Разработка урока на тему "Формы рельефа. Равнины". 6-й класс

Разделы: География

Класс: 6


В современный период необходимо формировать у школьников познавательные универсальные учебные действия (УУД), составляющие умение учиться”, которое является основой непрерывного образования.

На уроках географии через здоровьесберегающие технологии проектирую учебную деятельность учащихся.

Предлагаю  этап урока – теоретическое обобщение и схематизация материала.

Материал, необходимый для усвоения дается не в готовом виде, а через познавательную, исследовательскую деятельность учащегося по параграфу учебника.

Работа с текстом заканчивается обобщением “произведенных” знаний и их схематизацией, составлением в материализованной форме опорной схемы в виде опорной таблицы (ОТ).

Учитель, задавая вопросы, направляет, руководит исследовательской деятельностью учащегося, формирует навыки работы с текстом, “умение учиться”:

  • выделять объекты (понятия) из среды
  • раскрывать смысловое значение понятия через родовидовые признаки
  • выделять в объекте уровни и подуровни
  • выделять связи между элементами
  • проводить сравнение, классифицировать, группировать

При изучении темы “Формы рельефа. Равнины” учащиеся заносят основные выводы в опорную таблицу (ОТ) (учебник: 5-6 класс, А.И.Алексеев, издательство “Просвещение”, 2013).

Учитель задает вопросы по каждой колонке ОТ, используя параграф учебника, указывая страницу, абзац текста.

Характеристика форм рельефа

Определение понятия рельефа Земли ФОРМЫ РЕЛЬЕФА Определение понятия форм рельефа Классификация форм рельефа Изменение во времени
Примеры внешних сил Земли Последствия действий внешних сил Земли
- это..........................

...............................

В виде:

1............................

............................, .............................

............................, ..............................

2. ..............................

...............................

............ и ..............

...............................

Равнины - это...............

..................

..................

1.

..................

..................

2. ..................

..................

..................

3.

..................

..................

..................

По высоте:

1.

(...............)

2.

(...............)

3.

(...............)

4.

(...............)

По характеру поверхности:

1.

2.

3.

4.

1.

2.

1.

2.

Колонка № 1:

Учитель:

а) Открой параграф 24, стр. 80, определение в рамке.

б) Создай определение понятия “рельеф” через родовидовые признаки:

  • Что представляет собой на поверхности Земли?
  • По каким признакам различаются?
  • Какими силами Земли создаётся?

Колонка № 2: О каких формах рельефа параграф?

Колонка № 3:

Учитель:

а) Стр. 81, определение в рамке.

б) Создай определение понятия “равнины” через родовидовые признаки:

(вставка с презентацией):

  • Являются частью какой оболочки Земли?
  • На каких структурах образуются?
  • Как расположены над уровнем моря?
  • Какие колебания относительных высот?

Колонка № 4:

Учитель:

а). Стр. 81, рис. 51 “Виды равнин по высоте”

б) По какому признаку различаются равнины? Приведите примеры.

в) Стр. 82, верхний абзац

г) По какому ещё признаку различаются равнины? Приведите примеры.

Колонка № 5, 6: Показ презентации на тему: “Изменение форм рельефа во времени и использование человеком”. Сделать выводы и записать данные в ОТ.

Закрепление: Характеристика равнины по плану “Шаг за шагом” (стр.83), с использованием ОТ.

Характеристика форм рельефа

Определение понятия рельефа Земли ФОРМЫ  РЕЛЬЕФА Определение понятия форм рельефа Классификация форм рельефа Изменение во времени
Примеры внешних сил Земли Последствия действий внешних сил Земли
- это сочетание неровностей земной поверхности, которые:

1. различаются размерами, высотами, формами

2. образовались при взаимодействии внутренних и внешних сил Земли

Равнины - это участки земной поверхности, которые представляют собой:

1. невысоко приподняты над уровнем моря

2. образуются на устойчивых участках земной коры

3. с небольшими перепадами высот

По высоте:

1.впадина

(ниже 200 м.)

2.низменность

(0-200 м.)

3.возвышенность

(200-500 м.)

4.плоскогорье

(500 и более м.)

По характеру поверхности:

1.плоская

2.холмистая

3.волнистая

4.ступенчатая

1. постоянно текущие воды

2. деятельность ветра

1.овраги

балки

2.дюны

барханы