Цели:
- Образовательные: в увлекательной форме путешествия повторить и обобщить знания детей по темам: состав предложения; однокоренные слова; составление описательного рассказа.
- Развивающие: обогащать словарный запас, развивать зрительное и слуховое восприятие, развивать и корректировать внимание, память, мышление. Развивать связную речь, навыки речевого общения, добиваться полных ответов на вопросы.
- Воспитательные: формировать навыки сотрудничества на занятии. Создавать положительный эмоциональный фон. Воспитывать самостоятельность, активность, культуру общения.
Ход занятия
Воспитатель: «Ребята, скоро наступит лето и многие из Вас поедут с родителями отдыхать на берег тёплого моря. Мальчик Ваня тоже отправится на море. Мы сегодня будем путешествовать вместе с ним. Перед вами лежат листочки, на которых изображена карта. По карте мы проследим, как Ваня путешествовал к морю, и составим рассказ. (см. рисунок №1)
Итак, найдите на карте домик, в котором Ваня живёт. Из дома Ваня (что сделал?)… (вышел), речку по мостику он … (перешёл). Ваня сел на мотоцикл и … (поехал). В горку он … (въехал), с горки … (съехал), вокруг озера … (объехал), и на железнодорожный вокзал … (приехал). На поезде Ваня долго ехал и наконец … (приехал) в город. На такси Ваня поехал в аэропорт. В аэропорту сел на самолёт и … (полетел). Над лесом Ваня … (пролетел), через горы он … (перелетел) и в другой город …(прилетел). Пошёл Ваня в морской порт. На теплоходе он … (поплыл) дальше.
Смотрел Ваня на море и мечтал о волшебной, неизведанной стране.
Физкультминутка
Звучит песня «Карамельная страна», музыка Д.Воскресенского, стихи Д.Воскресенского и И.Коробушкиной.
Дети по тексту выполняют движения.
Леденцы-облака по ванильному небу – взмахи руками над головой
Уплывают туда, где ни разу я не был. – круговые движения руками(«плывут»)
Уплывают в страну, где на сахарных елях
Вместо шишек смолистых растут карамели. - круговые движения в «кулачках»
В той стране всегда в небе радуга-дуга - поочередные взмахи то правой, то левой рукой
И на землю сыплет дождик-лимонад. – мелкие движения кистями рук вверх-вниз
Там растут торты, мармеладные цветы - приседают, руки соединены как цветок
И под солнцем тает вкусный шоколад.-встают на ноги, круговые движения руками одновременно
Вдруг зазвонил телефон.
Воспитатель: «Это звонит друг Вани, Серёжа. Он спрашивает, что делает Ваня и на каком теплоходе плывёт. Ребята, кто расскажет про теплоход? (выставить картину с изображением теплохода, а также схему для описательного рассказа, рисунок №2)
И вот, наконец Ваня заселился в отель. Что такое отель? Слово это французское. В русском языке есть слово гостиница. Как вы думаете от какого слова оно образовалось? (гости).
Ваня отправился к морю, На танцевальной площадке он услышал музыку. Увидел танцующих детей и ему очень захотелось потанцевать.
Выходите ребята на ковёр.
Физкультминутка.
Звучит песня «Карамельная страна», музыка Д.Воскресенского, стихи Д.Воскресенского и И.Коробушкиной.
Дети по тексту выполняют движения.
Круглый год в той стране очень сладкое лето-легко прыгают на двух ногах
На зефирной земле поспевают конфеты,
А в бисквитном дворце на ореховом троне-делают пружинку
Правит балом царевич в медовой короне.
В той стране всегда в небе радуга-дуга - поочередные взмахи то правой, то левой рукой
И на землю сыплет дождик-лимонад. – мелкие движения кистями рук вверх-вниз
Там растут торты, мармеладные цветы - приседают, руки соединены как цветок
И под солнцем тает вкусный шоколад.- встают на ноги, круговые движения руками одновременно
Воспитатель: Потанцевал Ваня и побежал к морю. Там он долго плавал, захотелось ему отдохнуть и поиграть. Давайте и мы поиграем.
Дидактическая игра «Кто есть в тёплом море?»
Дети стали в круг, а воспитатель бросает им мяч и спрашивает: «Есть пингвины в тёплом море? (нет пингвинов), есть моржи?, есть белые медведи? есть тюлени?
Дельфины есть? Один дельфин, два … , три … , пять ….
Медузы есть? Одна медуза, две … , пять … и т.д..
А ещё Ваня обожал чистоговорки, давайте и мы поупражняемся.
Показать карточку со слогом «ча», а потом - «ща». Дети читают слоги.
Ча-ча-ча – нет зелёного … мяча.
Ча-ча-ча – была Соня у… врача.
Ча-ча-ча – на столе горит … свеча.
Ща-ща-ща – поймал Ванечка … леща
Ща-ща-ща – нет … щетинки у леща
Дети садятся на ковёр. Д/и. «Новое слово». Заменить в словах первый звук на «П».
Кол-пол, мушка-…, мальчик-…, кони-…, торт-…, лапочка-…, карта-…, качка-…, точка-…, лесенка-…, лекарь-…, речка-…, медаль-…, лесок-…, леченье-…, зелёнка-…, лень-…, мир-….
А потом Ваня захотел есть и они отправились в кафе. Официант принёс заказ. (Поставить на стол поднос с посудой и муляжами. Показывать детям предметы и спрашивать)
Сок для мамы из апельсина, какой? Для Вани сок из сливы, какой? Для папы сок из помидора, какой? Маме булочка с творогом, как она называется? ( ватрушка). Для папы и Вани, вот это изделие (показать кекс), что это?
После обеда Ваня посмотрел видеофильм.
Вот и мы посмотрим фильм в котором Кот Леопольд даёт советы детям, учит правильно общаться. (см. ссылка)
Вот так вместе с Ваней мы путешествовали к тёплому морю. Что вам больше всего запомнилось?
Литература и источники
- Программа дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н.Вераксы, Т.Комаровой, М.Васильевой.
- С.Ушакова. Занятия по развитию речи.
- Теремкова Н.Э. Логопедические домашние задания.
- Схема для описательного рассказа по теме «Транспорт»
- https://yandex.ru/images/search?text=%D1%81%D1%85%D0%B5%D0%
BC%D0%B0%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BE%D0%
BF%D0%B8%D1%81%D0%B0%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%
8C%D0%BD%D0%BE%D0%B3%D0%BE%20%D1%80%D0%B0%
D1%81%D1%81%D0%BA%D0%B0%D0%B7%D0%B0%20%D1%
82%D1%80%D0%B0%D0%BD%D1%81%D0%BF%D0%BE%D1%
80%D1%82&img_url=http%3A%2F%2Fzolotayarybka.ucoz.ru
%2Flogoped%2FgetImage-1-.jpg&pos=1&rpt=simage - Физкультминутка http://e.muz-ruk.ru/article.aspx?aid=492254
- Видеофильм «Речевой этикет»
http://yandex.ru/video/search?text=
%D0%B2%D0%B8%D0%B4%D0%B5%D0%
BE%20%D1%80%D0%B5%D1%87%D0%B5%
D0%B2%D0%BE%D0%B9%20%D1%8D%D1%
82%D0%B8%D0%BA%D0%B5%D1%82%20%
D0%BC%D1%83%D0%BB%D1%8C%D1%82%
D1%84%D0%B8%D0%BB%D1%8C%D0%BC&path=
wizard&parent-reqid=1458997558770282-
16877755578339381065188771-sas1-5509&filmId=
REf7Nu2SUXI&redircnt=1458997629.1 - Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации (Минобрнауки России) от 17 октября 2013 г. N 1155 г. Москва "Об утверждении Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования"
https://rg.ru/2013/11/25/doshk-standart-dok.html