“Всякая ценность имеет цену.
Единственное, что бесценно –
это человеческое общение”
Антуан-де-Сент-Экзюпери.
Цель: Возбуждение интереса родителей к теме общения, формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста. Выявление условий развития коммуникативности, получение практических навыков игры с детьми, позитивных средств общения с ребенком.
Задачи:
- Развитие вербальных средств общения.
- Оптимизация самооценки родителей и развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей.
- Развитие самоконтроля в отношении проявления своего эмоционального состояния.
- Активизация комплекса актёрских способностей, достижение состояния раскованности и свободы.
Участники: воспитатели, родители, психолог.
Подготовительная работа:
- Подбор игровых упражнений для развития коммуникативных способностей детей.
- Приглашение психолога на родительское собрание.
- Составление памятки для родителей по теме собрания.
Оформление, оборудование и инвентарь:
- оформление листов с описанием игровых упражнений для проведения практикума с родителями;
- тест-игра “Как вы общаетесь с детьми?”;
- памятки для родителей “Учим детей общению”;
План:
- Организационный момент
- Вводная часть
- Основная часть
- Сообщение психолога
- Практическая часть
- Работа в микрогруппах
- Рефлексия
- Вывод
- Тест-игра
- Подведение итогов по тест-игре
- Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
- Заключительная часть
Ход собрания
1. Организационный момент
Здравствуйте, уважаемые родители. Вы видите, что у нас сегодня необычная обстановка, все стулья распределены на 3 части. Сегодня мы с Вами будем не только общаться, но и играть.
Примечание: Звучит музыка. Родители занимают рабочие места в группе, которые распределены по 3 подгруппам.
2. Вводная часть
И прежде чем мы с Вами начнем наше родительское собрание, я предлагаю Вам сказать друг другу “Здравствуйте”, но не обычным для нас способом, а с помощью игры.
Я предлагаю сыграть в игру “Здравствуйте”.
Правила игры таковы: Нужно успеть за 1 минуту, поздороваться с как можно большим количеством присутствующих людей. Давайте мы будем приветствовать друг друга рукопожатием.
Примечание: в конце игры подводятся итоги – сколько раз успели поздороваться, не остался ли кто-то без приветствия, какое сейчас настроение у игроков.
3. Основная часть
Сообщение психолога
В мире нет одинаковых людей. Мы все разные. Но каждому человеку хочется, чтобы его понимали, принимали таким, какой он есть, не ломали бы его личность, а помогали стать ещё лучше, ещё прекраснее. Особенно мы ценим, а порой и требуем, такого отношения со стороны близких нам людей. Проблема общения, его роль в формировании взаимоотношений людей друг с другом - тема нашей встречи. Как родители могут помочь ребёнку войти в огромный мир взаимоотношений? Все без исключения родители хотят видеть своего ребенка счастливым, улыбающимся, умеющим общаться с окружающими людьми. Не всегда это получается, и задача взрослых – помочь ребенку разобраться в сложном мире взаимоотношений со сверстниками и взрослыми. Способность к общению включает в себя:
1) желание вступать в контакт с окружающими (“Я хочу!”);
2) умение организовать общение (“Я умею!”);
3) знание норм и правил, которым необходимо следовать при общении с окружающими (“Я знаю!”).
Всему этому ребенок научается в семье, в детской группе и в общении со взрослыми – педагогами и воспитателями, родителями. Чем раньше мы обратим внимание на эту сторону жизни ребенка, тем меньше проблем у него будет в будущей жизни. Значение взаимоотношений с окружающими огромно, и их нарушение – тонкий показатель отклонений психического развития. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Необходимо помочь ребенку наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития личности. Как это сделать? Этому и будет посвящено наше родительское собрание.
Человек учится общению с раннего возраста и овладевает различными его видами в зависимости от окружающей среды, от людей, с которыми взаимодействует. Это происходит стихийно, в процессе накопления им житейского опыта.
Чтобы грамотно выстроить взаимодействие с ребенком, понять и принять его суждения, нужно хорошо знать не только его индивидуальные особенности, но и общие закономерности развития общения в детском возрасте.
Коммуникативная деятельность имеет большое значение для формирования и развития детской психики, а также для становления человека как личности. Если бы с рождения ребенок был лишен возможности общаться с людьми, он никогда не смог бы стать культурно и нравственно развитым гражданином.
В общении сначала через прямое подражание, а затем через словесные инструкции ребенок приобретает основной жизненный опыт. Люди, с которыми он контактирует, являются для него носителями этого опыта.
Сфера общения – самый мощный источник, определяющий психическое состояние ребенка, его здоровье.
Необходимо соблюдать важный принцип психогигиены здоровья: “Не вреди!”. Поэтому от взрослого требуется особая бдительность при общении как с другими взрослыми в присутствии детей, так и с самими детьми.
Дети усваивают те формы общения, которые преобладают в их окружении и в их личных отношениях с другими людьми.
Выработать нужное поведение у ребенка, развить его речь, научить общаться можно, прежде всего, примером самих родителей, взрослых.
4. Практическая часть
Работа в микрогруппах
Вот и сегодня, мы не будем много говорить, а научимся общаться в игре, в небольших группах.
Примечание: Каждая микрогруппа получает листы с описанием игр на развитие коммуникативных способностей.
В течение 10 минут члены микрогруппы знакомятся с содержанием игр, затем представители из каждой группы проводят игры со всеми родителями.
1 микрогруппа: игра “Ролевая гимнастика”
Предложить выполнить задание. Например:
1) рассказать известное стихотворение следующим образом:
– шепотом;
– с пулеметной скоростью;
– как робот;
– как иностранец;
2) походить:
– как младенец;
– как глубокий старец;
– как лев;
– как слон;
3) улыбнуться:
– как кот на солнышке;
– как само солнышко;
4) посидеть:
– как пчела на цветке;
– как наездник на лошади;
– как Карабас-Барабас;
5) попрыгать:
– как кузнечик;
– как козлик;
– как кенгуру;
6) нахмуриться:
– как осенняя тучка;
– как рассерженная мама;
– как разъяренный лев.
Примечание: Игра направлена на снятие напряжения, эмоциональное оживление.
2 микрогруппа: игра “Гроза”
Каждый родитель перевоплощается в облако, легко передвигаясь по комнате. Со словами “Надвигается гроза!” родители собираются в центре комнаты. А после команды: “Сверкнула молния!” хором кричат: “Ба-бах!”.
Примечание: Игра дает возможность чувствовать себя членом группы, придает смелость, уверенность. Предлагаемый образ способствует преодолению внутренних запретов на контакты, громкий крик
3 микрогруппа: игра “Волшебник”
Взрослый, до которого ведущий дотронется “волшебной палочкой”, превращается в сказочного героя. Родитель изображает его средствами пантомимы. А остальные родители отгадывают, что это за герой, из какой он сказки.
Примечание: Участие в этой игре помогает преодолеть чувство робости, скованности.
Рефлексия.
- Как Вы чувствовали себя в роли ведущего?
- А в роли исполнителя?
- Трудно устанавливать контакт с малознакомыми людьми?
- Когда Вы чувствовали себя комфортнее, когда были в группе или когда Вам необходимо было выполнить задание одному?
Вывод: Групповой метод работы – лучший способ добиться желаемого результата. Он позволяет моделировать различные ситуации, связанные с контактами с другими людьми, с возможностью проявить себя на публике, и тем самым позволяет получить позитивный опыт и скорректировать самооценку.
Поэтому, нашим детям необходимо групповое общение, для формирования в себе уверенности, умения находить приемлемые формы общения. И, как Вы сами убедились, лучше это делать в игре.
5. Тест-игра
А теперь я предлагаю Вам провести тест-игру “Как Вы общаетесь с детьми”.
На слайде представлены фразы. Я предлагаю Вам выбрать те из них, которые наиболее часто употребляются Вами в общении с детьми.
Записывайте номера фраз, чтобы затем подсчитать сумму баллов.
1. “Сколько раз тебе повторять!”
2. “Посоветуй мне, пожалуйста…”
3. “Не знаю, что бы я без тебя делала!..”
4. “И в кого ты такой уродился?”
5. “Какие у тебя замечательные друзья!”
6. “Ну, на кого ты похожа!..”
7. “Вот я в твое время…”
8. “Ты моя опора и помощница(к)”
9. “Ну, что за друзья у тебя!”
10. “О чем ты только думаешь?!”
11. “Какая ты у меня умница!”
12. “А как ты считаешь, сынок (доченька)?”
13. “У всех дети как дети. А ты?!”
14. “Какой ты у меня сообразительный(ая)!”
Примечание: После сделанного выбора называется балл оценки данных фраз:
1) 2 балла;
2) 1 балл;
3) 1 балл;
4) 1 балл;
5) 1 балл;
6) 2 балла;
7) 2 балла;
8) 1 балл;
9) 2 балла;
10) 2 балла;
11) 1 балл;
12) 1 балл;
13) 2 балла;
14) 1 балл.
6. Подведение итогов по тесту-игре
- 7–8 баллов – вы живете с ребенком душа в душу. Он искренне любит и уважает вас. Ваши отношения способствуют становлению его личности.
- 9–10 баллов – вы непоследовательны в общении с ребенком. Он уважает вас, хотя и не всегда с вами откровенен. Его развитие подвержено влиянию случайных обстоятельств.
- 11–12 баллов – вам необходимо быть к ребенку повнимательнее. Вы пользуетесь у него авторитетом, но, согласитесь, авторитет не заменит любви. Развитие вашего ребенка зависит от случая в большей степени, чем от вас.
- 13–14 баллов – вы и сами чувствуете, что идете по неверному пути. Между вами и ребенком существует недоверие. Пока не поздно, постарайтесь уделять ему побольше внимания, прислушайтесь к его словам.
7. Итоги практической работы
Помочь ребенку преодолеть застенчивость, сформировать у него желание общаться – общая задача педагогов и родителей. Эта задача разрешима, но делать это надо, пока ребенок еще маленький.
Давайте вместе подумаем и выработаем определенный стиль поведения с застенчивыми детьми.
Примечание: Родители предлагают правила общения и поведения с застенчивыми детьми, обсуждают и анализируют их.
Обсуждение и принятие решения родительского собрания в форме рекомендаций
1. Расширяйте круг знакомств своего ребенка, чаще приглашайте к себе друзей, берите малыша в гости к знакомым людям, расширяйте маршруты прогулок, учите ребенка спокойно относиться к новым местам.
2. Не стоит постоянно беспокоиться за ребенка, стремиться полностью оберегать его от всевозможных опасностей, в основном придуманных вами; не старайтесь сами сделать все за ребенка, предупредить любые затруднения. Дайте ему определенную меру свободы и открытых действий.
3. Постоянно укрепляйте у ребенка уверенность в себе, в собственных силах.
4. Привлекайте ребенка к выполнению различных поручений, связанных с общением, создавайте ситуации, в которых застенчивому ребенку пришлось бы вступать в контакт с “чужими” взрослыми. Например, в ситуации “вынужденного” общения на приеме у врача, в детской библиотеке и др.
5. Важно найти для ребенка какое-то дело, в котором он найдет себя и добьется успеха. Главное, чтобы ребенок хоть в чем-то был победителем.
Примечание: Раздаются родителям рекомендации в виде памяток
8. Заключительная часть
Несмотря на то, что из застенчивости можно “вырасти”, все же не стоит надеяться и пассивно ждать. И избавляется от застенчивости по мере взросления далеко не каждый. Но даже если позитивные изменения произошли, в памяти этих людей остается неприятный осадок от былых неудач, острых переживаний. Поэтому давайте возьмемся за эту работу уже сегодня. Успехов вам!