Проект "Маленький пешеход"

Разделы: Работа с дошкольниками


Актуальность проекта

Актуальность и просто жизненная необходимость обучения детей правилам дорожного движения несомненна. Статистика утверждает, что очень часто причиной дорожно-транспортных происшествий являются, именно, дети. Приводят к этому элементарное незнание основ правил дорожного движения и безучастное отношение взрослых к поведению детей на проезжей части. Другой причиной является то, что дошкольники ещё в должной степени не умеют управлять своими поведением, у них ещё не выработалась способность предвидеть возможную опасность, поэтому они безмятежно выбегают на дорогу. Во многом безопасность пешехода зависит от соблюдения им правил поведения на улице, поэтому необходимо обучать детей правилам безопасного поведения на дорогах через дидактические игры и упражнения, подвижные игры, сюжетно – ролевые игры и на площадках по ПДД. Известно, что привычки, закреплённые в детстве, остаются на всю жизнь, поэтому одной из важных проблем в обеспечении безопасности дорожного движения является профилактика детского дорожного травматизма в дошкольных учреждениях.

Цель проекта: Формировать навыки безопасного поведения на улицах города и посёлка в качестве пешеходов для сохранения жизни и здоровья себе и окружающих.

Задачи проекта:

Образовательные:

  • познакомить детей с понятием “улица”, ее основными частями, домашним адресом;
  • познакомить с видами пешеходных переходов и дорожными знаками, обозначающими их, а также перекрестком и правилами его перехода;
  • продолжать знакомить детей с видами транспорта (наземный, водный, воздушный) и транспортных средств различного назначения (общественный, специальный транспорт).

Развивающие:

  • развивать внимательность, память, мышление, осторожность, способность к ориентировке в окружающей обстановке, наблюдательность; познавательный интерес;
  • обогащать словарный запас детей.

Воспитательные:

  • воспитывать уважение к правилам дорожного движения, а также желание детей выполнять правила безопасного перемещения по улицам;
  • прививать основы культуры поведения, находясь в районе проезжей части, в общественном городском транспорте.

Предполагаемый результат:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста знаний о культуре поведения на дороге. Привитие элементарных практических навыков правильного поведения на дороге в качестве пешеходов. Закрепление у детей представлений о различных видах транспорта, о дорожных знаках, о движении транспорта. Пополнение развивающей предметно – пространственной среды дидактическими играми, атрибутами для сюжетно – ролевой игры.

Участники проекта: Дети старшей группы, их родители, администрация МКДОУ “Детский сад общеразвивающего вида №23 “Одуванчик”, инспектор ГИБДД, воспитатель.

Срок реализации проекта: май 2015 – май 2016

Методы реализации проекта:

  • Экскурсии, наблюдения.
  • Наглядно-демонстрационные.
  • Словесные: беседы, чтение литературы, заучивание стихотворений, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.
  • Игры.

Обоснование значимости.

Дети дошкольного возраста – это особая категория пешеходов. Дети, ввиду возрастных особенностей, очень импульсивны, рассеяны, не могут здраво оценить расстояние до приближающегося автомобиля и его скорость. Именно, сами дети чаще становятся причиной ДТП на дороге. Родители и ДОУ должны предоставить возможность увидеть и осознать опасность на дороге и возможность ее избежать. Совершая очередную целевую прогулку по посёлку, мы пришли к выводу, что наши дети не достаточно хорошо ориентируются в практических навыках поведения на дороге. К сожалению, тот факт, что мы живём в сельской местности, накладывает свой отпечаток на обучение: нет регулируемых перекрёстков, светофора, недостаточно дорожных знаков, пешеходный переход находится на трассе Зарайск-Луховицы. Таким образом, необходимо оборудовать площадку для изучения дорожной грамоты, приближённую к реальным городским условиям, с тем, чтобы оказавшись в городе, дети не терялись и смогли ориентироваться в дорожной обстановке.

План реализации проекта

Участники проекта Формы организации проекта Содержание
Дети старшей группы Беседа Интересные факты “Пешеходные переходы, улицы и мосты”, “Какие опасности подстерегают нас на улицах и дорогах”, “Знаки в жизни человека”, “Правила поведения на тротуаре, пешеходной дорожке, обочине”, “Ограждение опасных участков на пешеходной части улицы”. “Как правильно переходить дорогу”, “Где можно, где нельзя играть”
Чтение художественной литературы С.Михалков “Моя улица”, “Гололёд”, К.Завойская “Ехал странный пассажир”, Н.Носов “Автомобиль”, О.Бедарев “Азбука безопасности”, “Если бы”, М.Дружинина “Наш друг светофор. Правила езды на велосипеде”
Практические действия Рисование “Наша улица”, “Дорожные знаки”, “Осторожно, гололёд!”, конструирование “Какие бывают автомобили”, аппликация “Три глаза светофора”, “Пешеходный переход”
Развлечение Соревнование “Волшебное колесо”, развлечение “Автостоп”
Прогулка “Я - пешеход”, “Наблюдение за транспортом на сельской улице”, “Дорожные знаки на нашей улице”, “Наблюдение за транспортным средством в зимнее время года”
Проблемная ситуация Дорожное расследование “Нарушитель”, “Как вести себя, если тротуар перегорожен”, опыт “Катание ластика по сухой и мокрой дощечке”
Дидактические игры “Наша улица”, “Собери знак”, “Угадай, какой знак”, “Дорожные знаки для пешехода”, Домино “Дорожные знаки”, “Учись быть пешеходом”, “Пешеходы и водители”, “Найди безопасный путь”
Подвижные игры “К знаку...беги”, “Передай жезл”, “Сигналы светофора”, “Грузовики”, “Цветные автомобили”, “Стоп - идите”
Родители детей старшей группы Беседа “Самый внимательный пешеход”, “Приемы обучения юного пешехода”
Памятки “Правила поведения на дорогах”, “Правила поведения при переходе проезжей части”, “Рекомендации для родителей по формированию навыков поведения на улицах”, “Рекомендации непослушным родителям”
Консультации “Воспитываем ответственность у родителей”, “Родители, будьте внимательны!”, “Стань заметнее на дороге”
Круглый стол “Предупреждение детского травматизма – задача семьи и общественности”

Практическая значимость проекта.

Нормы и правила поведения человека на дороге впитываются, усваиваются и реализуются в процессе всей его жизнедеятельности с момента первого выхода на улицу.

Восприимчивость к знаниям особенно высока в детском возрасте. Навыки, которые приобретены в детстве, вырабатываются и становятся устойчивыми. Развивая и обогащая жизненный опыт детей, можно достичь значительных результатов в овладении ими основных понятий, умений и навыков, которые в дальнейшем будут способствовать повышению уровня культуры их поведения на улицах города.

Предлагаемый проект “Осторожный пешеход” является платформой, на которой в дальнейшем строится процесс воспитания грамотного и культурного участника дорожного движения. Это одно из важнейших промежуточных звеньев прохождения ребенком от этапа неосознанного овладения культурой дорожного движения к этапу осознанного его применения.

УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЕ ПОСОБИЯ ПО ПРАВИЛАМ ДОРОЖНОГО ДВИЖЕНИЯ

  1. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б., Маханева М.Д. “Безопасность на улицах и дорогах: Методическое пособие для работы с детьми старшего дошкольного возраста” – М.:ООО “Издательство АСТ-ЛТД”, 1997.
  2. Авдеева Н.Н., Князева О.Л., Стеркина Р.Б. “Безопасность: Учебное пособие по основам безопасности жизнедеятельности детей старшего дошкольного возраста” - СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2010.
  3. Баряева Л.Б. “Азбука дорожного движения: программа и методические рекомендации по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения” - М.: Дрофа, 2008.
  4. Вдовиченко Л.А. “Ребёнок на улице: Цикл занятий для детей старшего дошкольного возраста по обучению правилам безопасного поведения на дороге и Правилам дорожного движения” – СПб., “ДЕТСТВО-ПРЕСС”, 2008.
  5. Елжова Н.В. “ПДД в детском саду: развивающая среда и методика по ознакомлению детей с ПДД, перспективное планирование, конспекты занятий” - Ростов н/Д: Феникс, 2011.
  6. Земцова О.Н. “На нашей улице. Учебное пособие” - Спб., ООО “Издательская группа “Азбука-Аттикус”, 2011.
  7. Козловская Е.А., Козловский С.А. “Дорожная безопасность” – М.: Издательский Дом Третий Рим, 2002.
  8. Майорова Ф.С. “Изучаем дорожную азбуку. Перспективное планирование. Занятия. Досуг” – “Издательство Скрипторий 2003”, 2009.
  9. Новикова И.В. “Конструирование из бумаги в детском саду” – Ярославль: Академия развития, 2009.
  10. Набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста “Азбука юного пешехода” – М., ООО “Издательство “Кедр”, 2008.
  11. Набор плакатов по правилам безопасного поведения на дорогах для детей младшего школьного возраста “Дорога на Зелёный свет” – М., ООО “Издательство “Кедр”, 2008.
  12. От рождения до школы. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ Под ред. Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А. Васильевой – М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.
  13. Орлова Д. “Правила дорожного движения для школьников и малышей” - М., ООО “Издательство АСТ”, 2011.
  14. Саулина Т.Ф. “Три сигнала светофора: Дидактические игры, сценарии вечеров досуга”. – М.: Просвещение, 1989.
  15. Саулина Т.Ф. “Три сигнала светофора: Ознакомление дошкольников с правилами дорожного движения: Для работы с детьми 3-7 лет. – М.: Мозаика-Синтез, 2015.
  16. Сосновская Н. “Правила дорожного движения: Дошкольная подготовка” - М., ООО “Стрекоза”, 2010.
  17. Старцева О.Ю. “Школа дорожных наук: Дошкольникам о правилах дорожного движения. 3-е изд., дополн.” - М.: ТЦ Сфера, 2012.
  18. Степаненкова Э.Я., Филенко М.Ф. “Дошкольникам о правилах дорожного движения”. – М., “Просвещение”, 1978.
  19. Усачёв А.А. “Правила дорожного движения для будущих водителей и их родителей” - Издательство “Самовар”, 2011.
  20. Черепанова С.Н. “Правила дорожного движения дошкольникам” - М.: “Издательство Скрипторий 2003”, 2012.
  21. Элькин Г.Н. “Правила безопасного поведения на дороге” - СПб.: Издательский Дом “Литера”, 2011