Тип урока: урок общеметодологической направленности.
Технологии: здоровьесбережения, элементы технологии проблемного обучения, развивающего обучения, развития критического мышления, ИКТ.
Предметные результаты:
- научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов как представителей самостоятельного царства живой природы;
- описывать процессы питания и размножения грибов;
- различать одноклеточные и многоклеточные грибы;
- приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека;
- демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
Метапредметные результаты:
Познавательные УУД
- Продолжить формирование умения анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; выявлять причины и следствия простых явлений.
- Продолжить формирование умения находить достоверную информацию, необходимую для решения учебных задач.
- Продолжить формирование умения преобразовывать информацию из одного вида в другой схему в текст и пр.).
Коммуникативные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе (паре).
Регулятивные УУД
- Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.
- Продолжить формирование умения в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.
- Продолжить обучение основам самоконтроля, самооценки и взаимооценки.
Личностные результаты:
- Создание условий (ДЗ) к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и самопознанию.
Приемы: “знаем-незнаем... постановка в ситуацию затруднения”.
Формы работы: парная, индивидуальная.
Методы: словесные, наглядные, поисково-исследовательские.
Оборудование: ПК, мультимедийный проектор, учебник “Биология” 5 класс под редакцией В.В. Пасечника (ФГОС), коллекция муляжей “Шляпочные грибы”, таблица “Шляпочные грибы”.
План урока:
1. Организационный этап.
2. Актуализация прежних знаний.
3. Актуализация знаний.
4. Постановка учебной задачи.
5. Усвоение новых знаний и первичное закрепление.
6. Физ. минутка.
7. Закрепление изученного материала.
8. Рефлексия деятельности (подведение итогов занятия).
9. Информация о домашнем задании (комментирование), выставление оценок за урок.
Ход урока
1.Организационный этап. Мотивация к учебной деятельности (1 мин).
- Добрый день ребята.
Давайте посмотрим друг на друга и улыбнёмся. Говорят, “улыбка – это поцелуй души”. А теперь давайте повернёмся к нашим гостям и поделимся своими улыбками, громко скажем “Добрый день!”. Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, это значит, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь.
2. Актуализация прежних знаний. (4 мин).
Для начала давайте вспомним, что мы проходили на прошлом уроке.
Дети отвечают (бактерии)
Выполните задания теста. Выберите один правильный ответ:
1. Образование бактериями спор — это приспособление к:
а) размножению с) перенесению неблагоприятных условий
у) паразитизму т) передвижению.
2. Палочковидные бактерии:
в) спириллы о) кокки з) вибрионы г) бациллы
У бактерий отсутствует:
а) оболочка о) ядро е) цитоплазма г) жгутик
4. К организмам, не имеющим в клетках оформленного ядра, относят:
е) растения ц) бактерии в) водоросли у) грибы.
5. Бактерии-сапрофиты питаются:
а) минеральными веществами
у) органическими веществами живых организмов
е) водой и углекислым газом
ы) органическими веществами отмерших организмов
6. Бактерии-паразиты питаются:
в) органическими веществами живых организмов
ю) минеральными веществами
з) органическими веществами отмерших организмов
г) водой и углекислым газом
7. Изогнутые в виде запятой бактерии:
р) вибрионы с) спириллы в) кокки т) бациллы
8.Шаровидные бактерии:
а) кокки м) спириллы д) бациллы ю) вибрионы.
9. Бактерии, похожие на спираль:
а) кокки ф) бациллы ч) вибрионы р) спириллы.
10. Бактерии легко переносят мороз и жару, так как:
а) быстро размножаются т) не дышат, не растут
щ) могут не питаться и) могут образовывать споры.
11. Бактерии размножаются:
а) почкованием з) посредством половых клеток у) спорами
б) делением клетки
12.Меньше всего бактерий встречается:
а) в непроветренных помещениях ж) на улицах города
т) высоко в горах, в воздухе е) в помещении класса.
Ключевые слова:
4 8 9 1 12 6 3
2 7 10 11 5
Для слабоуспевающих – подписать рисунок “Бактерии”
3. Актуализация знаний (2 минуты) - выдвижение проблемы, сообщение темы и цели урока)
А сейчас я вам прочту стихотворение, а вы догадайтесь, о ком или о чем идет речь.
Что за чудище такое?
То поменьше, то большое.
Можно встретить под берёзой,
На пеньке, среди травы.
Можно в баночке литровой,
И на хлебе те дары.
Могут паразитом быть -
Злаков урожай сгубить.
Могут портить древесину,
Поселившись на стволах.
Могут в тесте размножаться,
Если тесто на дрожжах.
Есть плодовые тела
И разросшиеся клетки.
Так о ком же речь была?
Догадались ли, вы, детки?
- Совершенно верно - это гриб.
- Как вы думаете, как будет звучать тема сегодняшнего урока?
Давайте правильно сформулируем тему, используя ключевые слова из проверочной работы:
(Дети отвечают: Царство Грибы).
Тема урока: Общая характеристика царства грибов (Правильно, откроем тетради и запишем тему сегодняшнего урока).
4. Постановка учебной задачи. (4 мин)
Итак, добро пожаловать в одно из самых загадочных царств живой природы– царство Грибы. С этим царством мы будем с вами знакомиться на протяжении нескольких уроков.
- Исходя из темы урока, сформулируйте его главную цель. Что сегодня предстоит нам выяснить? (строение, процессы жизнедеятельности, значение).
- Правильно, в конце этого урока мы должны научиться характеризовать особенности строения и жизнедеятельности грибов; приводить примеры положительной и отрицательной роли грибов в природе и жизни человека; а также демонстрировать знание правил оказания первой доврачебной помощи при отравлении грибами.
5. Усвоение новых знаний. (5 мин).
- Перечислите известные вам царства живой природы?
Как вы думаете, почему грибы выделили в отдельное царство?
– Что же такое грибы? Что это за загадочные создания?
Грибы – это своеобразные организмы. Люди издавна чувствовали в грибах что-то таинственное. Им поклонялись древние индейцы – ацтеки, да и само появление грибов после дождя считалось сверхъестественным, откуда они берутся? Одни связывали появление грибов с ударом молнии, другие верили, что грибы – это дело нечистой силы, изобретение дьявола, чтобы нарушить гармонию остальной природы. Пожалуй, в природе не было таких организмов, вокруг которых разгорались бы такие страсти. Долгое время органический мир делили на два больших Царства: “Растения” и “Животные”.
Какими признаками обладают растения? (зеленые, автотрофы, растут всю жизнь и неподвижны).
Какими признаками обладают животные? (гетеротрофы, активно двигаются, растут до определенных размеров).
И куда же отнести грибы?
Рассмотрим некоторые факты о грибах.
Факт 1: Грибы могут расти в отсутствие света, но не могут двигаться, как животные.
Факт 2: Грибы растут в течение всей жизни, как растения, но питаются только готовыми органическими веществами, как животные.
Проблема:??? Что же такое грибы? Почему их выделили в отдельное царство?
Давайте вместе попробуем ответить на эти вопросы.
Самостоятельная работа с учебником (5 мин).
Работа в листах самоконтроля (задания в паре)
Каждой паре даются разные задания. Каждый работает с учебником и заполняет схему на листочках. Выступает один из пары.
Задания для первой пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Питание грибов” и подготовьте выступление об особенностях питания грибов. Заполните схему в ваших листочках.
Задание для второй пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Строение грибов” и подготовьте выступление об особенностях организации грибов, строения грибной клетки. Заполните схему в ваших листочках.
Задание для третьей пары.
Прочитайте текст параграфа 13 на стр. 66 “Размножение грибов” и подготовьте выступление (перескажите) о путях размножения грибов и их способах. Заполните схему в ваших листочках.
Индивидуальное задание.
Прочитать начало текста параграфа 13 на с 66 и подготовить выступление о количестве видов и местах обитания грибов.
Первичное закрепление. Подведение итогов работы в парах. (5 мин)
Как вы думаете, какую роль грибы играют в природе? А человеку они нужны?
Давайте вместе заполним таблицу “Роль грибов”, используя рис 39 учебника.
Роль грибов | |||
в природе | в жизни человека | ||
+ | - | + | - |
Симбиоз с деревьями | Вызывают болезни растений | Получение лекарств | Вызывают болезни |
Участвуют в круговороте веществ | пища | Портят продукты питания, жилые постройки |
6. Физ. минутка (1 мин).
7. Закрепление изученного материала (5 мин)
1. Новые термины
- Хитин – это органическое вещество, характерное для клеток животных.
- Грибница (мицелий) – тонкие белые нити (гифы), образующие тело гриба.
2. Мозговой штурм
- Сколько видов грибов известно?
- Как грибы питаются?
- Как грибы размножаются?
- Из скольких клеток может состоять тело гриба?
- Сколько ядер может содержать клетка гриба?
3. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности
Выбрать правильное и неправильное суждение
1. Грибы не имеют хлоропластов и других пластид.
2. Гифы - это корни.
3. Все грибы растут в лесах.
4. Грибы имеют грибницу, состоящую из белых тонких нитей (гифов).
5. Все грибы - это многоклеточные организмы.
6. Тело шляпочного гриба состоит из переплетенных нитей (гифов).
7. Все грибы – паразиты.
8. В клеточных стенках грибов, как в покровах тела раков, насекомых, имеется органическое вещество- хитин.
9. Грибы питаются готовыми органическими веществами.
10. Среди грибов встречаются как одноклеточные, так и многоклеточные.
- Да - 1, 4, 6, 8, 9, 10
- Нет - 2, 3, 5, 7
4. Возвращаемся проблемному вопросу. Почему грибы относят к отдельному царству?
Сочетают в себе признаки и растений и животных
Имеют особенное строение тела (грибница (мицелий))
По своему химическому составу грибы близки к продуктам животного происхождения. В 1 кг сушеных грибов белков в два раза больше, чем в говядине и в 3 раза больше, чем в рыбе. Есть в грибах и витамины, и микроэлементы. Правильно приготовленные грибы вкусны и полезны для здоровья. Отсюда видно, насколько велика необычность грибов. Наиболее известными среди грибов являются шляпочные грибы.
- Какие грибы вы знаете?
При сборе грибов нужно знать несколько правил:
- собирать только известные грибы;
- нельзя брать старые и поврежденные грибы;
- нельзя собирать грибы вдоль дорог.
- Ну а что же делать, если произошло отравление грибами?
- Нужно вызвать врача;
- До прихода врача больному проводят промывание желудка;
- Пострадавшему нужно дать активированный уголь;
- Уложить в постель и поить водой или крепким чаем;
- Для уточнения диагноза необходимо сохранить все не съеденные грибы.
Вывод: грибы – особое царство в органическом мире, сочетающее в себе признаки растений и животных. Эти организмы относятся к эукариотам. Они могут иметь одноклеточное и многоклеточное строение тела. Тело образует грибницу или мицелий, состоящий из гифов. Грибы играют большую роль в природе и жизни человека. Ими можно отравиться.
8. Этап рефлексии.
Закончите предложения:
1. Сегодня на уроке мне понравилось...
2. Я знал...
3 Я узнал ...
4. Мне не понравилось...
5.Достигли ли мы поставленных задач?
6. Настроение в ходе урока у меня (выбрать изображение, которое отражает ваше настроение).
9. Домашнее задание: параграф 13 №1-4 с. 69