Урок русского языка по теме "Правописание гласной в корне слова"

Разделы: Начальная школа

Класс: 2

Ключевые слова: Правописание безударной гласной в корне слова


Форма проведения: урок-суд.

Технологии: личностно-ориентированные, икт, здоровьесберегающие.

Цели урока:

Предметные:

  • Формировать интерес к русскому языку, закрепить знания учащихся об орфограмме – безударная гласная в корне слова; учить подбирать однокоренные слова и словоформы для проверки безударной гласной, закреплять умение работать с тестами; продолжить работу со словарными словами.

Метапредметные:

  • Регулятивные: уметь определять цели учебной деятельности, соотносить выполненные задания с образцом, уметь корректировать выполненные задания.
  • Познавательные: умение ориентироваться в учебнике, находить информацию, умение отвечать на вопросы учителя, самостоятельно работать по установленному алгоритму, умение наблюдать и делать простые выводы.
  • Коммуникативные: развитие речи учащихся, обучение работе в паре, развитие умения слушать и учитывать мнение других ребят.
  • Личностные: формирование мотивации к учению, учить выполнять учебные требования.

Оборудование: учебник “Русский язык, 2 класс” (авторы В.П.Канакина), тетради, интерактивная доска, презентация,  картинный словарь,  карточки для самостоятельной и индивидуальной работ.

Ход урока

I. Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята! Совсем недавно мы с вами изучали тему “Звуки и буквы”, вспомните, на какие две группы делятся все звуки и буквы?

- Сколько гласных букв (звуков) вы знаете? Сколько согласных букв (звуков) вы знаете?

   Какие буквы не обозначают звуков? Для чего нужны  ъ  и   ь знаки?

II. Постановка темы и цели урока.

- Сегодня у нас необычный урок – урок – суд. Какую орфограмму мы будем судить, вы узнаете из минутки чистописания. Посмотрите на доску. Обратите внимание на соединение элементов букв. (Рисунок 1)

Рис.1

- Какие буквы вы увидели в соединениях? (б,е,з,у,д,а,р,н,ы,е,г,л,а,с,н,ы,е.) Прочитайте и запишите получившиеся слова.(Безударные гласные). Чистописание.

- Как вы думаете, о чем сегодня на уроке будем говорить? (Правописание безударных гласных в корне слова.)

Актуализация знаний.

- Прошу всех встать! Суд идет! Объявляю состав суда (роли и значение профессий распределены заранее): прокурор - ...., судья - ..., адвокат - ..., секретарь - ..., подсудимые – безударные гласные. Слово предоставляется прокурору.

Прокурор. Сколько можно говорить про безударные гласные!? Я считаю, хватит мучить детей! Пусть как слышат, так и пишут!

Адвокат. А я считаю, что проверять безударные гласные нужно. Иначе мы все будем безграмотными.

Судья. Прошу выйти сюда свидетелей ( вызывает 3 учеников). На книге законов (“Русский язык”) поклянитесь говорить правду и только правду.

Свидетели. Клянемся!

Судья. Прошу получить документы, ознакомиться с их содержанием, выполнить задание и сдать их суду. ( Работа на доске с классом.)

Вставь пропущенные буквы, подчеркни их. Докажи правильность написания. Назови словарные слова.

М – роз, г – рой, д – рога, д – ревня, б – реза.

Вставь пропущенные буквы, подчеркни их. Докажи правильность написания. Придумай предложение с одним из слов. Запиши графически.

З - мля, стр - на, м - чи, хол - д, ст –на.

Составь предложение, вставь буквы, подчеркни главные члены предложения.

Д- рожки, снегом, засыпала, хол -дом, з - ма, подула. (Подула зима холодом, засыпала снегом дорожки.)

Судья. Прошу выйти сюда пострадавших от холода. (Дети с изображение птиц на голове)

Словарная работа

Птицы. Мы больше всех страдаем, наши названия постоянно пишут не правильно.

Судья. Сейчас разберемся! Ребята, назовите птиц, прилетевших к нам. (Сарока, Варона, Дятил, Варабей, Снигирь, Синица). Вот видите, ребята вас назвали правильно.

Птицы. Но пишут наши названия совсем по – другому.

Судья. Скажите тогда четко, как пишутся ваши названия и мы запишем.

Птицы. (По очереди, по слогам говорят и записывают названия птиц.) Со-ро-ка, во-ро-на, во-ро-бей, сне-гирь, си-ни-ца.

Этимологическая страничка. СОРОКА.

Птица семейства вороновых с длинным хвостом и черным с белым оперением, издающая характерные звуки – стрекотание.

Многозначность слова

1. Старинный русский головной убор замужней женщины.

2. Слишком болтливый человек.

Прокурор. Это еще ничего не значит. Некоторые слова можно было проверить.

Судья. В каких словах безударный гласный можно проверить? (Синица – синий, снегирь – снег). Подбери еще однокоренные слова к слову “снегирь”. Выполните звуко – буквенный анализ слова. (Один ученик комментирует у доски). Что нужно сделать с остальными словами?

Адвокат. Я предлагаю вспомнить доказательство того, что дети знают и умеют проверять безударные гласные. (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным). Как назвать можем эти слова? (Проверяемое и проверочное слово). На письме как можем это показать? (Безударную гласную в корне мы подчеркиваем одной чертой, в проверочном слове ударную гласную подчёркиваем двумя чертами).

Судья. Я предлагаю вам вернуться на место происшествия. Вот на эту картину. Как она называется? (Зимующие птицы). Составьте предложения с любым из этих слов. Запишите его графически. (Рисунок 2)

Рис. 2

Работа с текстом

Адвокат. Нам птицы подарили предложения. (На доске.) Но злая вьюга вымела не только буквы, но и целые слова.

- Прочитайте. Что это? (Текст.) Докажите.

– Какой тип текста?

– Придумайте заголовок.

– Какие виды орфограмм встретились в тексте? Защитите безударные гласные

– Запишите текст, вставляя пропущенные орфограммы, применяя известные способы проверки. Какие способы?

Пришла х –лодная... (зима).

Гол-дно ... (птицам).

Пок – рмите их!

Проверим задание и докажем, какую букву надо было вставить. В первом предложении найдите и подчеркните подлежащее и сказуемое. Как нужно заботиться о птицах?

III. Физкультминутка.

Судья. Пришло время отдохнуть. Продолжаем заседание. Теперь послушаем подсудимых – безударные гласные.

Подсудимые.

Безударный – хитрый гласный.
Слышим мы его прекрасно.
А в письме какая буква?
Здесь поможет нам наука:
Гласный ставь под ударенье,
Чтоб развеять все сомненья!
Работа с однокоренными словами

Мы вам дадим задание. Запишите под диктовку слова, докажите, какие из них являются проверочными. Это поможет следствию.

Боль, болит, болеет.
Свет, светло, светлеет.
Темный, темнота, темнеет.

Как называются слова, записанные в одной строке? Почему? Выделите корень.

Адвокат. Я считаю, что доказательств достаточно и прошу освободить моих подзащитных.

Работа в паре. “Проверь себя и соседа”

Прокурор. Я прошу усложнить задание и провести следственный эксперимент. (На доске записаны слова).

Ст-лы, шк-фы, м-сты, стр-на, м-рской, х-лод, тр-ва, ш-ры.

  • 1-й вариант. Выписать слова с безударной гласной А.
  • 2-й вариант. Выписать слова с безударной гласной О.

Обменяйтесь тетрадями, проверьте задание у соседа и поручитесь, что оно выполнено верно. Возьмите сигнальную карточку, покажите, какую гласную вставили и почему.

Адвокат. Следственный эксперимент доказал, что ребята умеют проверять безударные гласные и могут поручиться за соседа.

Прокурор. Я не согласен и прошу очной ставки!

Адвокат. Я предлагаю поиграть в игру “Не ошибись”. Называю слова, а вы показываете показываете сигнальной карточкой безударную гласную и проверяете ее.

Село, гнездо, сосна –
Одна из гласных не ясна.
Зима, вода, беда –
Пиши их верно навсегда.

Судья. Посовещавщись, мы пришли к единому мнению. Безударные гласные оправдать и постоянно их проверять.

Скажем вместе правило:

Если буква гласная
Вызвала сомнение,
То немедленно
Ставь под ударение!

IV. Итог урока.

- Молодцы! Как вы думаете, достигли мы поставленной цели нашего урока?

- Какую орфограмму мы сегодня изучали? (Ученики: Безударная гласная в корне слова).

- А какое правило мы сформулировали для проверки безударной гласной в корне слова? (Чтобы правильно написать безударную гласную в корне слова, надо изменить слово или подобрать такое однокоренное проверочное слово, чтобы безударный звук стал ударным).

- Как обозначить орфограмму? (Ученики: Безударную гласную в корне мы подчеркиваем одной чертой, в проверочном слове ударную гласную подчёркиваем двумя чертами).

Что было трудным на уроке?

– Что было для вас самым интересным на уроке?

– Какие задания вы хотели бы выполнить на следующем уроке?

V. Рефлексия.

- У вас на партах лежат смайлики трёх цветов: зелёного, желтого и красного. Я предлагаю вам самостоятельно оценить свою работу на уроке. Если вам всё было понятно, и вы научились писать безударную гласную в корне слова, то возьмите в руки зелёный смайлик. Если вы поняли, как нужно проверять написание безударной гласной в корне слова, но не все задания показались вам легкими, встречались и трудные, то возьмите в руки жёлтый смайлик. Если вам было очень трудно выполнять предложенные задания, вы нуждаетесь в помощи со стороны учителя или одноклассников, то возьмите в руки красный смайлик.