Урок на тему "Влияние природы на занятия древних греков"

Разделы: История и обществознание


Ожидаемые результаты:

обучающиеся смогут:

  • сопоставлять географическое положение, природные условия, климат, занятия древних греков и древних египтян;
  • проследить влияние географическое положение, природные условия, климат на занятия людей;
  • продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента;
  • развивать умения выделять основные мысли в тексте;
  • развивать коммуникативные связи при работе в группах;
  • выделять причинно-следственные связи;
  • рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
  • выделять ошибки в рассуждениях;
  • уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;

Источники информации:

Печатные источники:

1. История Древнего мира. Авторы Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина. Вентана-Граф.

2. Раздаточный материал по Истории Древнего мира.

Графические источники:

  • Карта «Древняя Греция»
  • Карта «Древний Египет»
  • Карта на стр.113 

Электронные источники:

  • ЦОР «Природа и население  Древней Греции» http://fcior.edu.ru/card/13505/priroda-i-naselenie-drevney-grecii.html

Глоссарий:

  • Цивилизация
  • Речная цивилизация
  • Морская цивилизация

Краткое описание идеи занятия:

Прием «концептуальная таблица» - это стратегия ведения урока в целом.

Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.

I. Приём стадии вызова «Верите ли вы?»

Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.

Деятельность обучающихся: попытка ответить на вопросы.

Верите ли вы, что:

1. Граничит ли Древняя Греция с Древним Египтом?

2. Занятия жителей Древней Греции такие же, как в Древнем Египте?

3. Можно ли назвать Древнюю Грецию - речной цивилизацией?

II. Стадия осмысления:

Деятельность учителя: Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от имеющегося знания к новому.

Деятельность обучающихся: читают текст, используя предложенные учителем методы активного чтения (поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы), анализируют материал ЦОР, заполняют таблицу. Организация самостоятельной работы учащихся с печатными, графическими, электронными источниками в группах. Применяется дифференцированный подход при формировании групп и распределении источников информации. Уровень источников информации не только соответствует уровню их подготовки,  но и постепенно нацеливает их на более сложную работу.

Линии сравнения обучающие предлагают сами, так как раньше проводили сравнение Древнего Египта и Древнего Междуречья, Древнего Китая и Древней Индии.

  • Группа № 1: Местоположение Древнего Египта и Древней Греции.
  • Группа № 2: Природные условия Древнего Египта и Древней Греции.
  • Группа № 3: Климат Древнего Египта и Древней Греции.
  • Группа № 4: Качество почвы: плодородная, неплодородная.
  • Группа № 5: Наличие рек (их разливы).
  • Группа № 6: Наличие морей и их роль.

В течение 15 минут каждая группа записывает на листке предложения для заполнения таблицы.

Линии сравнения

Древний Египет

Древняя Греция

Местоположение

 

 

Природные условия

 

 

Климат

 

 

Качество почвы: плодородная, неплодородная

 

 

Наличие рек (их разливы)

 

 

Наличие морей

 

 

Занятия жителей

 

 

Ориентация на море или реку

 

 

Каждая группа зачитывает свои предложения, которые записываются на доске в виде таблицы.

Коллективная работа с таблицей по линии сравнения «Занятия жителей».

Приём «Дерево предсказаний» на уроке:

Предположения, затем обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.

Так выглядит Дерево предсказаний по линии сравнения «Занятия жителей»

 №1

 

№2


Работая с пакетами раздаточных и ресурсных материалов, учащиеся находят аргументы, подтверждающие предположения («Дерево предсказаний»)  и заполняют сравнительную таблицу.

Чтобы ответить на вопрос верите ли вы, что Древняя Греция – речная  цивилизация, учитель просит обучающихся проанализировать таблицу и заполнить линию сравнения «Ориентация на море или реку».

Обобщение результатов работы в виде концептуальной таблицы, созданной на стадии осмысления на доске:                                       

Линии сравнения

Древний Египет

Древняя Греция

Местоположение

Северо-Восточная Африка

Юго-Восточная Европа, Балканский полуостров

Природные условия

Мало гор, равнина, пустыня, болота.

Горы и плоскогорья, удобные бухты.

Климат

Жаркий, нет дождей

Жаркий, почти нет дождей

Качество почвы: плодородная, неплодородная

Плодородная, удобренная илом

Неплодородная, каменистая

Наличие рек (их разливы)

Нил, разливы

Мелкие речки, пересыхающие в жару

Наличие морей

Средиземное

Эгейское Средиземного моря  с множеством островов, расположенных близко друг от друга

Занятия жителей

Земледелие (пшеница, ячмень), скотоводство (крупный и мелкий скот), торговля, ремесло

Ремесло, торговля, скотоводство (мелкий скот), земледелие (оливки, виноград, ячмень),  рыболовство, мореходство

Ориентация на море или реку

Речная цивилизация

Морская цивилизация

Вывод:

Общие черты: жаркий климат, почти нет дождей; омывается Средиземным морем.

Различия:

1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове, в Юго-Восточной Европе, а не в Африке.

2. Древняя Греция гористая страна, окружённая морями, Египет – в основном равнина.

3. В Древней Греции нет крупной реки с разливом, а мелкие речки, пересыхают в жару.

4. Природные условия Древней Греции влияли на занятия людей, поэтому  занятия её жителей не были такими же, как в Древнем Египте.

5. В Древней Греции земля неплодородная, каменистая малопригодная для земледелия, поэтому выращивали оливки, виноград, ячмень, не пшеницу как в Египте.

6. Эгейское море с множеством островов, расположенных близко друг от друга,  много удобных бухт, что способствовало мореходству, рыболовству и морской торговле. Для египтян главным был Нил, но не море.

7. В Древней Греции большую роль играли ремесло, торговля, рыболовство, мореходство, скотоводство (только мелкий скот).

8. Древняя Греция - морская цивилизация, земледелие не являлось главным занятием жителей.

III. Стадия рефлексии (творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально.

Деятельность учителя: постановка творческого задания на основе изученной информации.

Деятельность обучающихся: соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, выполняют творческое задание - синквейн.

Пример синквейна

Древняя Греция
Морская, гористая, неплодородная
Торговали, плавали, занимались земледелием, ремеслом, рыболовством
Хочется больше узнать!
Морская держава

Выдача домашнего задания.