Тип урока: рефлексии
Цель урока:
- Содержательная: повторение, закрепление и обобщение пройденного материала
- Деятельностная: формирование у учащихся способностей к рефлексии и реализации коррекционных норм.
Задачи.
- Образовательные: способствовать формированию у учащихся целостного представления об основной идее произведения, организовать деятельность учащихся по восприятию и осмыслению текста произведения; поддерживать интерес к творчеству писателя;
- Развивающие: содействовать развитию читательских компетенций: бегло, сознательно и правильно читать, пользоваться различными видами чтения: сплошным, выборочным, поисковым, по ролям, про себя, вслух; формированию коммуникативной, тестовой культуры; помочь осознать учащимся нравственную и личностную значимость произведения;
- Воспитательные: содействовать воспитанию в детях чувства любви к животным, ответственного отношения к ним, необходимости заботиться о братьях наших меньших.
Личностные УУД:
1) формируем умение высказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции;
2) формируем мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности;
3) формируем умение оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.
Регулятивные УУД:
1) формируем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;
2) формируем умение оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;
3) формируем умение прогнозировать предстоящую работу
4) формируем умение осуществлять познавательную и личностную рефлексию.
Коммуникативные УУД:
1) формируем умение слушать и понимать других;
2) формируем умение строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
3) формируем умение оформлять свои мысли в устной форме;
4) формируем умение работать в паре.
Познавательные УУД:
1) формируем умение извлекать информацию из опорных слов, иллюстраций, текстов;
2) формируем умение представлять информацию в виде схемы (синквейна);
3) формируем умение выявлять сущность, особенности героев произведения;
4) формируем умение на основе анализа объектов делать выводы;
5) формируем умение обобщать и классифицировать по признакам;
6) формируем умение находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрации.
Оборудование: учебник "Литературное чтение", авторы: Л.Ф. Климанова, В.Г. Горецкий, М.В. Голованова; компьютер, экран, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
Ход урока
Мотивация (самоопределение) коррекционная деятельность (1-2 мин.)
“Мы в ответе за тех, кого приручили” С.Экзюпери
- Откуда эти строки? (Это строки из сказки известного французского писателя С.Экзюпери “Маленький принц”)
- Кстати, советую прочитать эту сказку тем, кто ещё не читал.
- Можно ли связать содержание рассказа Б.Житкова “Про обезьянку” со словами С.Экзюпери?
- На уроке мы постараемся ответить на этот проблемный вопрос.
Актуализация и фиксация затруднений в индивидуальной деятельности (10-15 мин.)
1. Вопросы
- С целью проверки домашнего задания (дочитать рассказ, понять содержание) задам несколько вопросов:
- Платье какого цвета надели на Яшку для прогулки? (зелёного)
- Как звали собаку, с которой дралась обезьянка ? (Каштан)
- За кем гонялся Яшка во дворе? (за котом)
- Кем стали называть обезьянку после победы во дворе? (царём)
- А как прозвали Яшку члены семьи? (сатаной)
- Остался ли Яшка в семье мальчика? (нет, мальчик его подарил другу)
2. (Встать-сесть, отвечая на вопросы учителя)
- Определите жанр текста (рассказ)
- Определите тему рассказа (про обезьянку)
- От чьего имени ведётся рассказ? (мальчика)
- Как попала обезьянка к мальчику? (подарил одноклассник Юхименко)
3. Приём "Корзина идей".
Напишите, что знаете об обезьянах.
Каждый ученик вспоминает и записывает на листочках все, что знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1-2 минуты). На доске прикрепляется значок корзины. Ученики называют сведения по данной теме, которые условно собираются в “корзине идей”, даже если они ошибочны. Ошибки исправляются по мере освоения новой информации.
4. Найдите и выразительно прочитайте отрывок к иллюстрации.
- Как встретили обезьянку в семье мальчика? (радостно)
- Удалось ли новому хозяину справиться с ней? (не удалось)
- Какие победы Яшка одержал во дворе? (дрался с Каштаном, гонялся за котом)
- Почему мальчику пришлось отказаться от обезьянки? (была непослушная)
Закрепление знаний (5 мин.)
(выполнение письменной работы по кругу на одном (на команду) листе бумаги)
- Опишите характер обезьянки Яшки по очереди на одном листе. Начинает ученик №1.
Проверка: в каждой команде читает ученик №4.
- Дополняем характерные черты Яшки со слайда №2:
Забавная | Резвая |
Смешная | Игривая |
Озорная | Жизнерадостная |
Весёлая | Задорная |
Живая | Комичная |
Непослушная | Потешная |
Строптивая | Забияка |
Непокорная | Шалунья |
Подвижная | Проказница |
Физминутка. (1-2 мин.) (Приседание, наклоны, повороты, хлопки на вопросы учителя)
- Сколько кусков сахара клали обезьянке в чай? (3)
- На сколько пуговиц застёгивался жилет Яшки? (4)
- Сколько лап у обезьянки? (4)
- Сколько пальцев на каждой лапе Яшки? (5)
Применение знаний и способов действий (5 мин.)
Групповая работа. Составление плана рассказа по карточкам.
- Вынимайте из конвертов на столах карточки и расположите их по порядку содержания рассказа.
Самопроверка со слайда №3.
1. Знакомство с обезьянкой.
2. Жизнь Яшки в семье мальчика.
3. Приключения с дамой.
4. Бой с Каштаном.
5. Гонка за котом.
6. Яшка – царь во дворе.
7. Расставание.
- Как можно назвать эти предложения? (план)
Обобщение и систематизация знаний (2 мин.)
(4 ученика в команде по очереди отвечают по 1 разу на поставленный вопрос)
- Можно ли дома держать диких животных? (нет)
- Расскажите в группе по очереди, начиная с ученика №2, почему нельзя держать в доме диких животных?
Проверка. Мнения членов команд озвучивают ученики №3.
Вывод: обезьянки должны жить у себя на родине – в джунглях.
Контроль и самоконтроль знаний. Тестирование с экрана с самопроверкой. (5 мин.)
Рефлексия. Прием “Шесть шляп”(3 мин.)
Итоги.(1-2 мин.)
Домашнее задание:
1 в. Прочитать книгу Б.Житкова “Про обезьянку”. (Стандартный уровень)
2 в. Рассказать о жизни животных (домашних или других) в вашей семье. (Повышенный уровень)
3 в. Нарисовать своё любимое домашнее животное. (Творческий уровень)