Цели урока:
- Образовательная: сформировать целостную картину мировоззрения у учащихся о строении вещества и зависимости свойств физических элементов от строении атомов вещества. Систематизировать базисные знания из курсов 7-8 класса физики и химии, а так же расширить их дополнительными сведениями из истории физики и химии.
- Воспитательная: развить чувство гордости и уважения к великому ученому Д.И. Менделееву и русскому народу давшего народу великого русского ученого. Расширить знания истории наук физики и химии. Воспитать чувство ответственности.
- Развивающая: развивать навыки в построении электронных оболочек атома, уметь выявлять зависимость физических и химических свойств вещества от строения электронных оболочек атома. Развить и упрочить навыки прослеживать химических элементов Д.И. Менделеева. Развить навыки правильной организации труда.
Проектная деятельность учащихся: подготовка малых научных проектов по истории развития науки (в форме презентаций).
Задачи:
- Изучить историю развития учения о строении вещества, рассмотреть наиболее интересные модели строения атомов вещества.
- Изучить историю классификации химических элементов; историю открытия и процесс работы Д.И. Менделеевым по классификации химических элементов. Систематизировать знания о таблице химических элементов Д.И.Менделеева.
- Рассмотреть строение электронных оболочек атома с учетом принципа Паули и проследить изменение химических и физических свойств вещества от места положения в таблице Д.И. Менделеева.
- Показать все величие гениального предвидения Д.И. Менделеева сумевшего на основе систематизирования и обобщения создать систему периодических элементов, давшую новый толчок в развитии отечественной науки и науки всего мира.
Учитель химии: В истории развития человеческих знаний немало великих подвигов. Но только не очень многие из них можно сопоставить с тем, что было сделано Д.И. Менделеевым - одним из величайших гениев мира. Научный подвиг Д.И. Менделеева не имеет равных, величина его не только не стирается неумолимым временем, но продолжает расти. И никто не может сказать, будет ли когда-нибудь исчерпано до конца все содержание одного из величайших в науке обобщений - Периодический закон химических элементов Д.И. Менделеева.
Сегодня на уроке мы с вами должны ответить на следующие вопросы:
1) Как был открыт великий закон.
2) Каковы главные этапы его познания.
3) Как формулируется Периодический закон в настоящее время.
4) Выяснить физико-химический смысл периодического закона химических элементов.
Учитель физики: еще с древних времен человека интересовало, что же такое вещество. Что является основой мироздания? С результатами своего исторического исследования перед нами выступит группа “историков”.
Учитель химии: Открытие Периодического закона – величайшая веха в развитии химии. Историки науки часто выделяют два периода в этом развитии: до закона и после закона. Далеко не все свойства этих элементов были достаточно изучены, даже атомные веса некоторых были определены не правильно и не точно. Много это или мало – 63 элемента? Вполне достаточно, чтобы можно было подметить закономерность изменения из свойств. При 30 или 40 известных химических элементах едва ли удалось бы что либо открыть. Нужен был минимум открытых элементов.
Но разве до Менделеева не пытались ученые подчинить известные элементы определенному порядку, классифицировать их, свести в систему?
Многие пытались. Сказать, что их попытки были бесполезными, нельзя: какие-то крупицы истины они содержали.
Например, в 1829 г. немецкий химик И. Деберейнер сгруппировал элементы со сходными химическими свойствами по тройкам: Li; Na; K; Cl; Br; Y; и т.д. Он назвал эти группы триадами. Позже совокупности таких элементов стали именовать естественными группами.
В1849 г. классификацией химических элементов заинтересовался Гесс. Он описывал четыре группы элементов – неметаллов с похожими химическими свойствами:
Y Te C N Br Se B P Cl S Si As F O
Гесс писал: “Эта классификация еще очень далека от того, чтобы быть естественной, но она все-таки соединяет элементы в группы весьма сходные и с расширением наших сведений она может усовершенствоваться”.
Одну из попыток классификации сделал в 1862 году француз А. Бегье де Шанкурутура. Систему элементов он представлял в виде спиральной линии на поверхности цилиндра. На каждом витке по 16 элементов. Сходные элементы располагались друг под другом на образующей цилиндра. Но никто из ученых не обратил внимания на работу де Шанкрутуа.
Английский ученый А. Ньюлендс в 1866 г. предложил так называемый закон октав. Он считал, что все в мире подчиняется общей гармонии. И в химии и в музыке она должна быть единой. Поэтому свойства химических элементов, расположенных по возрастанию атомного веса, должны повторятся через каждые 7 элементов, так же как и в музыкальной гамме, сходные ноты чередуются через каждые 7 нот. По закону октав, однако, оказывались сходными такие совершенно различные элементы как C и Hg.
Ближе других к истине оказались, пожалуй, английский ученый В. Одлинг и немецкий - Л. Мейер. Так, в 1864 г. Мейер предложил таблицу , в которой все известные химические элементы были разбиты на 6 групп, согласно их валентности. По внешнему виду таблица Мейера была немного похожа на будущую Менделеевскую. Но ни она, ни все другие предшествующие классификации не содержали главного: они не отражали общей, фундаментальной закономерности изменения свойств элементов. Они создавали лишь видимость порядка в их мире. Тот же недостаток был присущ и таблице Одлинга.
Предшественники Менделеева, подметившие частные проявления великой закономерности в мире химических элементов, не смогли подняться до великого обобщения и осознать существования в мире фундаментального закона.
Ученик. С слайда презентации.
Учитель химии. (с демонстрацией слайда) А было ли все так просто, как рассказывал сам Менделеев? На первый взгляд и в самом деле нет ничего трудного в том, чтобы написав на отдельных карточках названия элементов, их атомные веса и свойства, расположить их по порядку. Ведь из всех способов, какими можно было бы комбинировать эти карточки, наиболее простой – расположить их в ряд по возрастанию атомного веса, начиная с элемента с наименьшим весом.
В чем же заслуга Менделеева? Давайте условимся забыть на некоторое время все, что нам уже известно о химии, все что успели узнать в школе о периодической системе и можем знать только то, что знали современники Менделеева. К этому времени было открыто и изучено примерно 60 химических элементов. Свыше 30 элементов были еще не известны, и об их существовании никто тогда и подозревать не мог. Уже были найдены способы определения атомного веса, но измеряли его еще грубо, с малой точностью.
Как же должен был расположить свои карточки Менделеев? Самый малый атомный вес у водорода, равен 1. Следующим по порядку в то время был литий. Его атомный вес около 7. За ним шел бор, с атомным весом 11.далее углерод, с атомным весом 12; азот, с атомным весом 14; бериллий, с атомным весом 14; затем кислород, атомный вес которого равен 16; фтор, с атомным весом 19 и т.д. Следовательно, 1869 г. любой химик, желая расположить карточки с написанными на них обозначениями химических элементов, их атомными весами и химическими свойствами по возрастанию атомного веса, должен был расположить их следующим образом.(слайд)
А как расположил Менделеев?
Конечно, на первом месте был водород. Вторую карточку с атомным весом и свойствами металла лития он поместил под карточкой водорода. На третье место рядом слитием Менделеев положил карточку бериллия, на которой было написано , хотя в те времена большинство химиков было уверено что на этой карточке должно было быть . Почему же Менделеев, не проводя сам никаких новых исследований, не определяя атомный вес – важнейшую и, казалось бы, уже твердо установленную характеристику химического элемента, положил атомный вес у бериллия 9? На четвертое место он поместил карточку бора. Пятое место занял углерод, на шестом месте - азот, далее следовали кислород и фтор. Девятая карточка, принадлежащая натрию, была помещена под второй, под карточкой лития. Затем по порядку следующее место занял магнии, за ним алюминий. Под углеродом оказался кремний, под кислородом - сера, под фтором - хлор.
Вот Менделеев расположил свои карточки.
Вопрос: а, ну-ка, посмотрим элементы, принадлежащие к одному и тому же семейству стоят, в полученных рядах рядом друг с другом?
Где щелочной металл Li, а где щелочной металл Nа, где Be, где Mg? А галогены F и Cl.
Ответ ученика: элементы со сходными свойствами стоят не радом.
Вопрос: А как же?
Ответ ученика: через несколько других элементов.
Учитель химии: Менделеев заметил, что элементы, сходные по свойствам располагаются через определенное число других элементов, имеющих принадлежность к другим семействам.
Разобьем полученный ряд на участки, которые начинаются щелочным металлом, а заканчиваются инертным газом.
Вопрос: как происходит изменение металлических и неметаллических свойств на 1 и 2 участках?
Ответ ученика: металлические свойства убывают, неметаллические свойства усиливаются.
Учитель химии: эти изменения одинаково и закономерно повторяются в выделенных нами участках.
Итак, у химических элементов от Li до Ne, от Na до Ar одинаково изменяются свойства возрастанием относительных атомных масс. Это заметил Д.И.Менделеев, что через какой-то определенный промежуток повторяются элементы с похожими свойствами – эту повторяемость он назвал – периодичностью.
Два с лишним года ученый посвятил созданию основ учения о периодичности. Он ввел представление о периодах – малых и больших – о группах системы элементов. И назвал ее периодической., дав такую формулировку закона:
Измеримые физические и химические свойства элементов стоят в периодической зависимости от атомных весов элементов.
Если продолжить построение периодической системы, то следующий за аргоном по порядковому номеру элемент должен начинать новый период – это щелочной металл калий. Но величина относительной массы калия оказывается не больше, а меньше относительной массы аргона. И если располагать элементы в возрастании относительной атомной массы, то надо бы поменять местами калий и аргон, но тогда бы нарушилась периодичность и калий и аргон не попали бы в те колонки, в которых находятся родственные им элементы. Поэтому за аргоном сохраняется найденное ему место в периодической системе и порядковый номер 18, а калию, несмотря на меньшую относительную атомную массу присваивается очередной порядковый номер 19 с которым он попадает в колонку щелочных металлов.
А всего таких перестановок оказалось 3: Co и Ni, Te и Y.
Из всех таких перестановок следует, что свойства химических элементов зависят не столько от величины относительной атомной массы, сколько от другого свойства атомов, выражаемого порядковым номером элемента.
А какое же свойство элементов отражается в их порядковых номерах?
Что же вам известно о строении атома химического элемента?
Учитель физики: давайте, перед тем как ответить на этот вопрос снова заглянем в историю и проследим путь развития учения о строении атомов.
В начале 20 века атомно – молекулярная гипотеза была экспериментально доказана и уже ни у кого не вызывала сомнений. Но, как говорил Эйнштейн: “К сожалению, законы природы становятся вполне понятными только тогда, когда они уже неверны”. К тому времени накопилось большое количество опытных данных, которые неумолимо приводили к заключению, что амом, представляемый как мельчайшая неделимая частица вещества в природе не существует!
Что же такое атом?
Одной из первых моделей атома была теория “вихревого атома”, предложенная Уильямом Томсоном в 1892г.(Лордом Кельвином(1824 -1907)). В соответствии с ней атом устроен кольцам дыма, выпускаемым изо рта опытным курильщиком. Некоторые верили, что “атом кислорода имеет форму кольца, а атом серы – форму лепешки” и т. Д., но были и другие мнения.
Жан Баттист Перрен в 1901г. рассматривал “нуклеарно – планетарную структуру атома”. Он считал, что в цетре атома находится положительно заряженная частица, которая окружена определенным количеством электронов, компенсирующих такой заряд.
Аналогичные соображения высказал японский физик Хантаро Нагаока(1865-1950), предложивший еще одну модель атома: “атом Сатурна”. Он считал, центральная положительно заряженная частица окружена электронами, находящимися на равных расстояниях друг от друга и вращающимися с одинаковой угловой скоростью.
А в 1908г. французский физик, математик Жюль Анри Пуанкаре (1854-1912) писал: “все опыты над проводимостью газов.... Дают нам основание рассматривать атом как состоящий из положительно заряженного центра, по массе равного приблизительно самому атому, причем вокруг этого центра вращаются, тяготея к нему электроны”.
Однако подобные соображения не были подкреплены экспериментально, носили умозрительный характер и не привели к положительным результатам. В 1903 г.Джозеф Джон Томсон, развивая идеи лорда Кельвина, предложил “капельную” модель атома, или модель “пудинга”, которая в свое время широко использовалась. Согласно этой модели атом – “сфера одной электризации”, внутри которой вкраплено (как изюминки) в пудинге определенное количество электронов, нейтрализующих положительный заряд. Но модель Джозефа Джона Томсона также оказалась неудачной, прежде всего потому, что электрическая система зарядов не может быть устойчивой.
Доклад ученика об опыте Резерфорда.
Ученик: в 1911г. на основе проведенных опытов Резерфорд пришел к заключению, что строение атома похоже на солнечную систему. Ядро выполняет роль Солнца, а электроны – планет. Под впечатлением этой теории поэт Брюсов пишет стихи:
Быть может, эти электроны
Миры, где пять материков,
Искусства, знанья, войны, троны
И память сорока веков!Еще, быть может, каждый атом -
Вселенная, где сто планет;
Там - все, что здесь, в объеме сжатом,
Но также то, чего здесь нет.Их меры малы, но все та же
Их бесконечность, как и здесь;
Там скорбь и страсть, как здесь, и даже
Там та же мировая спесь.Их мудрецы, свой мир бескрайный
Поставив центром бытия,
Спешат проникнуть в искры тайны
И умствуют, как ныне я;А в миг, когда из разрушенья
Творятся токи новых сил,
Кричат, в мечтах самовнушенья,
Что бог свой светоч загасил!
Однако, несмотря на экспериментальное подтверждение, работа английского ученого была встречена физиками того времени весьма настороженно. Самым главным недостатком был вопрос о неустойчивости атома с точки зрения классической электродинамики. Выход из положения был найден лишь в 1913г. Нильсом Бором.
Каждый атом состоит из ядра и электронов. Ядро несет положительный, электроны - отрицательный электрический заряд. Ядро атома состоит их двух видов элементарных частиц: протонов и нейтронов. У протона положительный электрический заряд. У нейтрона заряда нет, иначе говоря, он электрически нейтральный, поэтому он так и называется. Таким образом, все предметы, которые нас окружают, составлены всего из трех видов частиц: протонов, нейтронов и электронов.
На первый взгляд, кажется, что картина мира резко упростилась: вместо 104 видов атомов – всего три вида элементарных частиц.
Весом и свойствами металла лития он поместил под карточкой водорода. На третье место рядом с литием Менделеев положил карточку бериллия, на которой было написано, Be 9 хотя в те времена большинство химиков было уверено, что она этой карточке должно было быть Be 14 . почему же Менделеев, не проводя сам никаких новых исследований, не определяя атомный вес - важнейшую и, казалось бы, уже твердо установленную характеристику химического элемента, положил атомный вес бериллия равный 9? На четвертое место он поместил карточку бора. Пятое место занял углерод, на шестом месте - азот, далее следовали кислород и фтор. Девятая карточка, принадлежащая натрию, была помещена под второй, под карточкой лития. Затем по порядку следующее место занял магний, за ним алюминий. Под углеродом оказался кремний, под кислородом - сера, под фтором – хлор. Вот так Менделеев расположил свои карточки.
Вопрос: А, ну-ка, посмотрим элементы принадлежащие к одному и тому же семейству стоят в полученных рядах рядом друг с другом?
Где щелочной металл Li, а где щелочной металл Na, где Be , где Mg?А галогены F и CI.
Ответ ученика: Элементы со сходными свойствами стоят не рядом.
Вопрос: А как же?
Ответ ученика: Через несколько других элементов.
Учитель химии: Менделеев заметил, что элементы, сходные по свойствам располагаются через определенное число других элементов, имеющих принадлежность к другим семействам.
Разобьем полученный ряд на участки, которые начинаются щелочным металлом, а заканчиваются инертным газом.
Вопрос: Как происходит изменение металлических и неметаллических свойств на 1 и 2 участках.
Ответ ученика: Металлические свойства убывают; неметаллические свойства усиливаются.
Учитель химии: Эти изменения одинаково и закономерно повторяются в выделенных нами участках.
Итак, у химических элементов от Li до Ne, от Na до Ar одинаково изменяются свойства с возрастанием относительных атомных масс. Это изменил Д.И. Менделеев, что через какой-то определенный промежуток повторяются элементы с похожими свойствами эту повторяемость он назвал периодичностью.
Два с лишним года ученый посвятил созданию основ учения о периодичности. Он ввел представление о периодах - малых и больших – и о группах системы элементов. И назвал ее периодической. И дал такую формулировку закона:
Измеримые физические и химические свойства элементов стоят в периодической зависимости от атомных весов элементов.
Если продолжить построение периодической системы, то следующий за аргоном по порядковому номеру элемент должен начинать новый период- это щелочное металл калий. Но величина относительной атомной массы аргона. И если располагать элементы в порядке возрастания относительной атомной массы, то надо бы поменять местами калий и аргон, но тогда бы нарушилась периодичность и калий и аргон, но тогда бы нарушилась периодичность и калий и аргон не попали бы в те колонки, в которых находятся родственные им элементы. Поэтому за аргоном сохраняется найденное ему место в периодической системе и порядковый номер 18, а калию несмотря на меньшую относительную массу присваивается очередной порядковый номер 19 с которым он попадает в колонку щелочных металлов.
А всего таких перестановок оказалось 3: Co и Ni, Te и Y.
Из всех таких перестановок следует, что свойства химических элементов зависят не только от величины относительной атомной массы, сколько от другого свойства атомов, выражаемого порядковым номером элемента.
А какое же свойство элементов отражается в их порядковых номерах?
Что же вам известно о строении атома химического элемента?
Учитель химии: И так я повторяю вопрос: какое же свойство элементов отражается в их порядковых номерах?
Ответ ученика: Заряд атомного ядра каждого химического элемента оказался численно равным порядковому номеру этого элемента.
Учитель химии: Действительно так, в 1913г. Мозли исследует элемент за элементом и делает важнейшее открытие – заряд атома элемента соответствует его порядковому номеру в периодической системе . Он удивляется гениальной интуиции Д.И. Менделеева, поменявшего местами аргон и калий, кобальт и никель, теллур и йод. Заряд ядра их атомов точно совпадал с порядковым номером элемента в периодической системе. После открытия Мозли сразу стало ясно, сколько электронов а атоме.
Учитель физики: Например, сколько в целом атоме электронов(гелий, калий, магний).
He +2; e=2
K +19; е=19
Mg +12; е=12
Видите, как все просто. Сейчас трудно поверить , что в 1913 году , еще до открытия Мозли , этот вопрос обсуждался на конгрессе физиков в Брюсселе и верный ответ не был получен. -1;0 е.
Дальнейшее исследования показали , что +1;1 p и 1;0 n.
Учитель химии: После создания модели атома Резерфорда было доказано: свойства электронов периодически изменяются по мере роста заряда атомного ядра, численно равного порядковому номеру соответствующего элемента. Это единственный случай, когда фундаментальный закон природы существенно изменил свою формулировку. Теперь она звучит так:
Свойства элементов и образуемых ими соединений находятся в периодической зависимости от зарядов ядер их атомов.
В свое время Д.И. Менделеев с огорчением замечал: “....причин периодичности мы не знаем”. Ему не удалось дожить до разгадки этой тайны.
Учитель физики: Когда было доказано что, порядковый номер элемента в системе численно равен заряду ядра его атома, то стала ясной физическая сущность периодического закона.
Тайна периодической системы элементов была разгадана , когда удалось понять сложнейшую структуру атома, строение его внешних электронных оболочек, законы движения электрона вокруг положительно заряженного ядра, в котором сосредоточена почти вся масса атома. Все химические и физические свойства вещества определяются строением атомов.
Вопрос: Каково строение электрона в атоме ?
Ответ ученика: Электроны распределяются по определенным оболочкам, причем в каждой из оболочек должно содержаться строго определенное число электронов.
Учитель химии: Для обозначения таких оболочек, ученые использовали латинские буквы K, L, M, N, O, P, Q.
Так ближайшая к ядру оболочка обозначалась как K-оболочка, следующая как L-оболочка.
Учитель физики: А какое максимальное число электронов может содержаться на каждой оболочке?
Ответ ученика: Это число электронов определяется по формуле 2n2 , где n – номер оболочки.
Учитель физики: Посмотрите, какими емкостями обладают отдельные электронные оболочки
K L M N O P Q n 1 2 3 4 5 6 7 2n2 2 8 18 32 50 72 98
И оказалось, что внутри каждой оболочки не все электроны одинаковые , а их можно объединить в определенные группы.
Состояние любого электрона в атоме можно описать особым шифром. С числом n мы встречались раньше, оно входит в формулу для емкости электронной оболочки(2n2), т.е. n - квантовое число, соответствует номеру электронной оболочки - это число определяет принадлежность электрона данной электронной оболочке.
Учитель химии: Называемое главным квантовым числом, число принимает только целочисленные значения: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7,....., отвечающие соответственно оболочкам K, L, M, N, O, P, Q,...
Например, электрон характеризуется значением n=4, значит он принадлежит к N-оболочке.
Оказывается, каждая оболочка подразделяется на определенные подоболочки, причем их число равно номеру оболочки.
- K-оболочка (n=1) состоит из одной подоболочки;
- L- оболочка (n=2) - из двух подоболочек;
- M-оболочка (n=3) - из трех подоболочек;
Для обозначения электронных подоболочек предпочитают старые буквенные обозначения s,p,d,f,....
Оболочки Подоболочки K(n=1) 1s L(n=2) 2s3p M(n=3) 3s3p3d N(n=4) 4s4p4d4f
Теперь можно кратко записать, какие электронные подоболочки содержаться в электронных оболочках.
Учитель физики: электрон вращается вокруг своей оси, словно планета на орбите. Это свойство электрона получило название “спин”(с англ. – вращать) . Вращение электрона постоянно и неизменно. Оно одинаково для всех электронов в мире. Но хотя спин – общее свойство всех электронов . в нем так же заключена причина различия между электронами в атоме. В атоме на каждой орбите может вращаться либо один, либо два электрона, больше быть не может.
Теперь мы в праве сказать, что каждая электронная оболочка максимально вмещает:
- s- подоболочка -2 электрона
- p- подоболочка – 6 электронов
- d- подоболочка- 10 электронов
- f – оболочка -14 электронов
Вся прихотливость поведения электрона его внешней оболочке, управляющая всеми его свойствами, может быть выражена просто.
На одной орбитали может находится лишь 2 электрона, обладающих противоположными спинами.
Этот закон известен науке как, принцип Паули.
Зная же общее число электронов в данном атоме, которое равно его порядковому номеру в менделеевской системе, мы можем сами “ стоить” атом: можем сами рассчитывать структуру его внешней электронной оболочки - определить сколько в ней электронов и какие они в ней.
Учитель химии: Составьте электронную схему строения атома фтора.(выполняет ученик)
F +9 ; е=7; р=7; n=19-7=12 ;
1s22s22p5
Учитель физики: Итак, смысл периодичности химических элементов заключается в том, что у каждого последующего элемента прибавляется по одному электрону на внешнем электрическом уровне. Но эта периодичность казалось нарушается начиная с цифры 3-го элемента IV периода (это скандий- Sс). Накопление электронов в наружном электрическом уровне атома с возрастанием порядкового номера временно прекращается, а возобновляется накопление электронов на предпоследнем энергетическом уровне пока их число не возрастет от 8 до 18 . Иначе говоря, Бор выяснил что, построение электронных оболочек на время прерывается из-за того, что в атомах появляются электроны, принадлежащие другим оболочкам.
Учитель химии: Итак, мы с вами ответ на вопрос как был открыт периодический закон, мы рассмотрели исторический и научный ход событий изменивший формулировку периодического закона, сформулировали сам закон. Теперь давайте определим основные этапы развития периодического закона.
Этап 1869-1900гг. – “Химический”
Этап 1885-1912гг.- Острые противоречия с новыми открытиями физиков.
Этап ( ядерный) – бурный “прорыв” периодического закона в область атомной физики.
- На первом этапе (химическом) развития периодического закона - определяющим свойствам элемента является его атомный вес, и была принята формулировка периодического закона, данная Д.И. Менделеевым
- На втором этапе (физическом) развитее закона критерием химического элемента стал заряд ядра его атома, соответственно изменилась формулировка периодического закона: свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от величины зарядов ядер их атомов.
- На третьем этапе (ядерном) развития закона была дана следующая формулировка с увеличением числа нуклонов в ядре и электронов в оболочке периодически повторяются особенности в свойствах атомов простых тел, сложных соединений а так же ядер элементов.
Учитель физики: Более чем за 100 лет , прошедших со дня открытия закона стал ясным физический смысл учения о периодичности ,в нем обнаружились новые грани. Периодически изменяются не только свойства химических элементов по мере роста их порядковых номеров в таблице, так же периодически изменяются и повторяются сходные электронные оболочки атомов в зависимости от увеличения заряда ядра и здесь заключается объяснение физических сущности явления периодичности.
Учитель химии: Идет второе столетие триумфального шествия периодического закона химических элементов Д.И. Менделеева. Изучать химию и физику невозможно без периодического закона. Великое множество раз воздавали хвалу в периодическому закону физики и химики, историки науки и философы.
“Вероятно, это самый компактный и полный значения сгусток знаний, когда – либо изобретенный человеком”.
Учитель физики: Периодическая система является уникальным “банком данных”, поскольку содержит богатейшую информацию о свойствах химических элементов, в формах их соединений, закономерностях построения электронных конфигураций атомов.
Система - это графически (табличный) образ периодического закона, не имеющего количественного выражения в виде какой-либо математического формулы или уравнения.
Викторина
- Назовите элементы которые получили свои названия в честь названия стран или континентов.
- Актиния - лучеподобное морское животное. Объясните почему этим именем назван элемент №89.
- Почему бериллий называют прочным элементом?
- Почему элемент №22 назван титаном?
- Какой химический элемент знаменитый советский геохимик и минералог, академик А.Е. Ферсман назвал элементом жизни и мысли?
- Имеет химический элемент индий отношение к Индии?
- Назовите 8 элементов существование которых предсказал Д.И. Менделеев
Ответы:
- Галлий, германий, рутений, европий, тулий, полоний, франций, амерций.
- Элемент №89 назван так за его способность испускать лучи
- Потому что бериллий образует со многими металлами сплавы обладающие твердостью, прочностью, жаростойкостью и коррозийной стойкостью. Он сохраняет радиационную стойкость при очень высокой температуре
- Немецкий химик М.Г. Клапрот назвал открытый им химический элемент в честь древнегреческий богов-титанов.
- Фосфор. Потому, что он необходим для жизнедеятельности растений, животных и человека.
- Нет, не имеет. Индий был открыт спектроскопическим методом по характерной индигово–синей линии в остатках от переработки цинковой обманки. По цвету этой линии он и получит свое название.
- Галлий, скандий, германий, рений, полоний, протактиний, радий и актиний.