Тип урока: открытие нового знания.
Цель урока: познакомить с новым свойством сложения.
Планируемые результаты:
Личностные результаты:
- Целостное восприятие окружающего мира.
- Развитие мотивации учебной деятельности и личностного смысла учения, заинтересованность в приобретении и расширении знаний.
- Наличие мотивации к работе на результат.
Метапредметные результаты:
Регулятивные
- Определение цели деятельности на уроке с помощью учителя и самостоятельно.
- Совместно с учителем обнаружение и формулирование учебной проблемы.
- Планирование и оценивание учебной деятельности на уроке.
Познавательные
- Добывание новых знаний из повседневной жизни.
- Перерабатывание полученной информации.
Коммуникативные
- Развитие умения допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению.
- Формулирование собственного мнения и позиции.
Предметные результаты:
- Использование при выполнении заданий названия и последовательность чисел.
- Использование при вычислениях знание табличных случаев сложения однозначных чисел, изученных случаев сложения и вычитания вида.
- Осознанное следование алгоритму выполнения действий в выражениях со скобками.
- Решение простых задач, раскрывающие смысл действий сложения, вычитания.
- Называние компонентов результатов сложения и вычитания.
Методы работы: объяснительно-иллюстративные, частично-поисковые, словесные, наглядные, практические.
Педагогические технологии:
- личностно-ориентированного обучения;
- объяснительно-иллюстративного обучения;
- педагогика сотрудничества (учебный диалог, работа в парах);
- ИКТ-технология;
- оценивания учебных достижений;
- критического мышления.
Ожидаемые результаты:
- повышение активности учащихся на уроках;
- улучшение результатов обучения;
- использование учащимися приобретённых знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни.
Оборудование: компьютер, проектор, маршрутный лист, цифры 2 и 7, портфель, картинки листьев, птиц, цветные карандаши (зелёный, красный, жёлтый)
Ход урока
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
1 строчку говорит учитель, 2-3 строчку говорят дети.
Мы начать урок готовы,
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
- А как вы думаете, можно ли добавить другие компоненты, чтобы можно было составить формулу успеха? (старание, внимание, сообразительность)
- Кто сегодня постарается работать по такой формуле? Поднимите руку.
а) Работа с нумерацией чисел.
- В гостях цифра 2 и цифра 7. Какие числа могут получится? (27 и 72)
- Откройте тетрадь и пропишите числа 27 и 72.
- Что мы можем сказать об этих числах? (Двузначные)
- Сколько десятков, единиц в числе 27, 72?
- Назовите меньшее число.
- Назовите соседей числа 27.
- Запишите число, классная работа.
- Скоро будут выходные.
- А сегодня я предлагаю совершить заочную экскурсию по аллее на проспекте Коммунистическом.
- А как вы думаете, с какой целью мы туда отправляемся?
Игра "Портфель идей"
б) Дети называют идеи, а учитель их "складывает" в портфель.
- Итак, мы отправляемся. У каждого из вас маршрутный лист. По нему вы узнаете наши остановки. На листке вы сами себя будете оценивать.
в) Решение задач
Задача.
На дорогу из школы до аллеи и обратно мы потратим 10 минут, а на самой аллее мы пробудем 35 минут. Сколько всего времени уйдёт на эту экскурсию? (35+10=45 мин)
- Если вы согласны с ответом, то просигнальте.
Задача.
По аллее прошло 6 мужчин, а женщин - на 2 больше. Сколько всего людей прошло по аллее? (6+2+6=14)
- Если вы согласны с ответом, то просигнальте.
Задача.
Вдоль дорожки растёт 8 деревьев. Сколько стоит скамеек, если Управление городского хозяйства ставило между двумя этими деревьями по 1 скамейке?
- Если вы согласны с ответом, то просигнальте.
- Возьмите в руки маршрутный лист. Оцените своё умение решать задачи .
г) В руках у учителя - сухие листья. Учитель читает стихотворение.
Сухие листья, сухие листья,
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Автор Валерий Брюсов
Игра "Решай"
На доске прикреплены листья с числовыми выражениями. Учитель читает по-разному. Дети продолжают и считают.
14-7 (минус) | 12-8 (уменьшаемое, вычитаемое, разность) |
5+6 (плюс) | 6+5 (1 слаг., 2 слаг., сумма) |
40+2 (Чему равна сумма?) | 8+7 (увеличить) |
35-5 (Чему равна разность?) | 16-9 (уменьшить) |
28+2 (да ещё) | 37-6 (без) |
- Посмотрите на числовые выражения. На какие 2 группы их можно разделить?
- Найдите и назовите 2 похожих выражения (5+6 и 6+5). Запишем на доске и в тетрадях в 1 столбик.
- Сравните. Чем они похожи, чем отличаются?
- Какое правило мы сегодня вспомним? (от перестановки слагаемых сумма не меняется)
- Как называется это свойство? (переместительное)
- Когда мы им воспользовались этим свойством? (Когда к меньшему числу надо было прибавить большее).
- Возьмите в руки маршрутный лист. Оцените своё умение решать выражения .
2. Актуализация и пробное учебное действие.
На доске появляется надпись: переместительное свойство
- В руках у учителя - сухие листья. Учитель читает стихотворение.
Под тусклым ветром сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
Игра "Поразмышляй"
- По дороге мы встретили птиц. Назовите каких. (Воробьи, синицы, голуби).
На доске лестница, рисунки: 3 воробья и 2 голубя (с левой стороны), 4 синицы (на нижних ступеньках с правой стороны).
- Составьте по рисункам выражение.
На доске и в тетрадях учеников появляется запись: (3+2)+4. Дети записывают во 2 столбик.
Дети закрывают глаза и учитель переносит два голубя на правую сторону лесенки (на верхние ступеньки).
- Что вы заметили? (2 голубя перелетели на правую сторону лесенки)
- Составьте выражение и запишите его во 2 столбик: 3+(2+4)
- Сравните. Чему равно значение выражений? (9)
- Какой вывод можно сделать? Результат сложения один и тот же, но сделали это по-разному.
- Кто согласен с этим выводом, хлопните в ладоши.
3. Выявление места и причины затруднения.
- Ребята, сравните столбики между собой. Это такое же свойство или другое?
- Значит, тема сегодняшнего урока: свойство сложения.
4. Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения.
Назовите ваши учебные задачи:
- узнать как оно называется;
- запомнить, как посчитать, где применять.
5. Физкультминутка. Листочки.
Включается музыка. П.И.Чайковский "Осенний вальс"
Мы листочки, мы листочки
Мы осенние листочки.
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул - полетели.Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
5. Реализация построенного проекта.
Игра "Поработай"
Практическая работа. Работа в парах.
- Кто из вас наблюдательный и скажет, какие деревья растут на аллее. А какие листочки есть у вас в пакете?
- Положите перед собой 4 каштановых листочка, затем 3 берёзовых листочка, 7 кленовых.
- Сколько всего листочков вы положили? Посоветуйтесь. Как их можно посчитать? Покажите.
1. Любые 2 слагаемых заменить суммой.
2. Слагаемые поменять местами.
- Соберите картинки.
- Запишите по картинкам получившиеся выражения в третий столбик:
- (4+3)+7
- 4+(3+7)
Вывод: результат сложения одинаковый, а складывали по-разному.
- Откройте учебник и сравните с выводом из учебника, с.44
Вывод: результат сложения не изменится, если соседние слагаемые заменить их суммой.
- Складывали, соединяли, сочетали, отсюда и название свойства - сочетательное.
На доске открывается запись: сочетательное свойство
- Какой пример в 3 столбике было решить совсем легко? Почему? (2-й пример 3 столбика - там при сложении получалось 10, а к 10 легко прибавить).
- Кто догадался, для чего и как можно использовать сочетательное свойство сложения? (Можно посмотреть, какие слагаемые легче сложить сначала и заменить их значением суммы (поставить в скобки), а затем прибавлять остальные слагаемые.
- Молодцы! Действительно, сочетательное свойство сложения позволяет облегчить решение. А в жизни может пригодится это свойство пригодится?
- В корзинах лежат каштаны. Я их собирала целую неделю, но не знаю хватит ли всем по одному?
Устно: 9+2+3+4+7+8+1=34 Хватит.
- Оцените своё умение работать в паре и выполнять задание .
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
6. Первичное закрепление с комментированием во внешней речи
Игра "Запоминай" (Из электронного приложения "Математика 2" взять 2 задания):
- Для каждой картинки найди по 2 выражения.
- Вычисли удобным способом.
- Оцените своё умение выполнять задания .
7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
- Найти значения числовых выражений. Из листочка переписывают примеры в тетрадь и решают.
1 вариант | 2 вариант |
4+5+6= | 3+5+7= |
9+5+1+5= | 8+7+2+3= |
6+7+8+4+3= | 9+4+8+1+6= |
Ответы: 15 20 28 | 15 20 28 |
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке
Сухие листья, сухие листья,
Кружась, что шепчут, что говорят?
"Прощай"
а) - Наше путешествие подходит к концу.
- В руках у нас "Портфель идей".
- Оправдались ваши идеи? Кто-то угадал, а кто-то нет.
- Так какая учебная задача стояла сегодня перед вами?
- Всё ли получалось?
б) - Мы смотрим на маршрутный лист и подводим итоги:
- у кого больше всего зелёных кружочков, поднимите руку.
- у кого больше всего жёлтых кружочков, поднимите руку.
- А есть ли те, у кого сегодня красный кружочек?
- А кому хочется и завтра оценивать свою работу только зелёными кружками?
- Продолжите:
- Я узнал....
- Я научился....
- Я могу помочь товарищу...
- Мне нужно еще потренироваться....
в) - А помогла ли вам сегодня на уроке формула успеха?
- Я думаю, что да. Я благодарю всех за урок.
г) Домашнее задание
- Составить числовые выражения, в которых оправдано использование сочетательного свойства сложения.