплощения.
Необходимо предоставлять детям возможность самостоятельного решения поставленных задач, нацеливать их на поиск нескольких вариантов решения одной задачи, поддерживать детскую инициативу и творчество, показывать детям рост их достижений, вызывать у них чувство радости и гордости от успешных самостоятельных действий.
Педагогические условия, необходимые для обучения детей вязанию:
Оформление интерьера комнаты, уголка, где проводятся занятия, должны быть оформлены вывязанными крючком изделиями, выполненные руками педагога и детей
(см. Приложение. Рисунки 1-6)
Рабочее место: дети во время работы сидят за столами, расставленными таким образом, чтобы они не мешали друг другу, а педагог мог спокойно и свободно подойти к каждому ребенка. Стол и стул должны соответствовать росту ребенка, а рабочее место должно быть хорошо освещено. Необходим шкаф для хранения материалов и незаконченных работ, место для выставки детских работ, наличие фотографий, рисунков, схемы вязания, дидактические игры, знакомящие со свойствами пряжи, цветовым колоритом, составляющим панно (см. Приложение. Рисунки 7,8)
На начальном этапе обучения дети должны пользоваться металлическим крючком средней толщины, диаметр крючка должен соответствовать толщине пряжи (см. Приложение. Рисунки 9,10)
При планировании работы необходимо учитывать:
Последовательность проведения занятий
- Подбор содержания занятий от простого к сложному
- Учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей
- Доступность, наглядность предлагаемого материала
- Всегда работать с хорошим настроением
- Работать только за столом
- Соблюдать правила хранения и правила правильного обращения с инструментами
- По окончании работы рабочее место необходимо привести в порядок, убрать все инструменты на свои места.
Все занятия проводятся в форме игры. В широком объеме используются дидактические игры, такие как: “Помоги зверюшкам найти хвостик”; “Чей это домик?” и другие, направленные на знакомство детей со свойствами пряжи.
Направленность занятий включает также развитие познавательных способностей, цветовосприятия, развитие ручной умелости, содействует речевому развитию. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны.
Пальчиковые игры – инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в пространстве, понятия “вправо”, “влево”, “вверх”, “вниз”
В процессе пальчиковых игр, дети, повторяя движения взрослого, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Детям подготовительной группы 6-7 лет можно предложить оформить игры разнообразным реквизитом-мелкими предметами, домиками, шариками, кубиками. Использование материала устного народного творчества, потешек, загадок, прибаутках способствует созданию положительного эмоционального фона работы. Ведь не даром в народе говорят, что именно на материале детского фольклора у детей формируется внутренняя готовность к восприятию наших истоков – русской народной культуры. Выполнение детьми различных движений при проговаривании потешек, за кличек и игр, так же способствует развитию мелкой моторики рук и движений, речевому развитию
Время проведения занятий: 30-35 минут
Структура занятия:
- Игровой момент (отгадывание загадок, встреча с игровым персонажем)
- Пальчиковая игра, стихотворение с движениями
- Обсуждение, напоминание об основных правилах и технике безопасности
- Выполнение работы
- Игра с движением, народная игра
- Прощание с игровым персонажем
С учетом этой последовательности этапов занятий, обучение дошкольников вязанию может проходить по следующим этапам:
Первый этап (2-3 занятия)
Два-три занятия отводятся знакомству детей с вязаными изделиями, материалами, инструментами, правилами техники безопасности и организацией рабочего места. На этих занятиях, целью которых является формирование интереса и желания овладеть рукоделием, проводятся дидактические игры. Знакомство с изделиями и инструментами, заинтересовать рассказом о появлении рукоделия. (см. Рисунки 11,12)
Второй этап (6-10 занятий)
На занятиях этого и последующих этапов являются практическими. На этом этапе обучения дети учатся правильно держать в руке крючок, нить, подцеплять нить крючком, выполнять первую петлю и создавать небольшое панно, используя в изображении предметов, вывязанных детьми петельками (см. книгу Новикова И. В. Вязание крючком в детском саду) (см. Приложение. Рисунки 13,14)
Третий этап (10-20 занятий)
На этом этапе дети обучаются вязанию цепочки из воздушных петель и использование связанных цепочек в аппликационных работах, предварительно объяснив вязке цепочки.
Все практические приемы вязания предлагаются детям в индивидуальной форме, а лишь только после того, когда дети овладевают простейшими приемами вязания можно использовать подгрупповую форму работы.
Вывязанные цепочки дети используют в аппликации, наклеивая их по контуру деталей, выполненных из цветной бумаги или просто нарисованных на фоне (воздушные шары, цыплята, зайчик, грибочек и др.). дети могут выполнить объемные игрушки, выполненные из плотной бумаги и оклеенные вязанными цепочками (домики, зверюшки...). (см. Приложение. Рисунки 15,16, 17)
Четвертый этап (6-8 занятий)
На этом этапе дети обучаются выполнению плоских и объемных игрушек, украшению комнаты, детского уголка. Также дети обучаются замыканию цепочки из воздушных петель в кольца и затем довязывать к этому кольцу более мелкие кольца, располагая их через 2-3 петельки на цепочке основного кольца. (см. Приложение. Рисунки 18,19)
II год обучения
Основным содержанием занятий с детьми на втором году обучения является обучение вязанию круглых деталей и прямоугольных полотен. Круглые, овальные или квадратные детали дети сшивают, набивают ватой, изделия украшают мелкими деталями или выполненными из других материалов. Изготовление объемных игрушек, обучение детей столбиками без накида. Начинать вязание с цепочки из воздушных петель, затем делается накид, который протягивается через петли цепочки, затем через образовавшиеся две нити на крючке делается еще один накид, и нить протягивается через обе петли, находящиеся на крючке. В конце ряда провязывается одна воздушная петля, и вязание выполняется в другую сторону. Такое полотно может служить ковриком, шарфиком, прихваткой, деталью одежды для куклы. При вязании столбиками по кругу дети могут выполнить деталь для объёмной игрушки (грибок, колобок и т. д.). Обучение детей вязанию “полустолбиками” или “обвязыванию края” позволяет ребенку не только убрать некоторые неровности при вывязывании полотна, но и украсить изделие (см. Приложение. Рисунки 20,21)
Конспект непрерывной образовательной деятельности художественно-эстетического направления с детьми старшей группы по обучению детей вязанию крючком “Встреча с мастером крючком”
Цель: вызвать у детей интерес к вязанию крючком, желание научиться вязать красивые и полезные вещи
Материалы: нитки разных видов пряжи (х/б, шерстяная, синтетика и пр.); вязаные изделия; крючки раной толщины из разного материала (деревянный, металлический, пластмассовый); рисунок с изображение мастера крючка; карта волшебной страны Вязания; материал для дидактических игр
Задачи:
- В интересной занимательной форме познакомить с разнообразием пряжи для вязания, свойствами разных видов пряжи (хлопчатобумажная, шерстяная, синтетическая, толстая, тонкая, мохнатая, цветная); с инструментом для вязания крючком, его свойствами и применением
- Воспитание форм общения с другими и самим собой, формирование умения слушать и взаимодействовать с другими
- Активизировать познавательный процесс, развивать у детей коммуникативные навыки. Развитие творчества, эстетического вкуса, тактильной чувствительности
Интеграция образовательных областей:
- Социально-коммуникативное;
- Познавательное развитие
Сопутствующие образовательные области:
- Речевое развитие;
- Физическое развитие (психоэмоциональное и развитие движений).
Ход занятия
Воспитатель: Доброе утро, дети и взрослые! Доброго дня!
Детям предлагается встать в круг и взять друг друга за руки:
Вместе за руки возьмемся
И друг к другу повернемся
Вместе с вами улыбнемся
И немножко посмеемся.
Здравствуй, солнце золотое (сомкнутые руки поднимаем наверх)
Здравствуй, небо голубое (качание сомкнутых рук)
Здравствуй, матушка – земля (сомкнутые руки опускаем вниз)
Здравствуй, вода (качание сомкнутых рук по типу движения “волна”)
Здравствуй, дружок,
Как твои дела?
Воспитатель: Посмотрите, кто пришел к нам в гости. Воспитатель показывает детям крючок для вязания.
Крючок: Меня зовут мастер Крючок, мамам и бабушкам я помогаю, вас одеваю, одежду создаю, дом украшаю.
Воспитатель: Ребята, подскажите, а что можно сделать с помощью крючка и ниток.
Дети перечисляют вязаные вещи, рассматривают образцы воспитателя.
Крючок: Я пришел к вам не с проста, вы, ребята, помогите, мне клубочек отыщите, нам друг без друга никак нельзя, без клубочка я ничего не смогу связать, помогите мне его отыскать. принес вам письмо от Клубочка и карту волшебной страны вязания, на которой нарисована дорога, по которой укатился клубочек. Хотите со мной отправиться в путь, чтобы клубочек найти.
Ребята соглашаются помочь крючку и под музыку отправляются в путешествие “Мы едем, едем, едем”, С. Михалкова.
Первая остановка. Страна Вязания.
Крючок: Посмотрите, как много здесь разных ниток и крючком – это жители волшебной страны вязания, давайте с ними познакомимся.
Дети рассматривают и сравнивают разные виды пряжи (определят толщину нити, гладкая или пушистая, мягкая или жесткая, цвет нити).
Дидактическая игра “Угадай по описанию” и “Для кого подойдет хвостик”.
Цель: определение свойств ниток пряжи, и в соответствии с свойствами пряжи подбирают хвостик из пряжи для животного.
Крючок: Хотите ребята, могу вам рассказать, откуда я появился и почему меня стали использовать в вязании (см. И. В. Новикова “Вязание крючком в детском саду”, - Ярославль, 2008; стр. 17-18)
“Очень, давно на берегу моря в маленьком поселке жили рыбаки. Жили они бедно, потому что ловили рыбу острогой, а именно так они рыбачили, было тяжело. Стали они думать, что можно сделать, чтобы наловить побольше рыбы. Думали, думали и придумали: собрали все верёвки, которые нашлись в поселке, связали их, и получили что-то очень похожее на сетку, но поймать рыбу этой сетью никак не получалось. Очень большие дырки ячейки были в сетке. Тогда один из рыбаков, самый старый и мудрый, нарезал ножом из кости палочку, и попробовал использовать ее при плетении сетки. Сетка получилась очень плотной, и ни одна рыбешка из нее уже не выскальзывала.
Так на свет появилось одно из самых старинных рукоделий – вязание крючком. Ведь та ровная палочка, которой плел сеть старый рыбак, была ничем иным, как первым костяным крючком, изобретённым человеком (показ изображения крючка). Для удобства один конец палочки был загнут. Вязанием сначала занимались только мужчины. Кроме ловли рыбы они пасли коз, овец, верблюдов, стригли шерсть, пряли нитки, вязали теплые шарфы, одеяла костяным крючком. Позднее вязать крючком стали женщины, но они вязали одежду и использовали пряжу, которую делали не только из шерсти животных, но из волокна растений, а крючки вырезали из дерева. Так появились деревянные крючки (показ изображения). А позже, когда люди научились выплавлять металл, появился металлический крючок (показ изображения)”.
Рассматривание металлического крючка. Обращаем внимание детей на то, что у всех крючков есть длинная ножка и головка, что крючки отличаются толщиной и сделаны из разного материала.
Дидактическая игра “Найди каждому крючку свою ниточку”
Цель: закрепить представления о различиях крючка, подбор крючка для нитки исходя из толщины крючка и нитки.
Воспитатель: Как много интересного нам рассказал крючок, но мы так и не смогли помочь крючку найти клубочек. Давайте поможем крючку сделать клубочек, ниток у нас теперь много. Выберите себе ниточку, какая вам понравилось, расскажете, почему именно это ниточка вам понравилась, и намотайте клубочек.
Предлагаем детям сделать клубочек, рассказать о ее свойствах (толщина, гладкость, мягкость) и намотать нитку на пластиковую заготовку от киндер.
Крючок: Вот спасибо вам мои друзья, порадовали вы меня, в следующий раз к вам приду, в новое путешествие вас позову. До свидания мои друзья. За руки мы дружно возьмемся, и друг к другу повернемся, руки мы наверх подняли, до свидания сказали.
Вопросы для закрепления полученных знаний:
- Кто живет в волшебной стране Вязания?
- Какие бывают нитки?
- Что вы запомнили из истории крючка, откуда появился крючок, когда его стали использовать?
- Какую пряжу можно взять тонким крючком?
Список литературы.
- Крулехт М.В. Дошкольник и рукотворный мир.- СПб.: Детство- Пресс, 2003.- 160с.
- Новикова И. В. Подарки и сувениры вяжем, плетем, вышиваем/ И. Н. Новикова; худ. Е. А. Афоничева; - Ярославль: ООО “Академия развития”, 2013
- Новикова, И. В. Вязание крючком и вышивка в детском саду. Конспекты занятий с детьми 5-7 лет / И.В. Новикова. - М.: Академия развития, 2010. - 176 c.
- Новикова, И.В. Вязание крючком в детском саду / И.В. Новикова. - М.: АКАДЕМ.РАЗВИТИЯ Яро, 2008. - 112 c.
- Прихватки-зверятки за один час. Хоббитека. Автор: С.В. Забелина. Издательство: АСТ-ПРЕСС
- Ракова С.А. Вязание крючком.- Ярославль: Академия развития, 2003.Разноцветные нитки. Веселый мастер-класс. Издательство: АСТ-ПРЕСС
- Тарасенко С.Ф. Забавные поделки крючком и спицами. – М., “Просвещение”, 1992.
Электронные образовательные ресурсы.
- http://orangeknitting.ru/index.php?/topic/18-putevoditel-po-forumu/;
- http://amigurumi.com.ua/forum/
- http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library