В современный период необходимо формировать у школьников познавательные универсальные учебные действия (УУД), составляющие “умение учиться”, которое является основой непрерывного образования.
На уроках географии через здоровьесберегающие технологии проектирую учебную деятельность учащихся.
Предлагаю этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.
Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.
Работа с текстом заканчивается обобщением “произведенных” знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы (ОТ).
Учитель, задавая вопросы, направляет, руководит исследовательской деятельностью учащегося, формирует навыки работы с текстом, “умение учиться”:
- выделять объекты (понятия) из среды
- раскрывать смысловое значение понятия через родовидовые признаки
- выделять в объекте уровни и подуровни
- выделять связи между элементами
- проводить сравнение, классифицировать, группировать
При изучении темы “Формы рельефа. Равнины” учащиеся заносят основные выводы в опорную таблицу (ОТ) (учебник: 5-6 класс, А.И.Алексеев, издательство “Просвещение”, 2013).
Учитель задает вопросы по каждой колонке ОТ, используя параграф учебника, указывая страницу, абзац текста.
Характеристика форм рельефа
Определение понятия рельефа Земли | ФОРМЫ РЕЛЬЕФА | Определение понятия форм рельефа | Классификация форм рельефа | Изменение во времени | |
Примеры внешних сил Земли | Последствия действий внешних сил Земли | ||||
- это.......................... ............................... В виде: 1............................ ............................, ............................. ............................, .............................. 2. .............................. ............................... ............ и .............. ............................... |
Равнины | - это............... .................. .................. 1. .................. .................. 2. .................. .................. .................. 3. .................. .................. .................. |
По высоте: 1. (...............) 2. (...............) 3. (...............) 4. (...............) По характеру поверхности: 1. 2. 3. 4. |
1. 2. |
1. 2. |
Колонка № 1:
Учитель:
а) Открой параграф 24, стр. 80, определение в рамке.
б) Создай определение понятия “рельеф” через родовидовые признаки:
- Что представляет собой на поверхности Земли?
- По каким признакам различаются?
- Какими силами Земли создаётся?
Колонка № 2: О каких формах рельефа параграф?
Колонка № 3:
Учитель:
а) Стр. 81, определение в рамке.
б) Создай определение понятия “равнины” через родовидовые признаки:
(вставка с презентацией):
- Являются частью какой оболочки Земли?
- На каких структурах образуются?
- Как расположены над уровнем моря?
- Какие колебания относительных высот?
Колонка № 4:
Учитель:
а). Стр. 81, рис. 51 “Виды равнин по высоте”
б) По какому признаку различаются равнины? Приведите примеры.
в) Стр. 82, верхний абзац
г) По какому ещё признаку различаются равнины? Приведите примеры.
Колонка № 5, 6: Показ презентации на тему: “Изменение форм рельефа во времени и использование человеком”. Сделать выводы и записать данные в ОТ.
Закрепление: Характеристика равнины по плану “Шаг за шагом” (стр.83), с использованием ОТ.
Характеристика форм рельефа
Определение понятия рельефа Земли | ФОРМЫ РЕЛЬЕФА | Определение понятия форм рельефа | Классификация форм рельефа | Изменение во времени | |
Примеры внешних сил Земли | Последствия действий внешних сил Земли | ||||
- это сочетание неровностей земной
поверхности, которые: 1. различаются размерами, высотами, формами 2. образовались при взаимодействии внутренних и внешних сил Земли |
Равнины | - это участки земной поверхности,
которые представляют собой: 1. невысоко приподняты над уровнем моря 2. образуются на устойчивых участках земной коры 3. с небольшими перепадами высот |
По высоте: 1.впадина (ниже 200 м.) 2.низменность (0-200 м.) 3.возвышенность (200-500 м.) 4.плоскогорье (500 и более м.) По характеру поверхности: 1.плоская 2.холмистая 3.волнистая 4.ступенчатая |
1. постоянно текущие воды 2. деятельность ветра |
1.овраги балки 2.дюны барханы |