Класс: 7
Тип мероприятия: проектное исследование
Образовательная цель:
- Познакомить учащихся с условиями проектной деятельности, с понятиями экологическая проблема, экологическое сообщество, водные ресурсы.
Развивающие цели:
- Развивать умения проводить исследовательскую деятельность по данной экологической проблеме, ставить проблемные вопросы, планировать свою деятельность, сотрудничать, работать в парах и группах, работать с информацией; развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся в ходе проектной деятельности; создать условия для самоорганизации и коллективного сотрудничества воспитанников, технической обработки информации по проект.
Воспитывающие цели:
- Способствовать повышению уровня экологической грамотности учащихся, воспитывать чувство ответственности перед окружающей средой.
Продукты проектной деятельности:
- Презентация детского исследования,
- сценарий защиты проекта (Приложение 1),
- материалы акции «Капелька» (Приложение 2),
- памятка для детей (Приложение 3),
- памятка для взрослых (Приложение 4),
- стенгазета «Вы слыхали о воде…» (Приложение 5),
- плакат «Загрязнение воды» (Приложение 6),
- материалы анкеты (Приложение 7).
Цели проектной деятельности учеников - УУД:
- Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу, презентацию), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.
- Задавать вопросы, работать в группе. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
- Слушать и слышать других.
- Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.
Предметные УУД:
- Пополнить и активизировать словарь по теме «Экология водных ресурсов», проектная деятельность.
Этапы работы над проектом
Этапы | Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
Виды работы |
Словарная работа |
Мотивация |
Организует просмотр видеофильма «Водные ресурсы России» |
Просматривают видеофильм, обсуждают |
Беседа на восприятие видеофильма |
Водные ресурсы |
Осмысление темы исследования |
Выясняет, что ученики знают по теме проекта, а что им неизвестно. |
Выражают своё мнение по поводу данной темы.
Формулируют первичную цель исследования: осознать важность бережного отношения к питьевым водным ресурса, отвечают на вопрос – что будем узнавать? |
Беседа, анкетирование, лексическая словарная работа по теме проекта, синквейн по ключевому слову (вода), упражнение-ассоциация, приём незаконченного предложения. |
Экология |
Определение проблемы, целей исследования |
Организует обсуждение, направляет, помогает определить основополагающий вопрос: |
Обсуждают, формулируют проблему, её актуальность для каждого из участников проекта, формулируют вопросы мини-исследований: Вода для нас – это… |
Кластер по теме «Дефицит воды на планете» |
Проблема |
Организация, планирование работы, формирование рабочих групп |
Помогает сориентироваться с выбором тематической группы, распределить роли, определить задачи и способы деятельности. |
Выбирают группу по интересу и тематике будущего мини-исследования, распределяют роли и задачи своей деятельности: оценить свои знания по теме, найти информацию по проблеме, опросить местное сообщество по проблеме, обработать данные анкеты, собрать фотоматериал, провести эксперименты по теме проекта, оформить материалы и провести акции по проблеме проекта, определяют сроки. |
Приём голосования Приём «Я смогу сделать это задание!» |
Правила работы в группе |
Исследование, обработка информации |
Создаёт условия для деятельности учащихся. Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности. |
Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме. Осуществляют текущий самоконтроль и обсуждает его результаты. При необходимости консультируются с учителем (экспертом). Проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации. Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию. Осуществляют выбор. Осуществляют процесс планирования. Оценивают ресурсы. Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы. |
работа со специальной литературой, источниками в сети Интернет |
Опрос |
Оформление результатов работы (проектного продукта), выводы |
Создаёт условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.). При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации. Выступает в качестве эксперта. |
Делают выводы по теме исследования, обсуждают решение проблемы проекта.
Оформляют проектные продукты: презентацию детского исследования, сценарий защиты проекта, материалы акции «Капелька» (памятка для взрослых, памятка для детей, стенгазета «Вы слыхали о воде…») При необходимости консультируется с учителем (экспертом). |
Классный час в форме круглого стола.
Работа с программами Microsoft Word, Microsoft PowerPoint. |
Водные ресурсы, дефицит, экология, экологические проблемы, экологи, экологическое сообщество, цель, задачи, актуальность, выводы. |
Публичная защита проекта |
Создаёт условия для защиты проектного продукта (компьютерное оборудование, стенды и т.д.) |
Защищают проектный результат исследования. |
Показ и защита презентации в творческой форме, см. Презентация детского исследования, Приложение 1. |
|
Рефлексия |
Создаёт условия для рефлексии |
Оценивают свою деятельность |
Методика незаконченного предложения… Во время совместной деятельности |
Самооценка |
Информационные источники