Задачи:
- Познакомить с понятием «точка», «линия».
- Развивать познавательную активность через исследовательскую деятельность, перцептивные ощущения.
- Воспитывать навыки сотрудничества, умение работать в коллективе.
Оборудование: Картины с точками - звездами, точками - цветами, нежная музыка, на столах блюдечки с манной крупой разного цвета, влажные ватные диски, ложечки, ваза с водой, марганцовка, бубен, пояснительные модели.
Ход занятия
1. Оргмомент. – Ребята, подойдите ко мне. Посмотрите, у нас сегодня гости! Давайте подарим гостям улыбку! А теперь улыбнитесь друг другу!
- Сегодня я приглашаю вас в страну Геометрию, ведь там много интересного.
* - Давайте сядем в круг на ковер, и вглядимся в звездное небо. (Звучит нежная музыка, учитель располагает над детьми картину со звездным небом)
- Небо очень высоко, а звезды так далеко от нас, что кажутся маленькими…(точками)
* - А теперь мы превратимся в прекрасных птиц и полетаем над этой цветочной полянкой. (Звучит нежная музыка, учитель размещает картину с цветочной полянкой на ковре, дети кружат над ней).
- Птицы парят так высоко, что цветочки кажутся маленькими…(точками)
2. Знакомство с понятием «Точка». И вы, наверное, догадались, что речь пойдет о новом геометрическом понятии: Точке. (На доске появляется картинка – модель Точки)
- Сейчас мы смогли увидеть наши маленькие точки на небе, на полянке. (На доске появляется модель - глаз)
- Как вы думаете, а можно ли почувствовать точки?
- Хотите это сделать, тогда занимайте места за столиками. На столах у вас тарелочки с крупой.
- Обмакните ваши пальчики в тарелочку и почувствуйте прикосновение маленьких крупинок - точек. Значит, точки можно не только увидеть, но и… (почувствовать). (На доске появляется модель - рука).
- Интересно, а можно ли услышать точку? Как это сделать?
- Встаньте в круг на ковер. Вот вам бубен. Попробуйте издать звук, похожий на точку. (Дети коротко стучат по бубну, передавая его друг другу.)
- Как вы думаете, у кого получился звук, больше похожий на точку? Значит, точку можно даже… (услышать) (На доске появляется модель - Ухо)
- Ребята, так что же такое точка? (Это что-то маленькое, совсем крохотное, что можно потрогать, увидеть, услышать).
3. Практические опыты.
* Опыт с манкой. - А вы знаете, что абсолютно все вещества состоят из точек.
- Давайте проведем исследование!
- Вновь сядьте за столы и выберите себе пару по соседству.
- Пары, возьмитесь за ручки и сделайте их домиком.
- Сейчас вам нужно будет пересыпать крупу из одной тарелочки в другую.
- Договоритесь в паре, кто будет пересыпать, а кто перемешивать ее ложечкой.
- Итак, эксперимент начинается! Что произошло с крупой? (Точки смешались).
- Правильно, маленькие точки – крупинки смешались друг с другом.
- Значит, точки могут еще и взаимодействовать друг с другом. (На доске появляется картинка - модель точки и стрелочки)
4. Подвижные игры. А когда мы- люди бываем похожи на точки? (например, если на нас смотрят из космоса, издалека).
1 2 3 4 5, точки я иду искать. А точки это же вы!
- Ну ка точки, стройтесь в ряд. Я - командир, вы - мой отряд! Как вы думаете, что у нас получилось? (линия)
- Значит, что линия состоит из…. (точек) Интересно, можно ли продолжить нашу линию?
- А где взять новые точки? Давайте попросим наших гостей помочь нам.
- А можно ли еще продолжить линию
- Итак, линия состоит из точек, и у нее нет ни начала, ни конца. (Модель на доске)
*Игра с линиями. А вы знаете, что линии бывают разные и сейчас мы с ними поиграем.
- Я буду вам показывать модели, а вы, Точки, сконструируйте их всей командой. (Учитель показывает модели- кривая, замкнутая, прямая).
5. Итог.
- Ребята, так что мы узнали о точке?
- О линии? (она состоит из точек и бесконечна).
- Какие линии бывают? (прямые, кривые, замкнутые)
*Сладкий сюрприз.
- Вы, молодцы, настоящие исследователи! И я хочу вас угостить…
- Что это? (круглые конфетки)
- А на что они похожи?
- Спасибо за работу!