Ожидаемые результаты:
обучающиеся смогут:
- сопоставлять географическое положение, природные условия, климат, занятия древних греков и древних египтян;
- проследить влияние географическое положение, природные условия, климат на занятия людей;
- продолжить обучение умению приводить аргументы, отстаивать свою точку зрения, уважать мнение оппонента;
- развивать умения выделять основные мысли в тексте;
- развивать коммуникативные связи при работе в группах;
- выделять причинно-следственные связи;
- рассматривать новые идеи и знания в контексте уже имеющихся;
- выделять ошибки в рассуждениях;
- уметь отличать факт, который всегда можно проверить, от предположения и личного мнения;
Источники информации:
Печатные источники:
1. История Древнего мира. Авторы Т.П. Андреевская, М.В. Белкин, Э.В. Ванина. Вентана-Граф.
2. Раздаточный материал по Истории Древнего мира.
Графические источники:
- Карта «Древняя Греция»
- Карта «Древний Египет»
- Карта на стр.113
Электронные источники:
- ЦОР «Природа и население Древней Греции» http://fcior.edu.ru/card/13505/priroda-i-naselenie-drevney-grecii.html
Глоссарий:
- Цивилизация
- Речная цивилизация
- Морская цивилизация
Краткое описание идеи занятия:
Прием «концептуальная таблица» - это стратегия ведения урока в целом.
Прием «концептуальная таблица» особенно полезен, когда предполагается сравнение трех и более аспектов или вопросов. Таблица строится так: по горизонтали располагается то, что подлежит сравнению, а по вертикали различные черты и свойства, по которым это сравнение происходит. Категории сравнения можно выделять как до чтения текста, так и после его прочтения.
I. Приём стадии вызова «Верите ли вы?»
Деятельность учителя: вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу, активизация учащихся, мотивация для дальнейшей работы.
Деятельность обучающихся: попытка ответить на вопросы.
Верите ли вы, что:
1. Граничит ли Древняя Греция с Древним Египтом?
2. Занятия жителей Древней Греции такие же, как в Древнем Египте?
3. Можно ли назвать Древнюю Грецию - речной цивилизацией?
II. Стадия осмысления:
Деятельность учителя: Сохранение интереса к теме при непосредственной работе с новой информацией, постепенное продвижение от имеющегося знания к новому.
Деятельность обучающихся: читают текст, используя предложенные учителем методы активного чтения (поиск ответов на поставленные в первой части урока вопросы), анализируют материал ЦОР, заполняют таблицу. Организация самостоятельной работы учащихся с печатными, графическими, электронными источниками в группах. Применяется дифференцированный подход при формировании групп и распределении источников информации. Уровень источников информации не только соответствует уровню их подготовки, но и постепенно нацеливает их на более сложную работу.
Линии сравнения обучающие предлагают сами, так как раньше проводили сравнение Древнего Египта и Древнего Междуречья, Древнего Китая и Древней Индии.
- Группа № 1: Местоположение Древнего Египта и Древней Греции.
- Группа № 2: Природные условия Древнего Египта и Древней Греции.
- Группа № 3: Климат Древнего Египта и Древней Греции.
- Группа № 4: Качество почвы: плодородная, неплодородная.
- Группа № 5: Наличие рек (их разливы).
- Группа № 6: Наличие морей и их роль.
В течение 15 минут каждая группа записывает на листке предложения для заполнения таблицы.
Линии сравнения |
Древний Египет |
Древняя Греция |
Местоположение |
|
|
Природные условия |
|
|
Климат |
|
|
Качество почвы: плодородная, неплодородная |
|
|
Наличие рек (их разливы) |
|
|
Наличие морей |
|
|
Занятия жителей |
|
|
Ориентация на море или реку |
|
|
Каждая группа зачитывает свои предложения, которые записываются на доске в виде таблицы.
Коллективная работа с таблицей по линии сравнения «Занятия жителей».
Приём «Дерево предсказаний» на уроке:
Предположения, затем обоснование этих предположений, аргументы в пользу того или иного мнения.
Так выглядит Дерево предсказаний по линии сравнения «Занятия жителей»
№1
№2
Работая с пакетами раздаточных и ресурсных материалов, учащиеся находят аргументы, подтверждающие предположения («Дерево предсказаний») и заполняют сравнительную таблицу.
Чтобы ответить на вопрос верите ли вы, что Древняя Греция – речная цивилизация, учитель просит обучающихся проанализировать таблицу и заполнить линию сравнения «Ориентация на море или реку».
Обобщение результатов работы в виде концептуальной таблицы, созданной на стадии осмысления на доске:
Линии сравнения | Древний Египет |
Древняя Греция |
Местоположение |
Северо-Восточная Африка |
Юго-Восточная Европа, Балканский полуостров |
Природные условия |
Мало гор, равнина, пустыня, болота. |
Горы и плоскогорья, удобные бухты. |
Климат |
Жаркий, нет дождей |
Жаркий, почти нет дождей |
Качество почвы: плодородная, неплодородная |
Плодородная, удобренная илом |
Неплодородная, каменистая |
Наличие рек (их разливы) |
Нил, разливы |
Мелкие речки, пересыхающие в жару |
Наличие морей |
Средиземное |
Эгейское Средиземного моря с множеством островов, расположенных близко друг от друга |
Занятия жителей |
Земледелие (пшеница, ячмень), скотоводство (крупный и мелкий скот), торговля, ремесло |
Ремесло, торговля, скотоводство (мелкий скот), земледелие (оливки, виноград, ячмень), рыболовство, мореходство |
Ориентация на море или реку |
Речная цивилизация |
Морская цивилизация |
Вывод:
Общие черты: жаркий климат, почти нет дождей; омывается Средиземным морем.
Различия:
1. Древняя Греция расположена на Балканском полуострове, в Юго-Восточной Европе, а не в Африке.
2. Древняя Греция гористая страна, окружённая морями, Египет – в основном равнина.
3. В Древней Греции нет крупной реки с разливом, а мелкие речки, пересыхают в жару.
4. Природные условия Древней Греции влияли на занятия людей, поэтому занятия её жителей
не были такими же, как в Древнем Египте.
5. В Древней Греции земля неплодородная, каменистая малопригодная для земледелия,
поэтому выращивали оливки, виноград, ячмень, не пшеницу как в Египте.
6. Эгейское море с множеством островов, расположенных близко друг от друга, много
удобных бухт, что способствовало мореходству, рыболовству и морской торговле. Для египтян главным был Нил, но не море.
7. В Древней Греции большую роль играли ремесло, торговля, рыболовство, мореходство,
скотоводство (только мелкий скот).
8. Древняя Греция - морская цивилизация, земледелие не являлось главным занятием жителей.
III. Стадия рефлексии (творческая переработка, анализ, интерпретация изученной информации. Работа ведется индивидуально.
Деятельность учителя: постановка творческого задания на основе изученной информации.
Деятельность обучающихся: соотносят «новую» информацию со «старой», используя знания, полученные на стадии осмысления, выполняют творческое задание - синквейн.
Пример синквейна
Древняя Греция
Морская, гористая, неплодородная
Торговали, плавали, занимались земледелием, ремеслом, рыболовством
Хочется больше узнать!
Морская держава
Выдача домашнего задания.