Конспект непосредственно образовательной деятельности в средней группе детского сада. Тема: «Весна пришла»

Разделы: Работа с дошкольниками


Цель:

  • Формирование знаний о временах года.
  • Обобщить представления детей о весне: назвать приметы весны, знание весенних месяцев.
  • Обогащать через речь чувственный опыт, пополнять лексику разнообразием слов-определений.
  • По мимике распознавать настроение, соотносить с явлениями природы весной.
  • Развивать интерес к театрализованным играм.
  • Работа по картине.

Задачи:

Образовательные:

  1. Расширение лексического запаса по теме “Весна”. Дать представления об изменениях происходящих ранней весной в природе.
  2. Развитие умения подбирать действия и признаки.
  3. Развитие связной речи.
  4. Актуализация знаний о смене времён года.

Развивающие:

  1. Развитие общей моторики.
  2. Развитие артикуляционной моторики и мимических движения лица.
  3. Стимулирование мыслительной и речевой активности детей.
  4. Развитие словесно-логического мышления.

Воспитательные:

  1. Воспитание бережного отношения, любви к природе.
  2. Формирование умения работать в коллективе.

Активизация словаря: Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

Подготовительная работа: Чтение стихотворений и рассказов о весне; рассматривание иллюстраций по теме; разучивание стихов, пословиц и поговорок, песен, игр; работа над театрализованной сказкой “Как колобок весну встречал”; наблюдение на прогулке за признаками весны; заучивание физминутки «Весна»; гимнастики для глаз «Солнышко».

Оборудование: картина “Весна”, ноутбук с релаксационной музыкой, шапочки зверей: заяц, волк, медведь, лиса, колобок и зонтик.

План комплексного занятия по развитию речи и ознакомлению с природой на тему “Весна пришла”:

1. Организационный момент. (2 минуты)
- введение в тему занятия “Весна”;
- антонимы зима-весна (развитие умения подбирать антонимы).
- гимнастика для глаз «Солнышко»

2. Работа по картинке, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”. (7 минут)
- рассматривание картинки и ответы детей на вопросы воспитателя;
- развитие умения обозначать качества, свойства изображённых на картинке предметов с помощью прилагательных, формирование грамматического строя речи;
Упражнение “Ветерок” на развитие речевого дыхания;- упражнение на воспитание звуковой культуры речи, отрабатывание правильного произношения парных звуков “Ш-Ж”.

3. Физкультминутка “Весна”. (2 минуты)
- развитие общей моторики;
- снятие психофизических зажимов.

 4. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала. (1 минута)
- словарная работа :  Весна, весенние месяцы: март, апрель, май; приметы весны: становится тепло, тает снег, деревья просыпаются, появляются цветы; солнце, ручеёк, сосулька, цветы, птицы.

5.Сказка “ Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи. (7 минут)
- развитие связной речи;
Обогащение через речь чувственного опыта воспитанников, пополнение лексики разнообразием слов-определений.
- распознавание по мимике настроения;
- развитие интереса к театрализованному действию.

Ход занятия

1. Организационный момент.

Подходи  ко мне дружок.
Становись скорей в кружок.
Справа друг и слева друг,
Каждый каждому тут друг.
Дружно за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнёмся.

ЗАГАДКА

Тает снежок.  Ожил лужок.

 День прибывает.  Когда это бывает? (весной)

- Ребята, присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.

- Как сегодня тепло и светло! Посмотрите-ка за окошко, какое сейчас время года? (Дети смотрят в окно)

- Весна.

- А какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

Гуляя на прогулки мы с вами наблюдали за изменениями в природе

- Какие признаки весны вам ещё знакомы!

Вспомните картины которые мы рассматривали.

- Ребята, а зиму с весной не перепутаете? (Развитие умения подбирать антонимы)

- Давайте проверим.

Зима ушла, а весна - …- пришла.

Зима холодная, а весна - …- тёплая.

Зимой солнце морозит, а весной - …- греет.

Зимой сугробы высокие, а весной - … - низкие.

Зимой надевают шубы, а весной - … - куртки.

- Всё правильно ответили, молодцы.

Гимнастика для глаз «Солнышко».

Солнышко, солнышко!
В небе свети!
Яркие лучики нам протяни!
Солнечный лучик быстро скакал
И на плечо он к ребятам попал.
Солнечный лучик песенку пел
Каждый себе на плечо посмотрел.
Солнышко скрылось,
Ушло на покой.
Мы же на место
Сядем с тобой!

Руки поднять вверх, качать вправо, влево, следя глазами.
Руки вперед.
Вытянуть вперед правую руку. Медленно вести указательным пальцем правой руки от кисти до плеча, следя глазами. Повторить тоже с левой рукой.
Закрыть глаза.
Сесть на место.

 2. Работа по картине, развитие связной речи. Актуализация лексики по теме “Весна”.

- Ребята, очень внимательно посмотрите на картину.

- А теперь ответьте на мои вопросы:

- Какое время года изображено на картине? - Весна.

Почему вы так решили?

- Как вы догадались? По каким признакам?

- Обратите внимание на небо. Какого цвета небо на картине?

- А кто изображен на картине?

- Давайте придумаем детям имена.

- Во что одеты дети?

- Чем заняты дети?

- Скажите, а откуда появились ручейки? (снег растаял)

А почему снег весной тает?

- А солнышко весной, какое? (доброе, тёплое, ласковое, яркое)

- Дети, а ручеёк какой? (звонкий, журчащий, быстрый, холодный)

- А как называется то место, где растаял снег? (проталинки) Тоня иди покажи их на картине.

Дети, а как выглядят деревья на картине?

- Ярко светит солнышко. Небо голубое. Звонко журчат ручейки. Деревья ещё без листьев, проснулись после долгой зимы. Набухают почки на деревьях. Травка зеленеет.

- Весь ли снег растаял?

- А что появилось на проталинках?

- А травка какая? - зелёная, нежная, маленькая.

Прислушайтесь, по весенней травке гуляет ветерок. Он ещё очень слабенький.

Давайте поможем ветерку. Дети дуют на ладошку (развитие речевого дыхания).

- Как шумит ветерок? - Ш-Ш-Ш

- А в травке зашевелились первые весенние жучки. Как жучки жужжат? – Ж-Ж-Ж

3. Физкультминутка “Весна”.

Пришла весна.
Расчистилось небо.
Небо стало чистое,
От солнышка лучистого.
Солнце стало припекать
Всё вокруг отогревать.
Снег повсюду тает, тает
И водою убегает.
Ручейки бегут, звенят
В речку поскорей хотят.
Вышли ребята во двор погулять.
На улице все теплее и теплее.
Сняли они шубы –
Куртки надели.
Стали дети играть –
И кораблики пускать.
Хорошо весной –
Не хочется домой!

Движения руками вперед и в стороны, как бы отводя тучи.
Поднять руки вверх, раскрыть ладошки (пальчики - лучики), опустить руки через стороны.
Волнообразные движения руками.
Ладони вместе, зигзагообразные движения.
Ходьба на месте.
Движения имитируют снятие и одевание одежды, застегивание молний.
Ладони вместе, а большой палец поднят вверх – парус.

- Ребята, а почему весной снег и лед тают?

4. Завершение занятия. Повторение, закрепление, обобщение материала.

- Дети, о каком времени года мы говорили сегодня?

- О весне.

- Какие весенние месяцы вы знаете?

- Март, апрель, май.

- Какие признаки весны вы знаете?

- Весной становится теплее, солнце сильно нагревает землю, появляются цветы и трава, тает снег, прилетают птицы из тёплых стран.

- Молодцы, все сегодня хорошо поработали.

В свободное время можно показать сказку.

Сказка “Как колобок весну встречал”. Развитие интереса к театрализованным играм, развитие связной речи.

- Дети, вы все знаете сказку “Колобок”? – Да.

- А сейчас мы разыграем сказку « Колобок» на весенний лад. А называется она “Как колобок весну встречал”. (Дети, участвующие в постановке одевают костюмы)

Инсценировка по сказке “ КАК КОЛОБОК ВЕСНУ ВСТРЕЧАЛ” Татьяны ЕВТЮКОВОЙ

Бабушка: Ой, а это что такое?

Колобок: Здравствуй, бабушка! Ты ждёшь Весну в гости? Как здорово, будет весёлый праздник! Покачусь-ка я по дорожке навстречу Весне.

Бабушка (обращаясь к детям): Посмотрите, ребята, колобок уже на дорожке. Катится-катится, а навстречу ему Заяц.

Заяц: Здравствуй, Колобок. Я тебя съем.

Колобок:

Не ешь меня, Заяц. Я тебе песенку спою. (Поёт)
Я весёлый Колобок,
У меня румяный бок,
А качусь я по дорожке
Весну красную встречать
Будет мы тогда все дружно
Песни петь и танцевать.

Заяц: Хорошо поёшь, но всё же съем я тебя. Хотя… Отгадаешь загадку-отпущу подобру-поздорову.

Колобок (обращаясь к ребятам): Ребята, вы мне поможете?

Дети: Да!

Бабушка:

Ну, слушайте загадку от зайца:
Дует тёплый южный ветер,
Солнышко всё ярче светит.
Снег худеет, мякнет, тает,
Грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?

Дети: Март!

Заяц: Верно! Ладно, колобок, дальше ступай и Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Волк.

Волк: Здравствуй, румяненький Колобок! Вовремя мы повстречались! Я такой голодный…

Колобок: Не ешь меня, Волк. Я тебе песенку спою. (Поёт свою песенку)

Волк: Эх, складно поёшь! Хорошо, отгадаешь загадку - оставлю в покое.

Бабушка: Слушайте загадку от Волка:

Яростно река ревёт.
И разламывает лёд.
В домик свой скворец вернулся,
А в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель.
Кто же к нам пришёл?

Дети: Апрель!

Волк: Правильно. Хорошо, беги дальше, да Весне привет от меня передавай!

Бабушка: И покатился Колобок дальше. Катится-катится, а навстречу ему Медведь.

Медведь: Колобок, Колобок, я тебя съем!

Колобок:

Не ешь меня, Мишенька.
Я тебе песенку спою, хочешь?
Поёт ещё раз песенку.

Медведь: Всё равно съем. Хотя ладно, я сегодня добрый. Отгадаешь загадку мою - отпущу.

Бабушка:

Загадка от медведя:
Зеленеет даль полей,
Запевает соловей,
В белый цвет оделся сад,
Пчёлы первые летят.
Гром грохочет. Угадай,
Что за месяц это?

Дети: Май!

Медведь (удивлённо): Верно. Ну что же, отпускаю тебя. Весне привет передавай!

Бабушка: Ушёл медведь по делам своим важным, а колобок дальше покатился. Катится-катится, а навстречу ему Лиса.

Лиса: Какой румяный и вкусный. Надо же, сам ко мне прибежал! Съем я тебя!

Колобок: Да что же это такое, Весну встретить не дадут! Лиса, ты такая хитрая и умная, много премудростей знаешь! Давай так: не отгадаю твою загадку - съешь меня, а отгадаю - отпустишь подобру-поздорову. Хорошо?

Лиса: Ладно, попробуй отгадать.

Бабушка: Загадка от лисы:

Она приходит с лаской.
И со своею сказкой.
Волшебной палочкой
Взмахнёт,
В лесу подснежник 
Расцветёт.

Колобок (задумчиво):
Дети, помогите мне ещё раз!

Дети: Весна!

Лиса: Верно, Весна. Эх, без обеда я осталась. Но слово своё не буду нарушать, не трону тебя. Привет Весне передавай! (Лиса убегает)

Воспитатель: Ну, что, колобок, нашёл Весну? А ведь весна-то уже наступила. Весна пришла!!! Вот и сказки конец, а кто слушал молодец!!! (Поклон артистов)

 Игра “Воробышки и дождик”. (1 минута)

  • развитие умения декламировать стихи хором;
  • развитие умения действовать по команде;
  • сплочение детского коллектива.

Игра “Воробышки и дождик” (развитие умения действовать по команде, развитие умения декламировать стихи хором, сплочение детского коллектива).

Дети ходят врассыпную, хлопают в ладоши, притопывая под текст:

Воробей с березы на дорожку прыг!
Больше нет морозов чик-чирик!!!

По сигналу “Дождик пошел, скорей домой!” все бегут и прячутся под зонтик, который держит взрослый.