Цель: Познакомить детей с магнитами и его свойствами.
Цель исследования: Систематизация знаний о магните и овладение основами исследовательской деятельности на основе расширения и уточнения представлений о свойствах магнита.
Задачи:
Образовательные:
- Познакомить с понятиями «магнитное поле», «магнитные силы».
- Сформировать представление о свойствах магнита. Пополнить знания детей об использовании свойств магнита человеком.
- Продолжать учить самостоятельно, принимать решения в исследовательской деятельности; проверять эти решения; делать выводы с результатами этой проверки, учить делать обобщения.
Развивающие:
- Развивать познавательную активность ребенка в процессе знакомства со скрытыми свойствами магнита, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
- Развивать логическое мышление.
- Развивать познавательный опыт детей в обобщённом виде.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Развивать социальные навыки: умение работать в паре, договариваться, учитывать мнение партнёра, а также отстаивать своё мнение.
Воспитательные:
- Воспитывать доброжелательные отношения, желание приходить на помощь другим.
- Воспитывать аккуратность в работе, соблюдение правил техники безопасности.
Оборудование:
- Железные, пластмассовые, стеклянные, деревянные предметы, ткань.
- Магниты разного вида, магнитная доска, магнитные схемы.
- Тарелки для раздаточного материала, крупа.
- Конструктор «Наука магнитов".
- Стаканы с водой, скрепки, сюрпризный момент (магнитики для детей).
Техническое оснащение: Презентация «Волшебный камень магнит», музыкальное сопровождение на диске.
Словарная работа: «притягивать», «магнитные силы», «магнитное поле».
Предварительная работа:
- Опыты с магнитом; игры с магнитной доской и магнитными буквами; игры с магнитом в уголке экспериментирования; исследовательская деятельность дома «Что притягивает магнит?», просмотр мультфильма про «Фиксики».
- Показ презентации «Что такое магнит?»
Ход образовательной деятельности
Дети, к нам пришли сегодня гости.
Давайте поприветствуем всех и улыбнёмся.
Организационный момент:
Все дети любят сказки, потому что в сказках есть волшебство и загадка.
Мы сегодня отправимся в путешествие в сказочную страну, где живут разные загадочные, волшебные предметы.
В этой удивительной стране мы узнаем много нового и интересного.
Легенда о магните.
Я расскажу вам одну интересную легенду. (звучит сказочная музыка)
В старину рассказывали, будто в городе Магнитолии, есть огромная гора.
У этой горы давным давно люди нашли волшебные камни, обладающие невидимой силой, притягивать к себе предметы.
Воспитатель: О каком волшебном камне я рассказала.
Воспитатель: Правильно, это магнит.
Воспитатель: Каким свойством обладает магнит? (магнит притягивает железные предметы)
Звучит музыка. Появляется Карлсон.
Карлсон: Ой-ой-ой, что же делать?
Воспитатель: Что с тобой случилось?
Карлсон: Ко мне какая-то железяка прицепилась. Живая! Я её отцепляю, а она опять прицепляется. Из-за неё у меня моторчик не работает. Я боюсь её.
Воспитатель: Покажи, нам эту железяку. (отрывает магнит)
Карлсон: Ура, летаю! Ж-ж-ж.
Воспитатель: Ребята, это не простая железяка. Что это?
Это самый настоящий магнит.
Воспитатель: Ребята, почему магнит прицепился к пропеллеру
(магнит притягивает разные металлические предметы)
Воспитатель: моторчик у Карлсона из железа вот он прилип к магниту
(воспитатель раздаёт магниты)
Карлсон: О, а что это у вас такое?
Воспитатель: Мы находимся в лаборатории, где будем исследовать наш волшебный камень - магнит.
Надеваем халаты.
Но прежде чем приступить к исследованиям, вспомним правила безопасности и поведения в лаборатории. (посмотрите на экран).
Правила:
- В лаборатории должна быть тишина.
- Порядок на столах
- Выполнять только те действия, который говорит взрослый.
- После исследования, на столе навести порядок.
- Ты работу завершил. Всё на место положил?
Самостоятельная работа
Опыт-1
Сейчас мы будем искать железные предметы и перекладывать в другую тарелку и в этом нам поможет наш магнит.
Садитесь за столы. Начинаем исследования.
Вывод: Какие предметы нашли?
Воспитатель: (железный ключ, гайка, железная скрепка)
Опыт-2
Дети стоят за столами.
Воспитатель: Карлсон, что ты делаешь?
Карлсон: Я нашёл крупу и собираюсь варить гречневую кашу.
Попробуйте. (раздаёт детям кашу)
Каша получилась очень вкусная, я добавил крупы, скрепок, гаек.
Воспитатель: А разве можно есть такую кашу? (ответы детей).
Давайте поможем разобрать (отделить крупу от скрепок и гаек).
Воспитатель: Правильно, у нас есть волшебный магнит, который нам поможет.
Вывод: магнит нам помог отделить крупу от железных предметов.
Опыт-3
Воспитатель: развернитесь, посмотрите, что делает Карлсон.
Карлсон: я играю в игру «Не замочив рук».
- Надо достать скрепку из стакана с водой, не замочив рук.
Воспитатель: надо взять магнит и вести магнит по внешней стенке стакана.
(скрепка следует за движением магнита вверх)
(это сила магнитная, вокруг магнита есть магнитная сила, которая притягивает предметы).
Магнитные силы проходят через стекло.
Опыт-4
Карлсон: мы отправимся в морское путешествие на лодке, но по пути у нас сломался мотор, путешествие надо продолжать.
- Что нам поможет?
(волшебный магнит).
Послушайте задание.
Возьмите магнитную палочку, положите под стол и поймать лодку и медленно вести.
Воспитатель: Почему наша лодка плавает? А что лодка железная?
(ответы детей)
К лодке прикреплён магнит, он помогает двигать лодочку.
Вывод: Сделаем вывод, магнитные силы проходят через воду и деревянную поверхность стола.
Воспитатель: Молодцы, все с заданием справились.
Воспитатель: Какие опыты больше вам понравились?
(ответы детей)
Воспитатель: я приготовила вам подарки-магнитики с которыми вы сможете поиграть дома и провести различные исследования, или прикрепить его на холодильник на память.
Воспитатель дарит детям и Карлсону магнитики.
Карлсон: Мне очень понравилось с вами путешествовать, я узнал много о волшебном камне, расскажу своим друзьям, как мы исследовали магнит. Спасибо и до свидания!
Воспитатель: Скажите всем гостям до свидания.
Подойдите к столу с заданиями, который вам понравился, и испытайте ваши магнитики в лаборатории.
Спасибо за внимание.