Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Цель: расширить и обогатить кругозор детей о пустыне, ее жителях, об их образе жизни.
Программные задачи:
- образовательные: расширять и обогащать кругозор детей о жителях пустыни, об их образе жизни; подвести к понятию, что наша Земля – это огромный общий дом, воспитывать желание сохранять необыкновенный животный мир Земли; учить детей поддерживать беседу об обитателях пустынь, рассуждать, высказывать свою точку зрения; учить конструировать изображение пейзажной композиции;
- развивающие: развивать у детей интерес к живой и неживой природе; развивать связную речь, умение отвечать на вопросы и умение обосновывать свои суждения; развивать самостоятельность, активность, творчество детей;
- воспитательные: вызывать положительный эмоциональный отклик на предложение заниматься творчеством; формировать эстетическое представление при создании изображений и сюжетных композиций; учить проявлять дружелюбие и чувство ответственности при коллективных работах.
Оборудование: глобус, карта, презентация «Животный мир пустыни», иллюстративный материал «Караван верблюдов», небольшие картинки с изображениями обитателей пустынь, аудиодиск «Физкультминутки».
Подготовительная работа: подготовить лист ватмана с нарисованным изображением песков пустыни с жарким солнцем; по поверхности песков наклеить небольшие кусочки двухстороннего скотча.
Планируемые результаты: проявляет интерес к новым знаниям; формулирует ответы на поставленные вопросы педагога по теме занятия, употребляя в речи сложные предложения разных видов; знает что такое глобус, что обозначают цвета глобуса, знает обитателей пустыни, выполняет коллективную работу договариваясь со сверстниками; умеет правильно оценивать работу товарищей, аргументировать своё мнение.
Ход занятия
I Организационный момент
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Сегодня я предлагаю вам снова отправиться в путешествие по нашей необыкновенной планете – Земля. Посмотрите на картинки и вспомните, где мы с вами уже побывали?
Ответы детей.
Воспитатель: Что вам особенно запомнилось?
Ответы детей.
II Основная часть
Воспитатель: Молодцы! Посмотрите, что я вам принесла…
Воспитатель показывает глобус.
Воспитатель: Наша планета Земля – громадный шар. Глобус – ее модель, «игрушечная» Земля. На нем нарисовано все, что есть на земле:океаны и моря, реки и озера, горы и низменности.
Воспитатель медленно крутит глобус.
Воспитатель: Посмотрите внимательно и скажите, сколько красок здесь использовано?
Дети: темно-зеленая краска, голубая, светло-коричневая…
Воспитатель: Правильно! На картах и глобусах используют всего несколько цветов. Посмотрите внимательно и скажите, какого цвета на глобусе больше всего, что он обозначает?
Дети: синего цвета, моря, реки…
Воспитатель: Правильно! Это океаны и моря. Вода в них соленая, самые глубокие места обозначены темно-синим цветом. Коричневым цветом отмечают горы, самые высокие – темно-коричневые. Зеленый цвет – низменности, леса. А как вы думаете, что обозначено желтым цветом?
Ответы детей.
Воспитатель: Желтым цветом с коричневыми точечками на глобусе обозначены пустыни. А как вы думаете, что обозначает слово «пустыня» от чего оно произошло?
Дети: пустая…
Воспитатель: Совершенно верно, из названия можно подумать, что в пустыне никто не живет, но так ли это?
Воспитатель: Сегодня мы познакомимся с самой большой пустыней в мире – Сахарой, узнаем, кто же может жить в таких непростых условиях.
Воспитатель: Посмотрите на картину, которая называется «Караван». Кто изображен на ней?
Дети: Пустыня, верблюды…
Воспитатель помогает детям отвечать полными предложениями.
Воспитатель: На сегодняшний день можно встретить только одомашненных животных, которые, будучи невероятно сильными и выносливыми животными, помогают людям в Африканских странах перевозить тяжелые грузы.
Воспитатель: Они также используются для верховой езды. Вопреки мнению многих людей, в своем горбу эти животные не хранят воду, а жир, которым питаются в случае нехватки пищи.
Физкультминутка:
По пустыне мы гуляли.
За природой наблюдали.
Вверх на солнце посмотрели.
И нас всех лучи согрели.
(повторяется 2-3 раза)
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите, кто изображен на ней?
Дети: Скорпион.
Воспитатель: Правильно, а что вы знаете о скорпионах?
Ответы детей.
Воспитатель: В Сахаре живет самый ядовитый в мире толстохвостый скорпион. Укушенный им человек погибает через четыре часа, а собака – за считанные минуты.
Воспитатель: Посмотрите на следующее изображение, кто изображен, что вы знаете о нем?
Дети отвечают полными ответами, описывая внешний вид птицы.
Воспитатель обращает внимание детей на мощные ноги страуса.
Воспитатель: Хоть и не умеет страус летать, он является одним из самых быстрых животных на Земле, способных развить скорость до 70 км/час. Но кроме своей скорости, страус может похвастаться еще несколькими характеристиками: он может передвигаться на огромные расстояния, имеет отличный слух и зрение и может смело отбиваться от хищников своими могучими ногами.
Воспитатель: Посмотрите на следующую картинку и опишите того, кто на ней изображен.
Дети описывают фенека, отвечая полными ответами.
Воспитатель: Правильно! Эта ушастая лисичка называется фенек, считается ночным животным. Она обитает в пустынях Северной Африки, и выделяется своими необычно большими ушами, которые и защищают ее от перегрева, позволяя без особых проблем переносить жару пустыни.
III Заключительная часть
Вопросы на закрепление:
- Скажите, пожалуйста, где мы сегодня побывали?
- Как называется эта пустыня?
- Кто обитает в пустыне Сахара?
Воспитатель: Посмотрите, я нарисовала на листе ватмана пустыню, пожалуйста возьмите бумажные фигурки животных и заселите ее…
Дети приклеивают на ватман изображения животных и птиц пустыни.