Цель: Создать игровую, познавательную мотивацию для проявления детьми активности во время образовательной, интеллектуальной деятельности.
Обучающие задачи:
- закреплять умение различать геометрические фигуры (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, овал), называть их цвет, размер;
- закреплять умения в порядковом и количественном счете в пределах 5;
- закреплять умение устанавливать соответствие между цифрой и количеством предметов;
- формировать навыки выстраивания сериационного ряда, выкладывая палочки по длине в возрастающем порядке;
- обогащать словарный запас детей обобщающими словами, и путем образования относительных прилагательных;
- закреплять умение произвольно строить предложения разной грамматической структуры;
Развивающие задачи:
- создать условия для развития логического мышления, сообразительности, внимания, памяти, используя игру "Четвертый лишний", мнемотаблицу;
- способствовать формированию мыслительных операций во время отгадывания загадок, умению аргументировать свои высказывания;
- развивать конструктивные навыки в работе со схемой;
Воспитательные задачи:
- Воспитывать самостоятельность, отзывчивость, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно и сообща, помогая друг другу.
Методические приёмы:
- Приветствие перед занятием.
- Игровой (использование сюрпризных моментов).
- Наглядный (использование ковра-самолета, мнемотаблицы)
- Словесный (напоминание, указание, вопросы, индивидуальные ответы детей).
- Поощрение, анализ занятия.
Оборудование: фланелеграф, картинки персонажей сказки “Теремок”, магнитофон (запись разговоров сказочных героев).
Раздаточный материал: геометрические фигуры, карточки с изображением героев сказки, цифры от 1 до 5,карточки для игры "Четвертый лишний", палочки Кюизенера, схемы для построения.
Сюрпризный момент: подарок от героев сказки.
Предварительная работа: чтение и драматизация сказок “Теремок”, “Колобок”, “Гуси-лебеди”, разгадывание загадок о сказках и сказочных героях, чтение и разучивание стихотворений о зиме используя мнемотаблицу, д/и “Четвертый лишний”, “Какой из чего?
Ход НОД
Ребята, у нас сегодня много гостей. Давайте с ними поздороваемся. А теперь поприветствуем друг друга.
- Здравствуй правая рука, здравствуй левая рука.
- Здравствуй, друг! Здравствуй друг!
- Здравствуй весь наш дружный круг!
Дружно за руки возьмемся, и друг другу улыбнемся!
От наших улыбок стало светлее, несмотря на погоду.
- Ребята, а какое сейчас время года? (Ответы детей). А вы любите зиму? (ответы детей).
- А путешествовать вам нравится? На чем можно путешествовать? (ответы детей).
- Ребята, вы были когда-нибудь в сказке? А хотите туда попасть? На чём можно попасть в сказку? (варианты ответов, в том числе ковёр-самолёт). У меня как раз есть ковёр-самолёт! (разворачиваем “ковёр”, а там дырки в виде геометрических фигур).
- Ой, ребята, что с ковром? (варианты ответов). Что же нам делать? (Ответы детей). Поможете починить ковёр? (на подносе лежат геометрические фигуры; дети накладывают и определяют те “заплатки”, которые подходят для ремонта ковра).
- А какие геометрические фигуры вам напомнили заплатки?
- Теперь становитесь на ковер и повторяйте волшебные слова, двигаясь под музыку:
Наш ковёр по небу мчится:
Что же с нами приключится?
Попадём на нём мы в сказку,
А в какую? Где подсказка?
Мышка дом себе нашла,
Мышка добрая была:
В доме том, в конце концов,
Стало множество жильцов.
- Как вы думаете? В какую мы сказку попали? (Теремок)
На фланелеграф крепится картинка Теремка.
Ребята, а вам не кажется, что Теремок пуст и что-то случилось с героями сказки? Может им, нужна помощь?
- Волшебный голос отвечает: Дети, помогите героям вернуться в сказку. Злая волшебница заколдовала жителей Теремка. Они смогут вернуться в сказку после того, как выполнят все ее задания.
- Поможем зверушкам вернуться в сказку? (Ответы детей). Давайте вспомним сказку и сосчитаем, сколько лесных жителей поселились в теремке?
(Дети последовательно раскладывают картинки героев сказки, и соотносят их с цифрами. Выясняют, сколько нужно выполнить заданий).
Задание №1
“Разноцветная лесенка” (Построить лесенку из палочек Кюизенера, назвать цвета, верхнюю и нижнюю ступеньки).
На фланелеграфе появляется Мышка: “Спасибо, ребята! Вы помогли мне вернуться в сказку”.
Задание №2
Загадки о сказках.
Что за гостья в дом пришла
К трём лесным медведям?
Там поела, попила,
В трёх кроватях поспала,
А хозяева вернулись –
Еле ноги унесла!
(Три медведя)Нравом зол, цветом сер,
Семерых козлят он съел.
(Волк и семеро козлят)Бабушка за дедушку
Ухватилась крепко:
“Ох, никак не вытянуть,
Помогите, детки!”
Добрые помощники
Скоро набегут,
Победит упрямицу
Общий, дружный труд.
(Репка)У Алёнушки сестрицы
Унесли братишку птицы,
Та с подружками играла,
Братца Ваню проморгала.
(Гуси-лебеди)
Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл, Он от бабушки ушёл,
И от дедушки ушёл,
Песни пел под синим небом,
Для лисы он стал обедом.
(Колобок)
На фланелеграфе появляется лягушка: “Спасибо, ребята!”
Физкультминутка “Колобок”
Колобок, колобок, тёплый и румяный (наклоны вправо, влево)
Прыг да скок, прыг да скок, припустился наш дружок, (прыжки, бег на месте)
То направо повернул, то налево он свернул, (повороты направо и налево)
То с листочком закрутился, (поворот на 360 градусов)
то с бельчонком подружился, (приседание)
Покатился по дорожке, (бег по группе)
и попал ко мне в ладошки (дети подбегают к воспитателю)
Задание №3
Дидактическая игра “Четвертый лишний”.
(Дети находят лишний предмет и объясняют свой выбор).
№1.Платье, рубашка, пальто, туфли.
Туфли лишние, так как это обувь, а платье, рубашка и пальто – это одежда
№2 Репа, кукуруза, груша, перец.
Груша лишняя, так как это фрукт, а репа, кукуруза и перец – овощи.
№3. Огурец, яблоко, горох. картофель.
Яблоко лишнее, так как это фрукт, а огурец, горох, картофель – овощи.
№4. Груша, лимон, тыква, яблоко.
Тыква лишняя, так как это овощ, а груша, лимон, яблоко – фрукты.
№5. Волк, белка, лиса, корова.
Корова лишняя, так как она домашнее животное, а волк, белка, лиса – дикие звери.
На фланелеграфе появляется зайчик: “Спасибо, я вам очень благодарен”.
Задание №4
Дидактическая игра: “Какой, из чего?”
Домик из дерева - деревянный домик.
Мяч из резины - резиновый мяч.
Кукла из фарфора - фарфоровая кукла.
Сок из яблок - яблочный сок.
Салат из овощей - овощной салат.
Варенье из клубники - клубничное варенье.
Платье из шелка - шелковое платье.
Ваза из стекла - стеклянная ваза.
Кольцо из золота - золотое кольцо.
Посуда из пластмассы - пластмассовая посуда.
На фланелеграфе появляется волк: “Спасибо, вы мне очень помогли”.
Задание №5
Расшифровать стихотворение по ассоциации. (Мнемотаблица по стихотворению Е.Благининой “Кот слепил себе пирог”)
На фланелеграфе появляется Лиса: “Спасибо, ребята! Теперь мы все вместе. Но вы же помните, что медведь разрушил теремок, а нам хочется, чтобы он жил вместе с нами. Помогите построить новый теремок”.
(Дети строят теремок из палочек Кюизенера по схеме)
Молодцы, ребята построили новый теремок. Теперь сказочные герои заживут дружно и весело. Наша доброта и дружба помогли героям сказки.
- И, конечно же, ваши знания! А, теперь нам надо возвращаться в группу.
1, 2, 3, 4, 5! возвратились в детский сад! (дети становятся на “ковёр-самолёт” и возвращаются в свою группу).
- Ребята, вам понравилось наше путешествие? Какие задания вам показались самыми интересными? Какие трудными? (Ответы детей).
- Мы с вами сделали доброе дело, а как гласит пословица “Сделал дело - гуляй смело!”.