Пояснительная записка
Высокая интенсивность учебной и внеучебной нагрузки, эмоциональное напряжение процесса обучения отрицательно сказывается на физическом и психическом здоровье детей. Одним из средств сохранения и укрепления здоровья школьников является физическая культура, что подтверждается введением Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
Данная программа направлена на формирование устойчивой мотивации к занятиям физическими упражнениями. Поскольку игровая деятельность в младшем школьном возрасте является ведущей, основу программы составляют подвижные игры.
Подвижная игра — естественный спутник жизни ребенка, источник радостных эмоций, обладающий великой воспитательной силой. Испокон веков в играх ярко отражался образ жизни людей: их быт, труд, национальные устои, представления о чести, смелости, мужестве. Желание обладать силой, ловкостью, выносливостью, быстротой и красотой движений, проявлять смекалку, выдержку, творческую выдумку, находчивость, волю и стремление к победе.
Народные игры являются неотъемлемой частью интернационального, художественного и физического воспитания школьников. Радость движения сочетается с духовным обогащением детей. У них формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создается эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств: любви и преданности Родине.
Целью физического воспитания в школе является содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности школьника. Слагаемыми физической культуры являются: крепкое здоровье, хорошее физическое развитие, оптимальный уровень двигательных способностей, знания и навыки в области физической культуры, мотивы и освоенные способы (умения) осуществлять физкультурно-оздоровительную и спортивную деятельность.
Цель программы – формирование основ здорового образа жизни первоклассника, устойчивых мотивов к занятиям физической культурой, развитие творческой самостоятельности посредством освоения подвижных игр.
Реализация данной цели связана с решением следующих задач:
- укреплять здоровье детей на основе развития жизненно – важных умений и навыков, формирования опыта двигательной деятельности, культуры движений посредством подвижных игр;
- развивать способность моделировать индивидуальный оздоровительно-образовательный маршрут с использованием подвижных игр;
- развивать креативные способности через индивидуальную и коллективную физкультурно-оздоровительную деятельность;
- обучать учащихся способам коррекции осанки, развития физических качеств.
В основу отбора содержания программы были положены следующие принципы:
- принцип оздоровительной направленности обосновывает применение подвижных игр для компенсации недостатка двигательной активности детей;
- принцип социализации направлен на включение ребенка в групповую деятельность, воспитанию у них межличностных отношений и организационных умений;
- принцип доступности предполагает подбор заданий, соответствующих уровню социального, психологического и физического развития детей;
- принцип постепенности определяет необходимость построения образовательного процесса в соответствии с правилами “от известного к неизвестному”, “от простого к сложному” в поэтапном освоении и переводе учебных знаний в практические навыки;
- принцип сознательности и активности предполагает формирование у детей устойчивого интереса к освоению новых видов деятельности, развития инициативы, самостоятельности и творчества в двигательном поведении.
Общая характеристика программы
Программа внеурочной деятельности “Подвижные игры” является тематической и разработана для учащихся 2-4 классов.
Общий объем программы – 34 часа, режим занятий по 1 часу в неделю.
Срок реализации программы – один учебный год.
Продолжительность занятия – 40 минут.
Предусмотренные программой занятия проводятся в спортивном зале и на открытом воздухе. Результаты решения поставленных задач определяются в игровой форме с использованием методов анкетирования, тестирования, наблюдения с привлечением классного руководителя.
Данная программа составлена на основе:
- Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) второго поколения.
- Примерной основой образовательной программы образовательного учреждения является - Начальная школа. В.И.Лях, А.А.Зданевич /Физическая культура Начальные классы. 1-4 классы. / - М.: Издательство “Просвещение”, 2012.
- Данная программа ориентирована на формирование и развитие следующих видов универсальных учебных действий (УУД):
Личностные УУД
- определять для себя смысл и значение игровой деятельности для повышения мотивации к здоровому образу жизни;
- понимать значение занятий физической культурой для укрепления здоровья;
- соотносить свое поведение с предъявляемыми в определенных действиях требованиями;
- активно включаться во взаимодействие со сверстниками на принципах уважения и доброжелательности, взаимопомощи и сопереживания.
Регулятивные УУД
- планировать свои действия с поставленной задачей;
- ставить учебные задачи в соответствии с предлагаемой деятельностью;
- контролировать и оценивать выполнение заданий, с целью нахождения несоответствия с эталоном двигательного действия.
Познавательные УУД
- находить и структурировать информацию;
- анализировать игровые действия с выделением существенных признаков;
- осваивать правила поведения и безопасности
Коммуникативные УУД
- учитывать позицию партнера в совместной деятельности;
- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;
- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;
- использовать речь для регуляции своего действия;
- контролировать действия партнера в игровой деятельности.
Планируемые результаты реализации программы
Воспитательные результаты внеурочной спортивно – оздоровительной деятельности учащихся 3 класса распределяются по двум уровням:
Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных знаний понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о здоровом образе жизни, об оздоровительном значении занятий физической культурой, о личной гигиене, о технике безопасности на занятиях физкультурой, о видах двигательной активности в режиме дня, о российских спортивных традициях, о правилах подвижных игр и способах коммуникации со сверстниками, о способах самостоятельного поиска, нахождения и обработки информации.
Формы достижения результатов первого уровня: практические занятия, игра – путешествие, беседы, тренинги, тестирование.
Результаты второго уровня (формирование позитивных отношений школьника к базовым ценностям нашего общества и к социальной реальности в целом): развитие ценностного отношения школьника к своему здоровью и здоровью окружающих его людей, к физкультуре и спору, к труду, к родному Отечеству, к другим людям.
Формы достижения результатов второго уровня: познавательная экскурсия, соревнование, конкурсы.
Список литературы для учителя
- Дереклеева Н.И. / Двигательные игры, тренинги и уроки здоровья: 1-5 классы. – М.: ВАКО, 2007
- Дмитриев В.Н. / Игры на открытом воздухе. – М.: Изд. Дом МСП, 1998;
- Калюжнова И.А. / Лечебная физкультура. – Изд. 3-е. – Ростов н/Д: Феникс, 2010;
- Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. / Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2002;
- Начальная школа XXI века.-М. Физическая культура.:Изд.центр “Вентана-Граф”.2012год.
- Обухова Л.А., Лемяскина Н.А., Жиренко О.Е. / Новые 135 уроков здоровья, или Школа докторов природы (1-4 классы). – М.: ВАКО, 2011.
- Игры народов СССР. Авт. Л.В. Былеева и др., М. Изд-во “Физкультура и спорт”, 1985г.
- Русские подвижные игры. Авт. М.Ф. Литвинова М. “Просвещение”, 1990г.
- 3доровье-сберегающие технологии в начальной школе. 1-4 классы. Авт. В.И. Ковалько. М.: “ВАКО”, 2004г.
Список литературы для детей и родителей
- Лях В.И. Мой друг – физкультура: учебник для учащихся 1 – 4 классов начальной школы.- М.: “Просвещение”,2010.
- Тимофеева Е.А. Подвижные игры для детей младшего возраста. – М.: “Просвещение”, 1999.