Цель: экологическое образование дошкольников, становление у детей познавательного, эмоционально-нравственного отношения к окружающей среде через музыкальную деятельность.
Атрибуты: игрушка поезд, картинки: о весне, деревьев (дуб, береза, осина), с домашними и дикими животными, птицами, картинки-схемы о правилах поведения в лесу, шапочки (цветов, бабочек, деревьев), солома, еловые и сосновые шишки.
Ход досуга
Дети входят в музыкальный зал.
М.р. Здравствуйте, ребята! У меня для вас есть музыкальная загадка. Послушайте ее. (Звучит «Апрель» П.Чайковского из «Времена года»).
М.р. Кто может отгадать ее? О чем рассказывает музыка? (ответы детей).
Правильно, наступила весна. Светит яркое солнышко, тает снег, бегут ручьи, из жарких стран возвращаются птицы. Хорошо в весеннем лесу! А не отправиться ли нам в весенний лес? (ответы детей). На чем мы поедем? (ответы детей).
Я предлагаю поехать на поезде. Смотрите, он нас уже ждет, проходите, занимайте места. А чтобы веселее было споем песню. Какую песню мы знаем? Конечно, «Веселые путешественники» (муз. М.Старокадомского, сл. С.Михалкова).
Вот мы и приехали, выходите из вагона. Посмотрите, какой большой лес, какие красивые здесь ели.
Из-за ели выходит Фея.
Фея. Здравствуйте, друзья! Я рада встречи с вами. Но в лесное царство может попасть лишь тот, кто вспомнит правила поведения в лесу.
Дети называют правила и показывают соответствующую схему.
Правила:
- Не шуми в лесу. Крик и громкая музыка пугают лесных жителей.
- Ходи только по тропинкам и дорожкам. В траве много маленьких животных, насекомых, их можно нечаянно раздавить.
- Не разжигай в лесу костер. После костра на этом месте пять лет не сможет расти трава.
- Не трогай птичьи гнезда. Примята трава, сломанная ветка могут испугать птицу, и она покинет гнездо.
- Не сбивай несъедобные грибы: их едят и ими лечатся животные.
- Не разрушай муравейники. Муравьи – санитары леса.
- Не лови бабочек. Они украшают природу и опыляют растения.
- Не оставляй мусор в лесу. Лес – дом для животных, в нем должно быть чисто.
- Не рви цветы. Сорванные растения быстро гибнут и не дадут семян. Любуйся их красотой в природе.
Фея. Правила поведения в лесу вы знаете. Сейчас посмотрим знаете ли вы какие деревья растут в лесу.
1.
Это дерево могучее, он леса санитар
И знает это дерево любой – стар, и мал.
Растет до самой старости и 100 и 200 лет
Большой, могучий ствол его ты не обхватишь, нет!
Любому даст он силу, и всем, конечно, люб.
Его узнали, дети, ведь он – … (могучий дуб)
В круг выходит ребенок с шапочкой дуба.
2.
Это деревце Российское, это деревце – краса,
Собою украшает зеленые леса.
В белом сарафане встала на поляне,
Летели синицы, сели на косицы (береза)
В круг выходит ребенок с шапочкой березки.
3.
Всегда от холода трясусь,
Всего – всего в лесу боюсь,
Не береза, не рябина,
А пугливая … (осина)
В круг выходит ребенок с шапочкой осины.
Звучит музыка Е. Доги «Голубая дымка» (грамзапись). Дети-деревья исполняют танец – импровизацию.
Фея. А сейчас я предлагаю поиграть в игру.
Музыкальная игра «Найди свое дерево», рус. народная мелодия «Как под яблонькой» в обработке Т. Ломовой.
Дети делятся на 3 кружка, в каждом кружочке свое дерево, под легкую музыку дети бегают по залу на носочках, в это время деревья меняются местами, с окончанием музыки, дети должны построить свой кружок вокруг своего дерева.
Фея. На опушке лесной отдохните, на сказочный лес поглядите.
Дети исполняют «Весенний хоровод», муз. И сл. Л. Титовой.
Фея. Посмотрите, сколько на этой полянке цветов!
Здравствуй, синий колокольчик,
Ты не бойся нас, звени,
А ромашек-то здесь сколько,
Видишь, рады нам они.
Девочки исполняют танцевальную импровизацию под «Вальс цветов» из балета «Щелкунчик» П. И. Чайковского.
Фея.
Летают бабочки с лесу,
Увидели цветок,
Тихонько сели на цветок
И пьют душистый сок.
Мальчики исполняют танцевальную импровизацию под мелодию «Бабочки» Ф. Куперена.
Фея. В моем лесу живут еще животные и птицы. А вот какие вы должны отгадать.
Нам нужны две команды.
Первое задание. «Зоосад».
Первая команда должна выбрать картинки с дикими животных, а вторая – с домашними.
Второе задание. «Птицы».
Первая команда должна выбрать картинки с перелетными, а вторая - с зимующими птицами.
Третье задание «Ты мне, я тебе».
Каждая команда загадывает по 2-3 загадки на тему «Природа».
Фея. Молодцы! Справились с заданием.
Звучит произведение «Дятел» из финального цикла «Музыкальные игрушки» С. Габайдулиной.
Фея. О ком рассказывает эта музыка? Какую пользу приносит дятел? (ответы детей). А зачем и из чего птицы вьют гнезда?
Предлагаю вам игру «Помоги птице свить гнездо».
Дети делятся на две команды и по сигналу переносят соломинки с одного стола на другой.
Фея. Какие хорошие гнезда у вас получились, птицам они понравятся.
М.р. Ребята, вспомните, какую песню мы учили на прошлом музыкальном занятии? Правильно, песня называется «Воробьиная весна».
Дети исполняют песню «Воробьиная весна» муз. и сл. Е. Шаламоновой.
Фея. Пора и поиграть.
Музыкальная игра «Ищи» (муз. Т. Ломовой)
Фея.
Нам жить в одной семье,
Нам жить в одном кругу,
Идти в одном строю,
Летать в одном полете…
Давайте сохраним ромашку на лугу,
Кувшинку на реке,
И клюкву на болоте…
В память о нашей встрече я хочу вам подарить еловые и сосновые шишки, из которых можно сделать разные поделки.
Дети благодарят Фею, и она уходит.
М.р. Вот и закончилось наше путешествие в весенний лес. Проходите в поезд. Все заняли свои места? Поехали!
Звучит «Песенка Паровозика» из мультфильма «Паровозик из Ромашкова» муз. В. Юровского, сл. Г. Сангир, Г. Циферова.
М.р. Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие? Что больше всего вам запомнилось? (ответы детей). До свидания, до новых встреч!
Дети возвращаются в группу.