Урок предназначен для освоения средства музыкальной выразительности «динамика» в четвёртом классе общеобразовательной школы. Основополагающий вопрос урока: «Что общего между цветом и звуком?». Содержание урока предполагает использование знаний о свойствах цвета и звука, полученных учащимися на уроках изобразительного искусства и музыки.
Презентация сопровождает различные виды деятельности на уроке музыки: хоровое пение, освоение музыкальной грамоты, восприятие музыки и размышление о ней, слуховой анализ, пластическое интонирование (танцевальная импровизация).
К материалам урока разработан фрагмент «Рабочей тетради» учащегося, соответствующий данной теме (см. Приложение 1).
Цели:
- воспитание эмоционально-ценностного отношения к искусству; эстетического взгляда на мир в его целостности, художественном и самобытном разнообразии;
- развитие способности применения знаково-символических и речевых средств для решения коммуникативных и познавательных задач.
- формирование умения оценивать произведения разных видов искусства.
Задачи:
- систематизация знаний о свойствах цвета и звука;
- выразительное исполнение песни В. Шаинского «Облака»;
- эмоционально-образное восприятие и характеристика музыкальных произведений Э. Грига «В пещере горного короля» и О. Лассо «Эхо»;
- изучение динамических оттенков;
- использование полученных знаний об оттенках при выполнении задания.
Программно-техническое обеспечение:
- компьютер
- проекционная система
- звуковоспроизводящая аппаратура
Основные этапы урока:
- мотивация на активное сотрудничество в исследовании;
- актуализация необходимых знаний по изобразительному искусству – «Свойства цвета»;
- исполнение песни В. Шаинского «Облака»;
- актуализация необходимых знаний по музыке – «Свойства звука»;
- формирование понятия «динамика» и способов действий с ним;
- танцевальная импровизация;
- актуализация полученных знаний: выполнение задания по музыке;
- подведение итогов урока;
- домашнее задание;
- оценивание.
ХОД УРОКА
Урок открывается приглашением учителя принять участие в небольшом исследовании. Учитель запускает Презентацию. (Слайды сменяются по щелчку. Переход к разным этапам урока осуществляется через гиперссылки со слайда «Содержание». Ответы на вопросы учителя появляются на слайдах по щелчку только после ответов детей.)
Вниманию ребят предлагаются неизвестные им музыкальная и живописная композиции.
Учитель спрашивает их о том, что они видят и слышат. Учащиеся отвечают, что видят картину и слышат музыку. Учитель конкретизирует вопрос: из каких «кирпичиков» композитор «строит» музыкальное произведение, а художник создаёт картину? Ребята отвечают, что «кирпичиками» живописи являются цвета, а музыки – звуки. Дети формулируют тему урока: «Цвет и звук». В диалоге учителя и учащихся выясняется, что цвет и звук – это абсолютно разные сущности. Человек воспринимает цвет с помощью зрения, а звук – с помощью слуха. На картину можно смотреть долго, внимательно разглядывая каждую деталь. А музыкальное произведение не ждёт, когда слушатель обратит внимание на все детали, оно движется вперёд. И всё же между звуком и цветом есть нечто похожее. Чтобы ответить на основополагающий вопрос урока – «Что общего между цветом и звуком?», – надо сначала разобраться в том, что они собой представляют, каковы их свойства.
Начинается исследование с актуализации необходимых знаний по предмету «Изобразительное искусство». Учитель спрашивает учащихся о том, каким бывает цвет. На слайде появляются варианты: «светлым», «ярким», «жёлтым», «зелёным», «тёмным». Дети указывают на соответствующие этим словам цветовые пятна. После этого переходят к выяснению основных свойств цвета, которые являются его отличительными чертами. Вопрос о том, какие характеристики цвета они знают, вызывает у ребят затруднения. Учитель называет три свойства цвета: цветовой тон, светлота, насыщенность.
Первое свойство цвета – цветовой тон. На слайде учащиеся видят цветовой круг.
Учитель напоминает им, что цветовой тон позволяет дать цвету название, например, «красный», «жёлтый» и т.д. Учащиеся демонстрируют свои знания, полученные на уроках изобразительного искусства. Они называют три основных цвета, составные цвета, образованные при смешивании основных цветов. Ребята расставляют цвета цветового круга по порядку, начиная с красного цвета. Все цвета обозначены буквами, из которых необходимо собрать словосочетание. После ответов детей по щелчку хаотично расположенные на слайде цвета передвигаются на своё место. Учащиеся читают получившееся из букв словосочетание: «цветовой круг». Учитель напоминает им, что цвета, расположенные друг против друга в цветовом круге, называются контрастными. Дети составляют возможные пары контрастных цветов этого цветового круга. Учитель акцентирует внимание учащихся на том, что контрастные цвета, помещённые рядом, усиливают яркость друг друга. Он предлагает назвать контрастные цвета, которые использует художник В.Э. Борисов-Мусатов на картине «Маки в саду».
Ребята отвечают: «Красный и зелёный». Учитель обращает внимание детей на то, что это не единственные цвета на рисунке. Кроме красного и зелёного представлены также их оттенки.
Второе свойство цвета – светлота.
Учащиеся сообщают, что если к какому-нибудь цвету постепенно добавлять белый, то светлота будет увеличиваться. Учитель соглашается и обращает внимание детей на то, что в процессе получаются различные оттенки этого цвета. Он предлагает расставить их на слайде в порядке возрастания светлоты и прочитать получившееся слово. Учащийся выходит к экрану и показывает порядок расположения цветовых тонов. После этого по щелчку хаотично расположенные на слайде цвета передвигаются на нужные места. Дети читают слово «панно». Учитель выясняет, знают ли учащиеся, что такое панно? Ребята отвечают, что на уроках изобразительного искусства они составляли панно из высушенных листьев для украшения стены класса к празднику. Учитель предлагает им объяснить, что меняется на рисунке с изменением светлоты?
Учащиеся отвечают, что на первом рисунке изображен один и тот же пейзаж, но в разное время суток; светлые тона придают изображению нежность.
Третье свойство цвета – насыщенность.
Учитель напоминает, детям, что насыщенность – это степень интенсивности (яркости) цвета. Чем меньше серого цвета в смеси красок, тем ярче, насыщеннее её цвет. Учащиеся сообщают, что если к какому-нибудь цвету постепенно добавлять серый, то цвет постепенно утрачивает свою яркость. Учитель предлагает детям сравнить степень яркости цвета на репродукциях картин В.Э. Борисова-Мусатова «Водоём» и П. Гогена «Таитянская пастораль».
Ученики отвечают, что картина Гогена более яркая.
Учитель благодарит ребят и предлагает обобщить сведения о свойствах цвета. Учащиеся осознают, что свойства цвета: цветовой тон, светлота, яркость, – помогают отличить его от других цветов. Если изменится хотя бы одно из них – изменится и цвет. Добавление в смесь красок белого или серого цвета создаёт разные оттенки цвета. С помощью оттенков художники передают, например, шелест листьев деревьев или колыхание воды.
Учитель спрашивает детей, приходилось ли им наблюдать за цветом облаков в разное время суток? Например, какого цвета бывают облака рано утром, днём, на вечерней заре? Учащиеся делятся своими наблюдениями и выразительно исполняют песню В. Шаинского «Облака», которая является связующим звеном между «живописной» к «музыкальной» частями урока.
Учитель предлагает детям вернуться к основополагающему вопросу урока: «Что общего между цветом и звуком?». Теперь учащимся предстоит выяснить, каким бывает звук? Ребята отвечают: «громким и тихим, долгим и коротким, высоким и низким…». Звуки различаются между собой по высоте, длительности, тембру и динамике. Учитель задаёт вопросы по каждому из этих свойств. Ученики отвечают, что по высоте звуки бывают высокими и низкими, по длительности – долгими и короткими. Дети рассматривают картинки с изображением разных музыкальных инструментов. Учитель напоминает им, что один и тот же звук, сыгранный на разных инструментах, звучит по-разному. Ребята отвечают, что тембр – это окраска звука.
Понятие «динамика» учащимся предстоит освоить на этом уроке. Отвечая на вопрос учителя: «Что мы представляем себе, когда слышим слово «динамика»?», – учащиеся вспоминают динамики музыкального центра. Учитель интересуется: «Для чего они нужны?». Дети отвечают: «Для того чтобы усиливать звук». По щелчку начинает звучать концерт для скрипки и струнного оркестра «Лето» А. Вивальди в рок-обработке. По щелчку учитель останавливает звучание и задаёт вопрос: «Что такое динамика?». Учащиеся отвечают и записывают в «Рабочую тетрадь» определение: «Динамика – это сила звука».
Учитель спрашивает: «Для чего нужна динамика? Зачем музыке нужны звуки разной силы?». Дети высказывают свои предположения. Учитель предлагает ребятам провести эксперимент. Он просит одного ученика прочитать известное всем стихотворение так, как это сделал бы робот. Учащийся читает стихотворение А. С. Пушкина «У лукоморья дуб зелёный» монотонно, механически. Затем следующему ученику предлагается прочитать это же стихотворение так, как это сделал бы человек. На слайде по щелчку появляется рисунок человека. Учащийся читает стихи с выражением. Учитель заостряет внимание детей на том, что второй ученик всё время менял силу звука. Возможно, теперь ребята смогут ответить на вопрос: «Для чего нужна динамика?». После ответа детей на слайде по щелчку появляются слова: «Динамика делает музыкальную речь эмоциональной, выразительной».
Один и тот же звук можно сыграть громко (по-итальянски – форте) или тихо (по-итальянски – пиано). Два этих слова детям уже давно знакомы. Учащиеся называют музыкальный инструмент – фортепиано. На нём можно играть и тихо, и громко. По щелчку на слайде появляется изображение фортепиано.
На следующем слайде ребята видят шкалу убывания светлоты. На ней по щелчку появляются итальянские обозначения динамических оттенков. Учитель сообщает, что в музыке существуют оттенки звука – динамические оттенки: от очень тихого до очень громкого. Ученики вспоминают, что в изобразительном искусстве цвет тоже имеет оттенки. Это первый шаг ответа на основной вопрос урока «Что общего между цветом и звуком?», первое «открытие» в исследовании.
Учитель спрашивает детей: «Скажите, кто-нибудь из вас знает итальянский язык? Нет? А музыка «разговаривает» с музыкантами именно на итальянском языке. Я предлагаю вам начать учить его прямо сейчас. Переведите на русской язык итальянские обозначения динамических оттенков». Учащиеся коллективно обсуждают итальянские обозначения динамических оттенков и их перевод на русский язык. Для выполнения этого задания требуется логическое мышление. После ответов детей на экране по щелчку появляются правильные ответы. Ребята записывают их в «Рабочую тетрадь» (Задание 1.).
Учащиеся уже знают, что «форте» – это «громко», а «пиано» – «тихо». Учитель сообщает, что когда итальянцы хотят сказать о чём-то превосходном, добавляют к словам окончание «-ссимо». Например, «беллиссимо», «дольчиссимо». «Фортиссимо» переводится как «очень громко». Далее детям необходимо записать и итальянское обозначение динамического оттенка, и русское. Учитель обращает внимание детей: «Если оттенок ff читается по-итальянски «фортиссимо», тогда как же будет читаться оттенок pp? А как мы его переведём на русский язык?». Ребята пытаются поставить слово «пиано» в превосходную степень по аналогии со словом «фортиссимо»: «пианиссимо» – «очень тихо». Учитель сообщает, что по-итальянски слово «меццо» означает «средне», «не очень». Значит, «меццо пиано» – «не очень …»? Дети дописывают в «Рабочую тетрадь» слово «тихо». Далее учащимся предстоит записать и итальянское обозначение динамического оттенка mf, и русское. Они делают это с лёгкостью после предыдущего слайда: «меццо форте» – «не очень громко».
Учитель объясняет, что к динамическим оттенкам много нужно относиться очень внимательно. Ведь они, как и люди, совсем разные. На слайдах появляется цитата знаменитого пианиста и педагога Генриха Нейгауза: «Нельзя путать Марию Павловну (mp) с Марией Фёдоровной (mf), Петю (p) с Петром Петровичем (pp), а Федю (f) с Фёдором Фёдоровичем (ff)» [3].
Учитель сообщает детям, что с помощью динамики можно создать разные музыкальные образы. В каждом музыкальном произведении есть своё сочетание динамических оттенков, которое вместе с другими средствами выразительности музыки делает его оригинальным, неповторимым.
Учащимся предстоит подобрать динамические оттенки, с помощью которых можно создать эффект эхо. Учитель предлагает детям представить себе, что они находятся в горах. Что получится, если крикнуть какое-нибудь слово? Ребята отвечают, что эхо повторит это слово, но только тихо. Учитель предлагает учащимся выступить в роли эхо – выразительно повторять за ним фразы:
«Эхо!
Какое эхо!
Но где оно?
Где эхо?
Ха, ха, ха, ха, ха!
Нам вторит смехом».
Ребята с удовольствием выполняют это задание. Учитель призывает их послушать произведение Орландо Лассо «Эхо», понаблюдать за перекличкой двух хоров и записать в «Рабочую тетрадь» (Задание 2.) динамические оттенки, которые передают эффект эхо. Учащиеся выполняют задание. Затем на экране по щелчку появляется ответ: f – p – f – p – f – p.
На следующем слайде цепочка f – p – f – p – f – p изображена в красных и зелёных ячейках.
Учитель спрашивает ребят, где они встречались с таким сочетанием цветов? Дети вспоминают репродукцию картины В.Э. Борисова-Мусатова «Маки в саду». Учитель предлагает им вспомнить, как называются цвета, расположенные в цветовом круге друг против друга. Ребята отвечают: «контрастные». По щелчку на экране появляется слово «Контраст». Когда в музыке громкое звучание внезапно сменяется тихим, тоже получается контраст. В произведении О. Лассо «Эхо» на контрасте построено развитие. Контраст объединяет цвет и звук. Дети продвинулись ещё на один шаг в исследовании сходства цвета и звука.
Учитель предлагает продолжить исследование и послушать пьесу Эдварда Грига «В пещере горного короля», чтобы понаблюдать за динамикой. Он рассказывает краткое содержание этой части сюиты «Пер Гюнт». Норвежский крестьянин оказывается в пещере горного короля. Он собирается жениться на дочери короля. В пещере гномы, кобальты, тролли обступают Пер Гюнта со всех сторон. Они подходят всё ближе и ближе, их пляска вокруг крестьянина становится всё страшнее. Горный король прекращает эту стремительную пляску.
Учитель даёт детям задание: во время звучания подумать, как с помощью динамики передать образное содержание музыкального произведения «В пещере горного короля», и записать цепочку динамических оттенков в «Рабочую тетрадь» (Задание 2.). По щелчку звучит произведение Э. Грига. После прослушивания ребята называют свои варианты цепочек. После ответов детей на экране по щелчку появляется правильный ответ: pp – p – mp – mf – f – ff. Учитель напоминает, что на протяжении всего музыкального произведения многократно звучит одна и та же мелодия, однако слушать его совсем не скучно. Дети сообщают, что эта мелодия звучит с каждым разом всё громче и быстрее. Учитель добавляет, что в произведении «В пещере горного короля» происходит динамическое развитие.
На следующем слайде цепочка pp – p – mp – mf – f – ff изображена на фоне шкалы убывающей светлоты.
Учитель обращает на это внимание учащихся и спрашивает, что напоминает это сочетание цветов? Дети отвечают, что оно напоминает свойство цвета – светлоту.
Учитель хвалит ребят и сообщает, что цвет и звук часто «встречаются друг с другом» во время танцевальных вечеров. Он предлагает учащимся исполнить танцевальную импровизацию в стиле кантри.
После танцевальной физкультминутки учитель интересуется, хорошо ли ребята запомнили итальянские названия динамических оттенков? Он предлагает детям прочитать стихотворение Е. Королёвой «Сказка про кота»[1] в «Рабочей тетради» (Задание 3.) и записать встречающиеся в нём динамические оттенки итальянскими обозначениями. В стихотворении есть слова, указывающие на силу звука. Они выделены жирным шрифтом. В качестве вспомогательного материала ребята используют свои записи в Задании 1. в «Рабочей тетради». Учащиеся, которые могут самостоятельно выполнить задание, читают стихотворение в «Рабочей тетради». Для сомневающихся детей учитель выразительно читает стихотворение на слайдах и предлагает им записывать в «Рабочую тетрадь» итальянские обозначения динамических оттенков.
После выполнения задания учитель просит учащихся сверить свои записи в Рабочей тетради с ответом, который появляется на слайде: pp – f – mf – f – p – mp – p – f – mf – f. Идёт обсуждение вариантов ответов. При этом возникает проблемная ситуация: в тексте стихотворения после слова «громко» употребляется словосочетание «чуть потише», а после слова «тихо» - «чуть погромче». Дети воспринимают эти слова как прямое указание на оттенки mp – «не очень тихо» и mf – «не очень громко». Однако в контексте предыдущих оттенков следует использовать как раз противоположные значения: в первом случае» mf –«не очень громко», а во втором случае mp – «не очень тихо». Чтобы у ребят была возможность убедиться в этом, учитель может перейти по гиперссылке к слайду «Содержание» и повторно прочитать по слайдам «Задание».
Учащиеся совместно с учителем делают выводы о том, что общего между цветом и звуком.
- Основным «строительным материалом» живописи является цвет, а музыки – звук.
- Цвет и звук объединяют такие явления как контраст и оттенки.
- Зрение человека способно улавливать множество оттенков цвета, а слух – множество оттенков звука.
- Контрастное сочетание оттенков цвета на картине и оттенков звука в музыкальном произведении привлекает зрителя и слушателя своей неожиданностью, необычностью, новизной.
- Богатое сочетание оттенков звука в музыке и оттенков цвета в живописи делают произведения искусства особенно выразительными, эмоциональными, многообразными и насыщают нашу жизнь красотой.
- Надо научиться видеть, слышать красоту в окружающем нас мире и создавать её своими руками.
Учитель предлагает в качестве домашнего задания в «Рабочей тетради» восстановить по памяти таблицу «Свойства цвета и звука» и написать букет цветов акварелью по мокрой бумаге. Он благодарит учащихся за сотрудничество в исследовании и оценивает их работу на уроке.
Литература
- Михайлова М.А. Развитие музыкальных способностей детей. Популярное пособие для родителей и педагогов. Ярославль: Академия развития, 1997.
- Михеева Л.В. Музыкальный словарь в рассказах. М., Советский композитор, 1984.
- Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М., «Музыка»,1987.
- Рутковская А.А. Рисование в начальной школе. Издательский дом «Нева»; М., «Олма – Пресс», 2001.
- Уатт Ф. Как научиться рисовать. Универсальное пособие для детей и взрослых. Росмэн, 2001.
CD
- Библиотека векторных изображений, часть 1. ООО «Элком», 2004.
- Коллекция анимированных gif для web. АРТ. D 56771.
- Музыка. 4 класс: Фонохрестоматия. Диск II. В.В. Алеев, Т.Н. Кичак. М., Дрофа, 2011.
- Музыкальная коллекция СОНАТА. Не только классика © ООО «Институт новых технологий». 2004.
Интернет-ресурсы
- Спектр – http://htmlbook.ru/metki/tsvet
- Звук – http://www.clipartov.net/show-211-12.html
- Цветовой круг – http://soloremont.com/interer/tablica-sochetanija-cvetov-v-interere.html
- Светлота – http://dailystyleguide.ru/garmoniya-cvetovyx-sochetanij.html
- Насыщенность – http://5fan.ru/wievjob.php?id=88712
- В.Э. Борисов-Мусатов «Маки в саду», «Водоём» – http://petroart.ru/art/b/borismus/art1.php
- П. Гоген «Таитянская пастораль» – http://vangogen.ru/pol-gogen-taityanskaya-pastoral-2/
- Панно – http://www.liveinternet.ru/users/4006187/rubric/2994998/page2.html
- Мегафон – http://ru.365psd.com/vector/free-vector-megaphone-11393
- Часы – http://www.clipartov.net/show-362-4.html
- Папа и дочь – http://veciy.ru/43939
- Птица – http://www.clipartov.net/show-103-60.html
- Медведь – http://www.clipartov.net/show-103-101.html
- Музыкальный центр – http://ram.by/muzykalnyj-centr-panasonic-sc-akx200e-k.html
- Рояль – http://simbirsk.city/2015/06/03/denis-matsuev-royal-steinway-eto-genialnaya-pokupka-dlya-ulyanovska/
- Танцующие дети: http://animashki.kak2z.org/oneimg.php?cat=25&pn=12&file=585, http://smiles24.ru/smile/anime-muzika-158.html
- Книга – http://ramki-photoshop.ru/clipart-pod-nadpisi.html