Проектное исследование по экологии "Дефицит воды на планете: мифы и реальность"

Разделы: Классное руководство, Экология, Конкурс «Презентация к уроку», Конкурс по экологии «Земля — наш общий дом»


Презентация к уроку

Загрузить презентацию (30 МБ)


Класс: 7

Тип мероприятия: проектное исследование

Образовательная цель:

  • Познакомить учащихся с условиями проектной деятельности, с понятиями экологическая проблема,  экологическое сообщество, водные ресурсы.

Развивающие цели:

  • Развивать умения  проводить исследовательскую деятельность по данной экологической проблеме, ставить проблемные вопросы, планировать свою деятельность, сотрудничать, работать в парах и группах, работать с информацией; развивать коммуникативные и творческие способности обучающихся в ходе проектной деятельности; создать условия для самоорганизации и коллективного сотрудничества воспитанников, технической обработки информации по проект.

Воспитывающие цели:

  • Способствовать повышению уровня экологической грамотности учащихся, воспитывать чувство ответственности перед окружающей средой.

Продукты проектной деятельности:

Цели проектной деятельности учеников - УУД:

  • Владеть приемами отбора и систематизации материала, преобразовывать информацию из одной формы в другую (схему, таблицу, презентацию), анализировать, сравнивать, устанавливать закономерности, делать выводы.
  • Задавать вопросы, работать в группе. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
  • Слушать и слышать других.
  • Адекватно использовать речевые средства для решения коммуникативных задач.

Предметные УУД:

  • Пополнить и активизировать словарь по теме «Экология водных ресурсов», проектная деятельность.

Этапы работы над проектом

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Виды работы

Словарная работа

Мотивация

Организует просмотр видеофильма «Водные ресурсы России»

Просматривают видеофильм, обсуждают

Беседа на восприятие видеофильма

Водные ресурсы
Дефицит

Осмысление темы исследования

Выясняет, что ученики знают по теме проекта, а что им неизвестно.

Выражают своё мнение по поводу данной темы.

 

Формулируют первичную цель исследования: осознать важность бережного отношения к питьевым водным ресурса, отвечают на вопрос – что будем узнавать?

Беседа, анкетирование, лексическая словарная работа по теме проекта, синквейн по ключевому слову (вода), упражнение-ассоциация, приём незаконченного предложения.

Экология
Экологические проблемы
Экологи
Экологическое сообщество

Определение проблемы, целей исследования

Организует обсуждение, направляет, помогает определить основополагающий вопрос:
Бережём воду – сохраняем жизнь?.

Обсуждают, формулируют проблему, её актуальность для каждого из участников проекта, формулируют  вопросы мини-исследований: Вода для нас – это…
Каковы запасы пресной воды на Планете?
Какая вода пригодна для питья?
Каковы источники загрязнения пресной воды?
Каково состояние качественной питьевой воды  в нашем городе?
Кто и как сохраняет воду?
Как мы можем беречь водные ресурсы?
Озвучивают цель и задачи исследования.

Кластер по теме «Дефицит воды на планете»
Проблемные вопросительные предложения (предложения с неоднозначным ответом)
Предложения с опорой на глаголы действия: узнать, выяснить, провести, найти и т.д.

Проблема
Цель
Задачи
Актуальность

Организация, планирование работы, формирование рабочих групп

Помогает сориентироваться с выбором тематической группы, распределить роли, определить задачи и способы деятельности.

Выбирают группу по интересу и тематике будущего мини-исследования, распределяют роли и задачи своей деятельности: оценить свои знания по теме, найти информацию по проблеме, опросить местное сообщество по проблеме, обработать данные анкеты, собрать фотоматериал, провести эксперименты по теме проекта, оформить материалы и провести акции по проблеме проекта, определяют сроки.

Приём голосования

Приём «Я смогу сделать это задание!»

Правила работы в группе
Диагносты, информаторы, корреспонденты, статисты, наблюдатели исследователи, художники, эксперты, компьютерные гении

Исследование, обработка информации

Создаёт условия для деятельности учащихся.
Наблюдает.
Отвечает на вопросы учащихся.
Направляет процесс поиска информации учащимися (при необходимости помогает определить круг источников информации, рекомендует экспертов).
Предлагает учащимся различные варианты и способы хранения и систематизации собранной информации.
Организует процесс анализа альтернативных решений.
Организует процесс контроля (самоконтроля) разработанного плана деятельности и ресурсов.
Контролирует соблюдение правил техники безопасности.

Следит за соблюдением временных рамок этапов деятельности.

Выполняют запланированные действия самостоятельно, в группе или в комбинированном режиме.

Осуществляют текущий самоконтроль и обсуждает его результаты.

При необходимости консультируются с учителем (экспертом).

Проводят поиск, сбор, систематизацию и анализ информации.

Вступают в коммуникативные отношения с целью получить информацию.

Осуществляют выбор.

Осуществляют процесс планирования.

Оценивают ресурсы.
Представляют продукт своей (групповой) деятельности на данном этапе.

Проводят оценку (самооценку) результатов данного этапа работы.

работа со специальной литературой, источниками в сети Интернет
наблюдение
опрос
интервью
тестирование, анкетирование, см. Приложение 7.
эксперимент
сравнение, сопоставление мнений, наблюдений, жизненного опыта детей и других источников
статистика по проблеме
экскурсия на очистные сооружения и горводоканал
экскурсия по магазинам города
проведение акции «Капелька» с учениками младших классов «Берегите воду», см. Приложение 2
Раздача памяток взрослым – жителям города, работникам школы, школьникам, см. Приложение 3, Приложение 4.
Представление стенгазеты «Вы слыхали о воде…» местному школьному сообществу, см. Приложение 5.

Опрос
Интервью
Анализ
Статистика
Акция
Очистные сооружения
Горводоканал
Эксперимент
Фильтр

Оформление результатов работы (проектного продукта), выводы

Создаёт условия для оформления результатов проектной деятельности и публичной презентации (предоставление свободного доступа к компьютерной технике и другому оборудованию, стендовому пространству и т.п.).

При необходимости консультирует учащихся по вопросам подготовки презентации.

Выступает в качестве эксперта.

Делают выводы по теме исследования, обсуждают решение проблемы проекта.

 

Оформляют проектные продукты: презентацию детского исследования, сценарий защиты проекта, материалы акции «Капелька» (памятка для взрослых, памятка для детей, стенгазета «Вы слыхали о воде…»)

При необходимости консультируется с учителем (экспертом).

Классный час в форме круглого стола.

 

Работа с программами Microsoft Word, Microsoft PowerPoint.
Оформление стенгазеты
Создание плаката «Загрязнение воды», см. Приложение 6
Подбор музыкального сопровождения к защите проекта
Отбор фото, видео, анимации для презентации
Репетиции выступления

Водные ресурсы, дефицит, экология, экологические проблемы, экологи, экологическое сообщество, цель, задачи, актуальность, выводы.
Презентация
Фото, видеофайлы
Анимация

Публичная защита проекта

Создаёт условия для защиты проектного продукта (компьютерное оборудование, стенды и т.д.)
Выступает в качестве эксперта, оценивает качество проектного продукта.

Защищают проектный результат исследования.

Показ и защита презентации в творческой форме, см. Презентация детского исследования, Приложение 1.

 

Рефлексия

Создаёт условия для рефлексии

Оценивают свою деятельность

Методика незаконченного предложения…

Во время совместной деятельности
Я узнал…
Я научился…
У меня получилось…
Мне было трудно…
Мне было интересно…

Самооценка
Рефлексия

Информационные источники

  • А.Г.Манаков География Псковской области. Природа, население, хозяйство. – Псков, 1996г.
  • https://images.rambler.ru/ (изображения в презентации)
  • http://sitewater.ru/kakuyu-vodu-luchshe-pit-2.html
  • http://www.mnr.gov.ru/ (Минприроды РФ)
  • http://priroda.pskov.ru/ (Комитет по природопользованию Псковской обл.)
  • http://www.un.org/ru/ (Детский фонд ООН ЮНИСЕФ)
  • https://www.youtube.com/ (Выпуски программы «Галилео», видеофильм о воде и водных ресурсах России)
  • https://ru.wikipedia.org/ (материалы экословаря)
  • http://muzofon.com/ (музыкальное сопровождение презентации)
  • Материалы опросов, анкет, экскурсий по проекту.